УИД 30RS0004-01-2023-002855-93
Дело №2-13/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 февраля 2024 года г. Астрахань
Трусовский районный суд г. Астрахани в составе председательствующего судьи Захаровой Е.О., при секретаре Цоцкалаури К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Голенского Дмитрия Александровича к Администрации муниципального образования «Городской округ Город Астрахань» о признании права собственности на реконструированную квартиру, в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Истец Голенский Д.А. обратился в суд с иском к Администрации МО «Городской округ город Астрахань» о признании права собственности на реконструированную квартиру.
В обоснование исковых требований указано, что он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ В настоящее время у истца возникло желание приватизировать занимаемое жилое помещение, в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ». При обращении в Жилищное управление администрации г. Астрахани с заявлением о приватизации квартиры в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» истцу было отказано, в связи с тем, что не представлены документы, подтверждающие законность произведенной истцом реконструкции занимаемого жилого помещения. Истцом была произведена реконструкция с целью благоустройства квартиры с увеличением площади, путем возведения пристроя. Истец указывает, что возведенная самовольная постройка не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, сохранение самовольной постройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан. Истец владеет, пользуется жилым помещением на законных основаниях, ранее в приватизации не участвовал. Просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на реконструированную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 65,9 кв.м., жилой площадью 31 кв.м., кадастровый №.
Истец Голенский Д.А., его представитель в судебном заседании участия не принимали, просили рассмотреть дело в их отсутствии.
Представитель ответчика администрации МО «Городской округ город Астрахань» в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии, представил в суд отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица Управления по строительству, архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань», в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии, представил в суд отзыв на исковое заявление.
Представитель третьего лица Министерства имущественных и градостроительных отношений Астраханской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в их отсутствии, представил в суд отзыв на исковое заявление.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", судам подведомственны дела, возникающие, в связи с осуществлением и защитой прав граждан при приватизации, занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая ведомственный жилищный фонд.
В соответствии со ст. 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
При этом государственные и муниципальные органы не только содействуют удовлетворению жилищных потребностей граждан, но и обеспечивают: защиту их прав и законных интересов в данной сфере; контроль за исполнением жилищного законодательства.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между жилищным управлением администрации муниципального образования «г. Астрахань» и истцом Голенским Д.А. был заключен договор социального найма жилого помещения - квартиры, общей площадью 38 кв. м, расположенной по адресу: <адрес>. Данный договор был заключен на основании распоряжения администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ №-р. Согласно указанному договору истцу Голенскому Д.А. предоставлено в пользование жилое помещение, для проживания в нем, а также обеспечивает предоставление за плату коммунальных услуг.
Согласно выписке из распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №-р были внесены изменения в договор найма жилого помещения по адресу: <адрес>, в связи со смертью Голенской Т.Г., умершей ДД.ММ.ГГГГ на Голенского Д.А., с составом семьи 1 чел.
Истец Голенский Д.А. зарегистрирован по вышеназванному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, и проживает в нем по настоящее время.
Из выписки № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что <адрес> общей площадью 38 кв.м в <адрес> значатся в реестре муниципальной собственности на основании постановления мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-м «О приеме-передаче жилого фонда ОАО «Судостроительно-судоремонтный завод им. III Интернационала» в муниципальную собственность города».
В 2022 г. истец обратился в Жилищное управление с заявлением о приватизации вышеназванного <адрес>, и ДД.ММ.ГГГГ г. им был получен ответ, из которого следует, что ввиду отсутствия документов, подтверждающих законность произведенной реконструкции жилого помещения, у администрации муниципального образования "<адрес>" отсутствуют законные основания для решения вопроса о приватизации вышеназванного жилого помещения.
Из справки ГБУ АО "Астраханский государственный фонд технических иных и кадастровой оценки (БТИ)" № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец Голенский Д.А. в приватизации не участвовал.
Согласно техническому паспорту общая площадь квартиры составляет 65,9 кв.м, жилая площадь 31 кв.м. разрешение на строительство и реконструкцию не выдавалось.
За время проживания в квартире истец пользуются правами и несет обязанности нанимателя жилого помещения, оплачивает коммунальные платежи, что подтверждается материалами дела.
Суд учитывает, что приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч. 2 ст. 62 ЖК РФ неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
В силу ст. 217 ГК РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Целью указанного выше Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.
Кроме того, по смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Таким образом, поскольку государство устанавливает в Законе право граждан на получение жилья в собственность, оно обязано обеспечить реализацию этого права.
Статьей 19 Конституции Российской Федерации предусмотрено равенство всех перед законом и судом.
Из данного конституционного положения следует, что право на бесплатную приватизацию занимаемых гражданами жилых помещений должно быть предоставлено в равной мере всем нанимателям и членам их семей.
В соответствии со ст. 11 указанного Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Оценив в совокупности все перечисленные выше доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца, так как приватизация указанного жилого помещения, позволит истцу вступить в права собственности, даст возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, вступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.
Разрешая вопрос о законности, проведенной Истцом реконструкции занимаемого им жилого помещения, суд приходит к следующему.
Как установлено материалами дела, Истцом Голенским Д.А. в период проживания в спорном жилом помещении без получения необходимых документов и разрешения на реконструкцию, произведена реконструкция в виде пристроя и сноса отопительных печей.
Указанные изменения отражены в техническом паспорте на спорное жилое помещение, составленном по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ
Обращаясь с настоящим иском, истец полагает, что выполненная им реконструкция соответствует строительным, градостроительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам, а также наличием протокола общего собрания собственников многоквартирного жилого дома: по адресу: <адрес>, о том, что они не возражают против проведения реконструкции.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права является одним из способов защиты права.
Согласно пункту 1 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
На основании статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки (абзац 1 пункта 2)
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим ее лицом либо за его счет, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счет соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.
В силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации законом не установлен запрет на признание права собственности на самовольную постройку, а определены условия возникновения указанного права, при этом данные положения подлежат применению в совокупности с другими нормами права, регулирующими правоотношения, связанные с недвижимостью.
Исходя из положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации признание права собственности на самовольную постройку невозможно без соответствующего решения суда.
Как следует из разъяснений, изложенных в п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при решении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", положения ст. 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
В соответствии с частью 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 67 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 ЖК РФ.
В силу пункта 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищных кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (часть 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Так, пунктами 1, 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что принятие решений о реконструкции многоквартирного дома, а также принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме является обязательным условием для проведения реконструкции, переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме, влекущей присоединение к реконструированному (перепланированному) помещению части общего имущества многоквартирного дома.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм и разъяснений в их взаимосвязи следует, что по данному делу юридически значимыми обстоятельствами являются выяснение судом вопросов о том, допущены ли при проведении самовольной реконструкции помещения существенные нарушения градостроительных, строительных и иных норм и правил, предпринимало ли лицо меры к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, является ли отказ уполномоченного органа в выдаче соответствующих документов правомерным, нарушает ли сохранение объекта в реконструированном состоянии права и охраняемые законом интересы других лиц, в частности права сособственников многоквартирного дома и не создает ли этот объект угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно протоколу внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, все собственники данного многоквартирного дома единогласно дали согласие собственнику <адрес> на реконструкцию жилого помещения и на увеличение доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.
На основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная строительно-техническая экспертиза.
Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение – <адрес>, расположенная по адресу: <адрес> строительно-техническим, градостроительным, санитарно-эпидемиологическим, противопожарным нормам соответствует; выполненная реконструкция <адрес> требованиям строительной, градостроительной, санитарно-технической, пожарно-технической нормативной документации, действующей в Российской Федерации соответствует; несоответствии нормативной документации, действующей в Российской Федерации, которые создают угрозу жизни и здоровью граждан, затрагивают права и интересы третьих лиц, ухудшают условия эксплуатации и проживания граждан не имеется; в результате проведенных работ по реконструкции квартиры общая площадь квартиры изменилась (в связи с включением в нее площади ранее холодной, а после реконструкции –отапливаемой пристройки); общее имущество жильцов не затронуто при проведении реконструкции <адрес>; возведенный истцом пристрой к <адрес> полностью находится в границах земельного участка, находящегося в долевой собственности собственников помещений МКД по адресу: <адрес>.
Указанные обстоятельства, свидетельствуют об отсутствии нарушений при проведении самовольной реконструкции градостроительных, строительных и иных норм и правил, а также прав и охраняемых законом интересов других лиц, в частности прав сособственников указанного многоквартирного жилого дома и, как следствие, об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом. В соответствии со ст.ст.131 ГК РФ, право собственности на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК РФ, федеральным законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ЖК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Голенского Дмитрия Александровича к Администрации муниципального образования «Городской округ Город Астрахань» о признании права собственности на реконструированную квартиру, в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за Голенским Дмитрием Александровичем право собственности в порядке приватизации на реконструированную <адрес>, с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 65,9 кв.м, жилой площадью 31 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца, со дня принятия мотивированное решения, через Трусовский районный суд г. Астрахани.
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья Захарова Е.О.