ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/
судья Максимов А.А.
дело № 21-180
поступило 15 июля 2022 года
УИД 04RS0011-01-2022-001361-85
Р Е Ш Е Н И Е
8 августа 2022 года г. Улан-Удэ
Верховный Суд Республики Бурятия в составе судьи Булгытовой Светланы Валерьевны
при секретаре Долонове Ц.-Н.Б.
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении главы – руководителя Администрации МО «Кабанский район» Сокольникова А.А.,
У С Т А Н О В И Л:
1. Постановлением заместителя главного государственного инспектора по пожарному надзору Республики Бурятия Брянского Д.И. № 28 от 20 мая 2022 года глава – руководитель Администрации МО «Кабанский район» Сокольников А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Сокольников А.А. обжаловал постановление в суд.
Решением Кабанского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
Должностное лицо Брянский Д.И. обжаловал решение районного суда в вышестоящий суд.
В заседании вышестоящего суда Брянский Д.И. поддержал доводы жалобы, представитель Сокольникова А.А. Зачиняев И.О. возражал против удовлетворения жалобы.
2. Рассмотрев дело, вышестоящий суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 данного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 данной статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Из постановления должностного лица следует, что Сокольников А.А. как должностное лицо, в нарушение статей 19, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов (на земельных участках с кадастровыми номерами 03:09:480201:8, 03:09:380201:11, расположенных вблизи ул. Садовой в пгт. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия) не организовал работу по своевременной уборке сухой растительности и покоса травы, а также не принял нормы и правила по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров в муниципальном образовании «Кабанский район».
С привлечением Сокольникова А.А. к административной ответственности нельзя согласиться.
В статье 37 Федерального закона № 69-ФЗ указаны обязанности руководителей организаций в области пожарной безопасности.
Согласно пункту 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы.
Оснований считать, что Сокольниковым А.А. нарушены требования статьи 37 Федерального закона № 69-ФЗ и пункта 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации не имеется, поскольку Сокольников А.А. не является руководителем организации, которой вверены земельные участки, и (или) правообладателем земельных участков.
Из статьи 19 Федерального закона № 69-ФЗ следует, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов.
Для привлечения к административной ответственности за нарушение указанной нормы следует установить, что лицо является ответственным за обеспечение первичных мер пожарной безопасности.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В примечании к статье указано, что под должностным лицом в данном Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Таким образом, гражданин несет административную ответственность как должностное лицо при условии, что совершил правонарушение, связанное с выполнением вмененных ему организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Сокольников А.А. является главой муниципального образования - руководителем местной администрации.
В материалах дела нет доказательств, что в полномочия Сокольникова А.А. как главы района - руководителя местной администрации входит непосредственное обеспечение первичных мер пожарной безопасности или о том, что в Администрации Кабанского района Республики Бурятия нет иных должностных лиц или отраслевые (функциональные) и территориальных органов. Следовательно, оснований считать, что Сокольников А.А. является надлежащим субъектом административного правонарушения, не имеется.
Содержащийся в постановлении вывод должностного лица о том, что Сокольников А.А. не принял нормы и правила по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров в МО «Кабанский район», не обоснован ссылкой на конкретные нормы закона, предусматривающие такую обязанность.
Ссылка в жалобе на то, что статья 19 Федерального закона № 69-ФЗ предусматривает включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений, муниципальных и городских округов, подлежит отклонению, поскольку указанный вопрос не входит в полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов.
Довод о том, что должностное лицо не извещено районным судом о месте и времени рассмотрения дела, нельзя принять во внимание, т.к. в материалах дела имеется соответствующая судебная повестка.
Поскольку оснований для привлечения Сокольникова А.А. к административной ответственности не усматривается, решение районного суда, которым постановление отменено и производство по делу прекращено, является правильным по существу и не подлежит отмене.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, вышестоящий суд
Р Е Ш И Л:
Решение Кабанского районного суда Республики Бурятия от 28 июня 2022 года оставить без изменения, жалобу должностного лица – без удовлетворения.
Судья С.В. Булгытова