Судья Ретина М.Н. дело N 33а-4410/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 апреля 2022 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А. и Роменской В.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Яковлевой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-475/2021 по административному исковому заявлению Горькой И.П. об оспаривании решения министерства строительства Самарской области, по апелляционной жалобе министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 января 2022 г.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя Горькой И.П. – Прошина Е.А. (по доверенности и диплому) судебная коллегия
установила:
Горькая И.П. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что 22 июля 2021 г. ею было подано заявление N № о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Письмом от 11 октября 2021 г. министерство строительства Самарской области сообщило об отказе во включении в реестр, на основании подпунктов «а» и «г» пункта 2.5 Порядка, а именно в связи с непредставлением документов, установленных п.2.2 Порядка.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, полагая свои права нарушенными, Горькая И.П. просила признать не соответствующим отказ министерства строительства Самарской области во включении ее в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Решением Ленинского районного суда г. Самары от 10 января 2021г. административное исковое заявление, удовлетворено, оспариваемое решение признано незаконным, на министерство возложена обязанность повторно рассмотреть ее заявление от 22 июля 2021 г. (л.д. 66-73).
В апелляционной жалобе министерство строительства Самарской области просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
Законом Самарской области от 08.07.2019 г. № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области» (далее Закон № 84-ГД) установлены меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства.
Постановлением Правительства Самарской области от 13.12.2019 г. № 927 утвержден Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с п. 1.3 указанного Порядка уполномоченным на ведение реестра пострадавших участников долевого строительства органом является министерство строительства Самарской области.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ г. между ООО «Проспект-Инвестрой» и Чаркиной Л.А. заключен договор N № о долевом участии в строительстве жилого дома в отношении однокомнатной квартиры, площадью <данные изъяты> кв.м. расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 12).
ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Проспект-Инвестрой», Чаркиной Л.А. и Батуриной М.А. заключен договор N № о переуступке доли в строительстве вышеуказанной квартиры (13-14).
ДД.ММ.ГГГГ г. между ООО «Проспект-Инвестрой», Батуриной М.А. и Горькой И.П. заключен договор N № о переуступке доли в строительстве состоящей из однокомнатной квартиры, площадью <данные изъяты> кв.м. расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 5,6).
На основании указанного договора ДД.ММ.ГГГГ г. Горькой И.П. на имя Бачуриной М.А. открыт договор о вкладе «Универсальный», на который зачислен сумма в размере <данные изъяты> рублей, что также подтверждается квитанциями N № от ДД.ММ.ГГГГ г., N № от ДД.ММ.ГГГГ г. (7-9, 11).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 11 апреля 2012 г. по делу N А55-24979/2010 требование Горькой И.П. включено в реестр требований о передаче жилого помещения должника ООО «Проспект-Инвестрой» (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ г. заявитель обратился в Министерство строительства Самарской области с заявлением N № о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства (л.д. 36-39).
Уведомлением Министерства строительства Самарской области, доведённым до сведения заявителя письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. N № во включении в реестр отказано на основании пп.«а», «г» и п.2.5 названного выше Порядка, т.е. в связи с несоответствием пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в ст.5 Закона Самарской области «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области», непредставлением документов, указанных в п.2.2 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области N 927 от 13 декабря 2019 г.
Не согласившись с таким решением, административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением о признании его незаконным.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Горькой И.П. требования, суд, руководствуясь требованиями Закона Самарской области от 08 июля 2019 г. № 84-ГД «О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства на территории Самарской области»; Постановления Правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927, утвердившего Порядок ведения реестра пострадавших участников долевого строительства, пришел к выводу о том, что отказ Министерства строительства Самарской области во включении административного истца в реестр пострадавших участников долевого строительства по приведенным в нем основаниям является незаконным, нарушает права и законные интересы административного истца.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно статье 5 Закона N 84-ГД пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признается гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям: наличие заключённого с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения; исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве; заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика; признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трех и более блоков); отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа; отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачета взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка ведения реестра пострадавших участников долевого строительства к заявлению пострадавшего участника долевого строительства прилагаются: паспорт гражданина РФ, подтверждающий личность пострадавшего участника долевого строительства; действующий договор участия в долевом строительстве, заключённый с недобросовестным застройщиком; платёжные документы, подтверждающие исполнение пострадавшим участником долевого строительства обязательств в соответствии с договором участия в долевом строительстве, заключённым с недобросовестным застройщиком (первичные бухгалтерские документы); постановление следователя, дознавателя, судьи или определение суда в соответствии с действующим законодательством РФ о признании пострадавшего участника долевого строительства потерпевшим (в случае наличия уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из 3 и более блоков); определение арбитражного суда о включении пострадавшего участника долевого строительства в реестр требований участников строительства (при наличии); документ, подтверждающий личность и полномочия представителя пострадавшего участника долевого строительства на подачу заявления (в случае подачи заявления представителем пострадавшего участника долевого строительства); свидетельство о праве на наследство (в случае если заявление и приложенные к нему документы подаются гражданином, являющимся наследником пострадавшего участника долевого строительства).
Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, являются исполнение административным истцом обязанности предоставить сведения, которые закон связывает с основаниями для включения в реестр пострадавших дольщиков, и документы, подтверждающие соответствие административного истца обозначенным им критериям.
Министерство строительства Самарской области, в свою очередь, должно доказать наличие предусмотренных законом обстоятельств, послуживших основанием для отказа во включении административного истца в реестр, а также соблюдение порядка принятия оспариваемого решения и его полноту.
В нарушение положений частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ такие доказательства административным ответчиком в материалы дела не представлены. В то же время административным истцом факт нарушения его прав и законных интересов доказан.
Так из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что Горькой И.П. выполнено в полном объеме обязательство по договору о долевом строительстве.
При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции о том, что отказ Министерства строительства Самарской области, по приведенным выше основаниям незаконным, судебная коллегия находит правильными.
Довод апелляционной жалобы о том, что Горькой И.П. не представлены документы именно: договор о долевом участии и последующие договора переуступки доли по объекту повторяют доводы, изложенные административным ответчиком в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая оценка. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Довод апелляционной жалобы о том, что административным истцом не представлено документов, подтверждающих оплату застройщику стоимости договора в долевом строительстве первоначальным участником и оплату уступаемого права требования судебная коллегия так же находит несостоятельными, не ведущими к отмене решения, поскольку Горькой И.П. исполнены обязательства в соответствии с договором о переуступке доли, что также исследовано судом первой инстанции и дана надлежащая оценка.
В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обоснованно, в соответствии с положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязал министерство устранить в полном объеме допущенное нарушение прав Горькой И.П., заново рассмотрев и приняв решение по ее заявлению о включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, не предрешая существа решения, которое должно быть принято. В то же время правовая позиция, изложенная в решении, является для административного ответчика обязательной при принятии решения.
Доводы и обстоятельства, на которые указывается в апелляционной жалобе, повторяют правовую и процессуальную позицию административного ответчика в суде первой инстанции и уже являлись предметом судебного рассмотрения, получив правильную по существу оценку, все выводы суда подробно мотивированы в решении, оснований для переоценки исследованных по делу доказательств у судебной коллегии не имеется.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения, верно распределил бремя доказывания между сторонами, собранным по делу доказательствам дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нормы материального и процессуального права судом не нарушены.
При указанных обстоятельствах решение суда является правильным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Самары от 10 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу министерства строительства Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Мотивированное определение принято 4 мая 2022 г.
Председательствующий:
Судьи: