Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-230/2023 (2-3638/2022;) ~ М-3497/2022 от 01.12.2022

Дело № 2-230/2023

79RS0002-01-2022-006747-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    16 января 2023 года                                                             г. Биробиджан

Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе

судьи         Юртаевой О.А.

при секретаре     Саргсян Г.А.

с участием помощника прокурора г. Биробиджана Грига Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Бужор Любови Афанасьевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Биробиджана ЕАО обратился в суд в интересах Бужор Л.А. с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда. Требования мотивировал тем, что в ходе проверки по обращению Бужор Л.А. в части обеспечения лекарственными препаратами, установлено, что она имеет онкологический диагноз, течение которого сопровождается постоянной болью, на отсроченном обслуживании находится рецептурный бланк, выписанный на имя Бужор Л.А., от ДД.ММ.ГГГГ АХ на лекарственный препарат <данные изъяты>., в количестве 1 упаковки. Просил суд обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО организовать обеспечение Бужор Л.А. вышеуказанным лекарственным препаратом по рецепту; взыскать с ответчика в пользу Бужор Л.А. компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании помощник прокурора г. Биробиджана ЕАО Грига Е.А. уточнила исковые требования, указала, что Бужор Л.А. обеспечена лекарственным препаратом <данные изъяты> в количестве 1 упаковки. Просила производство по делу в части требований обеспечения Бужор Л.А. лекарственным препаратом по рецептурному бланку от ДД.ММ.ГГГГ АХ прекратить, в связи с отказом от заявленного требования. Просила суд взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей. Указала, что в связи с имеющимся тяжелым заболеванием Бужор Л.А. имела право на получение лекарственного препарата. Рецепт выдан 01.08.2022. Однако лекарством истица обеспечена только в декабре 2022 года. Неправомерными действиями ответчика истцу причинён моральный вред.

Истец Бужор Л.А. в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. В отзыве выразил несогласие с иском, указав, что рецептурный бланк - обеспечен 28.11.2022. Кроме того, рецептурный бланк № ах 10000006110, выписанный истице 14.09.2022, на данный лекарственный препарат, обслужен в день обращения в аптеку - 16.09.2022. Препарат закуплен по государственному контракту № 45ПЗ от 25.08.2022. В связи с чем не был обслужен рецепт от 01.08.2022, департаменту не известно. Возможно, данный рецептурный бланк не был предъявлен истцом в аптеке. По государственному контракту от 25.08.2022 департаментом закуплено 3 упаковки лекарственного препарата. В аптеку препарат поставлен в начале сентября 2022 года. Кроме того, 26.10.2022 департаментом объявлен аукцион на лекарственный препарат «<данные изъяты>». Контракт заключен 18.11.2022, препарат поставлен в аптеку 22.11.2022 (31 упаковка). В основную заявку на лекарственные препараты на 2022 год <данные изъяты> данный лекарственный препарат не подавало. Лекарственный препарат «<данные изъяты> подан только в дополнительную заявку, после чего и был дополнительно закуплен департаментом. Требования о компенсации морального вреда не признает в полном объеме, поскольку департамент принял меры по обеспечению истицы лекарственным препаратом по отсроченному рецептурному бланку и обеспечил им истицу. Считает размер заявленной истцом компенсации завышенным, необоснованным и просит суд снизить размер компенсации и назначить ее размер с учетом принципов разумности и справедливости, а также учесть обеспечение истца лекарственным препаратом, указанным в исковом заявлении, до принятия искового заявления судом к производству. У департамента здравоохранения правительства ЕАО не предусмотрена статья расходов на компенсацию морального вреда. Каждое такое взыскание ухудшает положение департамента, вместе с тем на эти денежные средства возможно закупать лекарства. Бюджет Еврейской автономной области принят в условиях бюджетных ограничений.

Представители третьих лиц ГП ЕАО "Фармация", правительства ЕАО в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участника процесса, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся материального истца, представителей ответчика и третьих лиц и, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе, посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Согласно п. 8 ст. 6.1 и п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", с 01.01.2013 медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

Частью 3 ст. 80 указанного Федерального закона определено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан, в том числе оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Согласно пункту 21 части 2 статьи 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, относится организация обеспечения лиц, больных лекарственными препаратами.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утверждён перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, согласно Приложению N 1, и перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых, лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, согласно Приложению N 2.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации установлено осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 29 указанного Закона организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.

В соответствии с частью 2 статьи 6.2 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.

Пунктом 2.1.14 Положения о департаменте здравоохранении правительства ЕАО, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп, департамент осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере здравоохранения, переданные органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ, по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 2.1.9 Положения, департамент определяет перечень аптек, аптечных пунктов, осуществляющих бесплатный и льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения для амбулаторного лечения граждан, включенных в региональный список лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Пунктами 3.1.6. и 3.1.7. предусмотрено, что департамент разрабатывает перечень лекарственных средств для лечения больных в стационарных и амбулаторных условиях. Разрабатывает перечень лекарственных средств для льготного лекарственного обеспечения граждан, включенных в региональный список лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Пунктом 3 Положения установлено, что департамент здравоохранения осуществляет следующие основные функции: осуществляет организацию системы ведомственного контроля за подведомственными областными учреждениями и предприятиями; контролирует деятельность подведомственных областных учреждений и предприятий по вопросам, относящимся к компетенции здравоохранения; координирует деятельность подведомственных областных учреждений и предприятий по вопросам, относящимся к компетенции департамента здравоохранения.

При рассмотрении дела установлено, что Бужор Л.А. состоит на учете в <данные изъяты> и является получателем лекарственного препарата «<данные изъяты> по назначению врача.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами (далее - Порядок).

Процедура получения лекарственных препаратов установлена пунктами 2.1 - 2.8 Порядка.

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия, в частности лекарственных препаратов, необходимых гражданину, аптечное учреждение в течение 10 рабочих дней, с даты его обращения, организует отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

В судебном заседании установлено, что рецепт от ДД.ММ.ГГГГ АХ на лекарственный препарат «<данные изъяты> табл., в количестве 1 упаковки, обслужен лишь 28.11.2022.

Таким образом, в нарушение действующего законодательства Бужор Л.А. не обеспечена в установленный срок лекарственным препаратом, выписанным лечебным учреждением, что прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает её права на качественную, своевременную медицинскую помощь.

Доказательств того, что департамент здравоохранения предпринял все необходимые меры для своевременного обеспечения Бужор Л.А. вышеуказанным препаратом, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено.

В соответствии со статьей 1064 ГК РФ, определяющей общие основания ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Согласно части 1 статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

По смыслу приведенных правовых норм, по общему правилу обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда (как материального, так и морального вреда) являются противоправность поведения причинителя вреда, вина и причинно-следственная связь между названными действиями и причиненным вредом.

    При рассмотрении дела установлено, что департаментом здравоохранения правительства ЕАО не предприняты все зависящие от него меры для приобретения лекарственных препаратов и своевременного обеспечения ими Бужор Л.А.

       При таких обстоятельствах, суд считает, что требование о компенсации морального вреда, причиненного нарушением сроков отпуска льготных лекарственных препаратов, подлежит удовлетворению.

Из ч. 2 ст. 1101 ГК РФ следует, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

В п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.

Согласно п. 48 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, медицинские организации, медицинские и фармацевтические работники государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения несут ответственность за нарушение прав граждан в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью гражданина при оказании ему медицинской помощи, при оказании ему ненадлежащей медицинской помощи и обязаны компенсировать моральный вред, причиненный при некачественном оказании медицинской помощи (статья 19 и части 2, 3 статьи 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации").

Суд считает, что истцу Бужор Л.А. причинён моральный вред в виде нравственных страданий в результате незаконного несвоевременного обеспечения её лекарственными препаратами, которые являются для неё жизненно необходимыми.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд считает, что заявленный к взысканию моральный вред в размере 50 000 рублей завышен, считает, что сумма в размере 10 000 рублей отвечает требованиям разумности и справедливости, перенесённым истцом страданиям.

К данному выводу суд пришёл с учётом характер и степень причиненных истцу физических и нравственных страданий, выразившихся в перенесённых ею чувствах боли, страха за своё здоровье, переживаниях, подорванного здоровья, с учётом её возраста, индивидуальных особенностей, состояния здоровья.

Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В судебное заседание представлены заявления прокурора г. Биробиджана и материального истца – Бужор Л.А. об отказе от иска, в части обязания ответчика обеспечить истца лекарственным препаратом по рецептурному бланку от ДД.ММ.ГГГГ АХ .

В данном случае отказ от иска не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит. Отказ мотивирован тем, что указанные рецептурные бланки на день рассмотрения дела судом, обслужены.

В связи с изложенным, суд считает возможным принять отказ от иска в указанной части.

Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд –

РЕШИЛ:

Исковое требование прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Бужор Любови Афанасьевны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (СНИЛС ) к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области (ОГРН 1027900513156) о компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Бужор Любови Афанасьевны компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

Прекратить производство по делу в части требования прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Бужор Любови Афанасьевны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом по рецептурному бланку от ДД.ММ.ГГГГ серия АХ , в связи с отказом от иска.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд ЕАО в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья                                                       О.А Юртаева

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

2-230/2023 (2-3638/2022;) ~ М-3497/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бужор Любовь Афанасьевна
Прокурор г. Биробиджана А.В. Толстихин
Ответчики
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Другие
Правительство ЕАО
Фармация, ГП ЕАО
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Юртаева Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
birobidzhansky--brb.sudrf.ru
01.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2022Передача материалов судье
07.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2022Подготовка дела (собеседование)
21.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2023Судебное заседание
23.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2023Дело оформлено
28.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее