66RS0037-01-2023-000251-18
Дело № 72-406/2023
РЕШЕНИЕ
Судья Свердловского областного суда Белеванцева О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 26 апреля 2023 года жалобу Прокофьева А.А. и его представителя Хорошенко А.А. на решение судьи городского суда
г. Лесного Свердловской области от 21 марта 2023 года № 12-17/2023, вынесенное по жалобе на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении,
установила:
определением прокурора ЗАТО г. Лесной от 22 февраля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи городского суда, отказано в возбуждении дела об административном правонарушении по заявлению Прокофьева А.В. о привлечении младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Лесного городского отделения судебных ГУФССП России по Свердловской области Цветкова Д.В. к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В жалобе Прокофьев А.А. и его представитель Хорошенко А.А. просят об отмене состоявшихся по делу решений ввиду их незаконности. Кроме того, заявителями в жалобе поставлен вопрос о направлении судом запроса в Конституционный Суд Российской Федерации на предмет проверки конституционности положений ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 4 ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной гражданской или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей).
Признавая обоснованным отказ в возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 4 ст. 5.61 названного Кодекса судья городского суда пришел к выводу, что судебный пристав
Цветков Д.В. не является субъектом данного правонарушения.
Оснований не согласиться с таким выводом судьи не имеется, поскольку он сделан в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и основан на полном и всестороннем изучении имеющихся в деле документов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона № 58-ФЗ от 27 мая 2003 года «О системе государственной службы Российской Федерации» установлено, что система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов.
Военная служба и государственная служба иных видов, которые устанавливаются федеральными законами, являются видами федеральной государственной службы.
Порядок прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от
01 октября 2019 года № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с п. 2 ст. 1 которого служба в органах принудительного исполнения является видом федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах принудительного исполнения.
Выделяя службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации в отдельный вид государственной службы законодатель также определяет и пределы возложенных на указанную категорию государственных служащих прав, обязанностей, а также пределы их юридической ответственности.
Согласно п. 7 ст. 1 названного Федерального закона сотрудником органов принудительного исполнения является гражданин, проходящий в соответствии с настоящим Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Из материалов дела следует и правильно установлено прокурором и судьей, что судебный пристав Цветков Д.В. приказом руководителя ГУФССП России по Свердловской области с 01 января 2021 года назначен на должность младшего судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов Лесного городского отделения судебных ГУФССП России по Свердловской области и на день совершения действий, в совершении которых его обвинял Прокофьев А.В., являлся федеральным государственным служащим.
В силу требований ч. 1 ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения должностные лица органов принудительного исполнения несут дисциплинарную ответственность за совершение административных правонарушений за исключением правонарушений, указанных в части 2 названной статьи, за совершение которых указанные лица несут административную ответственность на общих основаниях.
Поскольку ч. 4 ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения к предусмотренным законом исключениям не отнесена, выводы прокурора и суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения Цветкова Д.В. к административной ответственности являются обоснованными
Правовых оснований для удовлетворения заявленного в жалобе ходатайства об обращении в порядке статьи 101 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности ст. 2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части, которая препятствует судебной защите потерпевшего с участием прокурора и привлечении судебного пристава к административной ответственности по
ч. 4 ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
определение прокурора ЗАТО г. Лесной от 22 февраля 2023 года и решение судьи городского суда г. Лесного Свердловской области от 21 марта 2023 года № 12-17/2023, вынесенные по жалобе Прокофьева А.А. и его представителя Хорошенко А.А. на определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в непосредственно Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского областного суда О.А. Белеванцева