К делу 5-1284/2023
УИД 23МS0№-21
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> «1» сентября 2023 года
Судья Майкопского городского суда Республики Адыгея Рамазанова И.И., рассмотрев поступивший административный материал в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, для решения вопроса о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Мировым судьей судебного участка № <адрес> в Майкопский городской суд Республики Адыгея по подведомственности направлен протокол об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц – от двух тысяч рублей до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 26.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для получения доказательств по делу об административном правонарушении должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе направлять запросы в соответствующие территориальные органы либо поручить совершение отдельных действий, предусмотренных настоящим Кодексом, должностному лицу соответствующего территориального органа.
Согласно статье 26.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.
Как усматривается из представленных материалов территориальным органом МУГАДН в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении и назначении административного расследования по части 3 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом административного органа вынесено определение об истребовании у индивидуального предпринимателя ФИО1 сведений, необходимых для полноты дела об административном правонарушении по части 3 стать 11.23 названного Кодекса, а именно: правила внутреннего трудового распорядка и договор ОСАГО, однако истребуемые сведения представлены не были.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения её к административной ответственности предусмотренной указанной нормой.
Мировой судья судебного участка № <адрес>, посчитав, что рассмотрение административного дела не относится к компетенции мирового судьи, направил протокол по делу об административном правонарушении совместно с административным материалом по подведомственности в Майкопский городской суд Республики Адыгея.
Однако, полагаю, что данные выводы мирового судьи являются ошибочными.
В соответствии с частью 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должен выяснить, относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела (пункт 1 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений пункта 5 части 1 статьи 29.4, пункта 9 части 1 статьи 29.7, пункта 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, если установлено, что рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, то при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, при его рассмотрении или по результатам его рассмотрения выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.
По общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (подпункт "г" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
Как предусмотрено абзацем 2 части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 - 2 данной статьи и производство по которым осуществляется в форме административного расследования, дела об административных правонарушениях, совершенных сотрудниками Следственного комитета Российской Федерации, а также дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации, административное приостановление деятельности или дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.
Вместе с тем административное расследование по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по настоящему делу не проводилось, проведение административного расследования по делам о правонарушениях, посягающих на институты государственной власти, не предусмотрено (статья 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица.
Для этих лиц санкцией статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено наказание в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года.
При этом в соответствии с частью 3 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
ФИО1 является индивидуальным предпринимателем и к категории государственных гражданских служащих не относится.
Таким образом, предусмотренных законом обстоятельств, относящих рассмотрение настоящего дела к подсудности судьи районного суда не имеется, в виду чего, рассмотрение дела районным судом в настоящем случае приведет к нарушению правил подсудности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 623-О-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
Поскольку дело об административном правонарушении по статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждено по факту совершения административного правонарушения в форме бездействия и в соответствии с частью 1 статьи 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правовой позицией, выраженной в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит рассмотрению по месту жительства индивидуального предпринимателя ФИО1 - <адрес>.
Данный адрес относится к территориальной подсудности мирового судьи судебного участка № <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.4 Кодекса Российской Федерации, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
Передать протокол об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 и приложенные к нему материалы на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № <адрес>.
Судья- Рамазанова И.И.