Дело № 12-16/2024
(УИД 55RS0011-01-2024-000205-79)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
об отказе в восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении
р.п. Горьковское 23.05.2024
Судья Горьковского районного суда Омской области Пичерских М.С.,
при секретаре Гущанской Н.И.,
рассмотрев в Горьковском районном суде Омской области, расположенном по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в открытом судебном заседании ходатайство ФИО1 в лице законного представителя Жерита Александра Степановича о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении №, вынесенное 30.08.2022 старшим инспектором по ИАЗ ЦАФАП Госавтоинспекции УМВД России по Омской области Трукан Е.Н. о привлечении к административной ответственности ФИО1 по ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, которым постановлено:
«Признать собственника (владельца) ТС, ФИО1, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей»,
УСТАНОВИЛ:
30.08.2022 старшим инспектором по ИАЗ ЦАФАП Госавтоинспекции УМВД России по Омской области Трукан Е.Н. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности ФИО1, которым последний признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.9 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в лице законного представителя Жерита Александра Степановича на указанное постановление в Горьковский районный суд <адрес>, через ЦАФАП Госавтоинспекции УМВД России по <адрес>, подана жалоба. В жалобе ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 выражает несогласие с постановлением должностного лица, указывая, что он правонарушение не совершал, в связи с чем, имеются основания для отмены обжалуемого постановления и прекращения производства по делу. Также просил восстановить срок обжалования, так как ДД.ММ.ГГГГ опекуном ФИО1 назначен ФИО2, а ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлена первая группа инвалидности, в связи с чем, ФИО1 проживает не по своему месту регистрации, а по месту регистрации ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ от службы судебных приставов стало известно, что у ФИО1 имеется долг, связанный с неуплатой штрафа ГИБДД.
ФИО1, законный представитель ФИО2 в судебном заседании участия не принимали, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление в судебном заседании не участвовало, о дате, времени и месте заседания уведомлялось надлежащим образом.
Изучив материалы дела, судья находит ходатайство о восстановлении срока обжалования не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 названной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (часть 4 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О).
Хотя требования КоАП РФ не предусматривают обязательного указания на представление уважительности причин пропуска срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, между тем, такое ходатайство должно быть обосновано и содержать указание на причины пропуска срока обжалования. Возможность признания той или иной причины уважительной определяется в каждом конкретном случае судьей, правомочным рассматривать жалобу, исходя из представленных в подтверждении причин пропуска срока документов. При этом уважительными причинами, по мнению суда, являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.
Как усматривается из представленных материалов (л.д. 9, 10, 15), копия постановления от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного старшим инспектором по ИАЗ ЦАФАП Госавтоинспекции УМВД России по <адрес> ФИО4, была направлена ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ по адресу регистрации по месту жительства (<адрес>), однако не получена им, в связи с чем, по истечении срока хранения, ДД.ММ.ГГГГ возвращена в административный орган (почтовый идентификатор 64497574370109).
При таких обстоятельствах, последним днем обжалования постановления являлось ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, жалоба на постановление направлена в районный суд только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3), то есть по истечении установленного законом срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении.
Своевременное получение почтовой корреспонденции является исключительной обязанностью адресата и его законного представителя. Сам по себе факт отсутствия лица по месту его жительства, либо пребывания в момент направления ему копии постановления по делу об административном правонарушении (командировка, отпуск, фактическое проживание по другому адресу и т.д.) не свидетельствует о том, что должностное лицо не приняло надлежащих мер для вручения копии постановления.
Как указывал Конституционный Суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, определении от ДД.ММ.ГГГГ N 2086-О, опека над гражданами, признанными судом недееспособными, устанавливается для защиты их прав и интересов, с тем чтобы опекуны - лица, являющиеся представителями подопечных в силу закона, имели возможность совершать от их имени и в их интересах все необходимые сделки и выступать в защиту их прав и законных интересов в любых отношениях, в том числе в судах (пункт 1 статьи 31 ГК Российской Федерации, пункт 1 статьи 2 и часть 2 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»).
Частью 1 ст. 25.1 КоАП РФ установлено, что защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители (ч.2 ст. 25.3 КоАП РФ).
На основании распоряжения Управления Министерства труда и социального развития <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначен опекуном недееспособного ФИО1 Пунктом 3 указанного распоряжения на ФИО2 возложена обязанность охранять правовые интересы недееспособного (л.д. 6).
Действующие Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1764) также непосредственно закрепляют, что регистрация транспортных средств, принадлежащих гражданам Российской Федерации, производится с внесением в банки данных Министерства внутренних дел Российской Федерации адреса, указанного в документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (пункт 8); регистрационные действия совершаются на основании заявления владельца транспортного средства или его представителя о совершении регистрационных действий, а также в случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - по инициативе регистрационного подразделения (пункт 6); внесение изменений в регистрационные данные транспортного средства осуществляется при изменении содержания или состава регистрационных данных транспортного средства, содержащихся в соответствующей записи государственного реестра транспортных средств, и внесении соответствующих изменений в документы, идентифицирующие транспортное средство (пункт 51).
Сведения о месте регистрации собственника транспортного средства входят в состав регистрационных данных транспортного средства.
Таким образом, обязанность изменить регистрационные данные в Госавтоинспекции возложена на собственника транспортного средств (в рассматриваемом случае на его опекуна), который при смене адреса места проживания должен внести изменения в регистрационные данные транспортного средства, что сделано не было, сведениями об ином месте жительства ФИО1 орган административной юрисдикции не располагал (л.д. 18).
Согласно сведениям ОМВД России по <адрес> (л.д. 15) ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, зарегистрирован по адресу: <адрес>.
С учетом установленных обстоятельств по делу, обязанность по своевременному получению почтовой корреспонденции, поступающей на имя ФИО1 по адресу его регистрации, является исключительной обязанностью его законного представителя (опекуна) ФИО2
Доводы жалобы о том, что ФИО1 сменил место жительства, в связи с чем, постановление им не было получено - не могут быть признаны уважительной причиной пропуска срока обжалования, поскольку ФИО1 о смене места жительства в органы ГИБДД не сообщил, в том числе через законного представителя, в связи с чем, у должностного лица отсутствовала обязанность по направлению почтовой корреспонденции по иному адресу.
Таким образом, оснований полагать, что должностным лицом не были созданы необходимые условия для реализации лицом, привлекаемым к административной ответственности, и его законным представителем ФИО2 права на обжалование постановления в установленный законом срок, не имеется.
Обстоятельства, объективно свидетельствующие о невозможности подачи жалобы в установленный законом срок и с соблюдением установленной процедуры, заявителем жалобы не указаны.
Само по себе установление десятидневного срока на обжалование постановления по делу об административном правонарушении обусловлено необходимостью обеспечения стабильности и определенности публичных правоотношений, в том числе в сфере исполнительного производства - в целях создания условий для правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Такое регулирование корреспондирует задачам производства по делам об административных правонарушениях, к числу которых относится не только всестороннее, полное и объективное, но и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а также обеспечение исполнения вынесенного постановления (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).
На момент подачи ФИО1 в лице законного представителя ФИО2 жалобы с ходатайством о восстановлении срока обжалования, постановление по делу об административном правонарушении вступило в законную силу. Порядок пересмотра постановлений и решений, вступивших в законную силу, определен ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, судья не находит оснований для восстановления срока на подачу жалобы на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.4 КоАП РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 2 ░░. 12.9 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░