Дело № 2-265/2023
24RS0029-01-2023-000218-39
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 августа 2023 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе
председательствующего - судьи Тыченко С.В.,
с участием прокурора Примоленного Д.В.,
при секретаре Кетовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района Красноярского края обратился в суд с иском к администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края о возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Козульского района проведена проверка исполнения администрацией Жуковского сельсовета Кабульского района законодательства о государственной и муниципальной собственности в отношении объектов культурного наследия, расположенных в пределах Козульского района. Решением исполнительного комитета <адрес>вого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по охране, реставрации и использованию памятников истории и культуры» был утвержден список исторических памятников, находящихся на территории <адрес> и подлежащих государственной охране, в число которых включены объекты: «Братская могила партизан, рабочих и жителей Ачинского уезда, расстрелянных колчаковцами в 1919 г. (<адрес> «Братская могила борцов за власть Советов, казненных колчаковцами в августе 1919 г. (<адрес> Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Братской могилы борцов за власть Советов, казненных колчаковцами в августе 1919 г. (<адрес>). Приказом Службы по государственной охране объектов культурного наследия № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения «Братской могилы партизан, рабочих и жителей Ачинского уезда, расстрелянных колчаковцами в 1919 г. (<адрес>). Указанные объекты культурного наследия не включены в реестры объектов муниципальной собственности Козульского района и Жуковского сельсовета, объектов государственной собственности Красноярского края, объектов федерального имущества, техническая инвентаризация объектов и их паспортизация не проводились, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорные объекты. Прокурор считает, что изложенное свидетельствует о том, что спорный объект обладает всеми признаками бесхозяйной вещи. Непринятие ответчиком мер по постановке на учет данных бесхозяйных объектов культурного наследия может повлечь за собой угрозу сохранности объекта, а также нарушает права неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям, на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации, на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Прокурор просит суд возложить на администрацию Жуковского сельсовета Козульского района обязанность по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозных объектов культурного наследия: «Братская могила партизан, рабочих и жителей Ачинского уезда, расстрелянных колчаковцами в 1919 г. (<адрес>); «Братская могила борцов за власть Советов, казненных колчаковцами в августе 1919 г. (<адрес>), со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением Козульского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, администрация поселка Козулька Козульского района Красноярского края, агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Министерство культуры Красноярского края. (л.д.41).
Определением Козульского районного суда от 26.07.2023 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края. (л.д.61).
В судебном заседании прокурор Примоленный Д.В. исковые требования поддержал по вышеизложенным обстоятельствам, настаивал на удовлетворении иска.
Представитель ответчика администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен надлежаще и своевременно (л.д.66), о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал, в связи с чем суд, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства, предусмотренного ст. 233 ГПК РФ.
В возражениях на исковое заявление (л.д.36-38) представитель ответчика указал, о том, что требования в отношении Братских могил не могут быть удовлетворены. Спорные объекты не являются недвижимыми вещами в правовом смысле. Также считает, что необходимость обращения органам местного самоуправления с заявлением для постановки спорных объектов на учет в качестве бесхозяйных для целей их сохранения и содержания отсутствует. В силу действующего законодательства обязанность органа местного самоуправления по содержанию и сохранению объектов культурного наследия является обязанностью органов местного самоуправления, вытекает из предписаний публичного права и не поставлена в зависимость, как ошибочно полагает истец, от постановки на учет в качестве бесхозяйных таких объектов.
Представители третьих лиц администрации Козульского района Красноярского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Министерства Культуры Красноярского края, агентство по управлению государственным имуществом Красноярского края, Служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края, администрация поселка Козулька Козульского района Красноярского края, извещены надлежаще и своевременно, в судебное заседание не явились.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 44 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям и обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Согласно статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия" к объектам культурного наследия народов РФ относятся объекты недвижимого имущества и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
В соответствии со статьей 6 названного Федерального закона, под государственной охраной объектов культурного наследия понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти РФ и органами государственной власти РФ, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с указанным Федеральным законом.
Статьей 33 того же Федерального закона предусмотрено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В силу пункта 3 статьи 48 указанного Федерального закона собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований данного Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
В соответствии с положениями указанной статьи собственник объекта культурного наследия принимает на себя охранное обязательство в отношении объектов наследия регионального значения, которое оформляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия.
Согласно статье 3 Федерального закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечивании памяти погибших при защите Отечества", захоронения погибших при защите Отечества с находящимися на них надгробиями, памятниками, стелами, обелисками, элементами ограждения и другими мемориальными сооружениями, и объектами являются воинскими захоронениями.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 15, части 1 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом.
На основании пункта 13 части 1 статьи 14, пункта 9 части 2 статьи 50 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения. При этом в собственности поселения могут находиться объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), независимо от категории их историко-культурного значения.
В соответствии со статьями 5, 11 Закона Российской Федерации от 14 января 1993 г. N 4292-1 "Об увековечении памяти погибших при защите Отечества" ответственность за содержание воинских захоронений на территории Российской Федерации и обязанность по осуществлению мероприятий по содержанию в порядке и благоустройству воинских захоронений, мемориальных сооружений и объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества, которые находятся на их территориях возлагается на органы местного самоуправления. В целях обеспечения сохранности воинских захоронений в местах, где они расположены, органами местного самоуправления устанавливаются охранные зоны и зоны охраняемого природного ландшафта в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации
На основании пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Из материалов дела следует и установлено в судебном заседании, что на территории Жуковского сельсовета по адресу: (<адрес>) расположен объект культурного наследия «Братская могила партизан, рабочих и жителей Ачинского уезда, расстрелянных колчаковцами в 1919 г.; по адресу: <адрес>, расположен объект культурного наследия «Братская могила борцов за власть Советов, казненных колчаковцами в августе 1919 г. Решением исполнительного комитета Красноярского краевого Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N 345 вышеуказанные объекты отнесены к памятникам культурного наследия регионального значения (л.д.20-28).
Указанные объекты культурного наследия не включены в реестры объектов муниципальной собственности Козульского района и Жуковского сельсовета, объектов государственной собственности Красноярского края, объектов федерального имущества, техническая инвентаризация объектов и их паспортизация не проводились, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорные объекты.
С учетом вышеизложенного, учитывая, что данные объекты культурного наследия в чьей-либо собственности не находятся, о своих правах на них никто не заявляет, фактически данные объекты культурного наследия являются бесхозяйными недвижимыми вещами. Доказательств иного суду не представлено.
Выявленные прокурором в результате проверки нарушения законодательства в области охраны культурного наследия со стороны ответчика создают угрозу для сохранности объектов культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.
Доводы представителя ответчика о том, что спорные объекты не являются недвижимыми вещами в правовом смысле суд отклоняет, как основанные на неверном толковании норм права. Спорные объекты культурного наследия «Братская могила партизан, рабочих и жителей Ачинского уезда, расстрелянных колчаковцами в 1919 г., «Братская могила борцов за власть Советов, казненных колчаковцами в августе 1919 г. относятся к объектам недвижимого имущества в сиу положений пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, при этом расположены на территории Жуковского сельсовета Козульского района, в связи с чем обязанность по содержанию спорных объектов культурного наследия, выполнению требований принятого в отношении объекта охранного обязательства, включая совершение действий по принятию на учет данного объекта в качестве бесхозяйного (обращение с заявлением), в целях последующего оформления на него права муниципальной собственности подлежит возложению именно на Администрацию Жуковского сельсовета Козульского района.
Также суд отклоняет доводы представителя ответчика об отсутствии необходимости обращения с заявлением о постановке спорных объектов культурного наследия регионального значения на учет в качестве бесхозяйных, для целей их сохранения и содержания.
Так, в силу положений статьи 6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" государственная охрана объектов культурного наследия, по которой понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, включает в себя учет объектов культурного наследия и принятие иных мер предусматривающих финансовое и иное материально-техническое обеспечение, которое невозможно без соответствующей регистрации объекта культурного наследия.
При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Козульского района суд считает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Козульского района Красноярского края в защиту интересов неопределенного круга лиц Российской Федерации к администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на администрацию Жуковского сельсовета Козульского района обязанность по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, о постановке на учет бесхозных объектов культурного наследия: «Братская могила партизан, рабочих и жителей Ачинского уезда, расстрелянных колчаковцами в 1919 г. (<адрес>); «Братская могила борцов за власть Советов, казненных колчаковцами в августе 1919 г. (<адрес>), со дня вступления решения суда в законную силу.
Ответчики вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчиками заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий судья С.В. Тыченко