Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2685/2023 ~ М-2370/2023 от 15.06.2023

...

№ 2-2685/2023

№70RS0004-01-2023-003001-13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2023 г. Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Глинской Я.В.,

при секретаре Тимофеевой О.С.,

с участием представителя процессуального истца - помощника прокурора г. Томска Кузьминой В.В.,материальных истцов Варфоломеевой Т.И., Варфоломеева А.С., Варфоломеева И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску прокурора г.Томска в интересах Варфоломеевой ТИ, Варфоломеева АС, Варфоломеева ИИ, к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

установил:

Прокурор г.Томска в интересах Варфоломеевой Т.И., Варфоломеева А.С., Варфоломеева И.И. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 36,6 кв.м., не менее двух комнат, расположенное в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, взамен аварийного жилого помещения – квартиры <адрес>

В обоснование требований указано, что в ходе прокурорской проверки установлено, что на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ Варфоломеева Т.И. признана нанимателем по договору социального найма квартиры <адрес> с составом семьи (сыновья): Варфоломеев А.С., Варфоломеев И.И. Жилое помещение по адресу: г.<адрес> включено в Реестр муниципального имущества Города Томска. Заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ указанное заключение межведомственной комиссии утверждено, установлен срок для расселения жильцов – не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Указанный многоквартирный жилой дом включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы, утвержденную распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра. До настоящего времени мер по расселению жильцов аварийного дома ответчиком не принято.

В судебном заседании представитель процессуального истца, материальные истцы поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска, надлежаще и своевременно извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://sovetsky.tms.sudrf.ru), в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление.

В представленном письменном отзыве представитель ответчика Михайлюта М.Е., действующая на основании доверенности от ..., возражала против удовлетворения заявленных исковых требований. Указала, что дом по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в ... году, планируемая дата расселения дома – не позднее ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с условиями Региональной адресной программы по переселению граждан их аварийного жилищного фонда. В настоящее время данный срок не пропущен. Также указала, что истцы малоимущими не признавались, на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоят, по вопросу предоставления маневренного фонда не обращались. Доказательств, что помещение, в котором проживают истцы, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его авариного состояния, не представлено.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статья 40).

Согласно ст.2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч.1 ст.60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу ч.2, 4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Ленинского района Города Томска от 11.02.2015, утвержденного распоряжением главы администрации Ленинского района Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ № 103 «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам от 11.02.2015 № 3» Варфоломеева Т.И. признана нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>, согласно решения Ленинского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ

Из содержания решения Ленинского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, справки паспортного отдела ООО «...» от ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес>, помимо Варфоломеевой Т.И. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), фактически проживают и зарегистрированы в качестве членов ее семьи – сыновья Варфоломеев А.С. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ), Варфоломеев И.И. (дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ).

Факт родственных отношений между Варфоломеевой Т.И. и Варфоломеевым А.С., Варфоломеевым И.И. при судебном рассмотрении не оспаривался.

Согласно ст.54 Жилищного кодекса РФ наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи.

Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (статья 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается и не оспаривается стороной ответчика факт вселения истцов в спорное жилое помещение в установленном законом порядке и осуществление ими пользования данным жилым помещением по договору социального найма.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).

Из ответа администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ, отзыва представителя ответчика следует, что Варфоломеева Т.И. и члены её семьи на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в администрации Ленинского района Города Томска не состоят.

Сведений о принадлежности истцам иных, помимо спорного, жилых помещений, суду не представлено.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 Жилищного кодекса РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Согласно ст.86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 Жилищного кодекса РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст.55 ЖК РФ).

Из указанных правовых норм следует, что предоставление гражданам в связи с признанием дома непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

В соответствии с постановлением мэра г. Томска ДД.ММ.ГГГГ создана Межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации города Томска.

Заключением межведомственной комиссии администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с постановлением администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации решений межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда и внесении изменений в отдельные постановления администрации Города Томска», жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

Пунктом 6 указанного постановления на администрацию Ленинского района г. Томска возложена обязанность в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ совместно с комитетом жилищной политики администрации города Томска принять меры к отселению жильцов многоквартирного дома по адресу: <адрес> проживающих на условиях социального найма.

Указанный многоквартирный жилой дом включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Томской области на 2019-2025 годы, утвержденную распоряжением Администрации Томской области от 10.04.2019 № 233-ра, с указанием планируемой даты окончания расселения – ДД.ММ.ГГГГ

Данная программа принята в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Пунктом 3 статьи 2 указанного закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32, 86, ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Решения и мероприятия, предусмотренные вышеуказанными нормами права, исключают возможность предоставления гражданину в рамках данной программы жилого помещения маневренного фонда.

Проанализировав вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу о нахождении истцов в состоянии неопределенности в течение длительного временного периода, что является недопустимым с учетом длительного времени, прошедшего с момента признания аварийности дома (2015 год) уже прошло 8 лет, сроки расселения неоднократно переносились.

Приведенные обстоятельства указывают на нарушение ответчиком общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом (ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Бездействие ответчика не должно ограничивать истцов в праве требования защиты нарушенного права, в том числе, путем предоставления им иного жилого помещения на условиях договора социального найма на основаниист.ст. 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.

При признании дома аварийным выселение из него согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ производится в обязательном порядке в целях охраны жизни и здоровья проживающих в нем граждан с предоставлением всем лицам, имеющим право пользования жилым помещением, иного жилого помещения.

Право граждан на проживание в жилых помещениях, пригодных для проживания, безопасных для их жизни и здоровья, отвечающих санитарным и техническим нормам, предусмотрено и защищается законом.

Вместе с тем, как следует из заключения, выполненного МБУ «Проектно-сметное бюро», положенного в основу заключения межведомственной комиссии, по состоянию на 2015 г. физический износ дома <адрес> составляет ...%. Общее техническое состояние конструкций многоквартирного дома в целом характеризуется как аварийное. В результате визуального осмотра выявленные деформации свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения основных несущих конструктивных элементов. Во избежание несчастных случаев требуется исключить пребывание людей в помещениях здания.

Проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что проживание нанимателя и членов его семьи в квартире <адрес> представляет реальную угрозу жизни и здоровью.

Право граждан на проживание в жилых помещениях, пригодных для проживания, безопасных для их жизни и здоровья, отвечающих санитарным и техническим нормам, предусмотрено и защищается законом.

При этом доказательств принятых органом местного самоуправления мер по выполнению противоаварийных мероприятий, установке мониторинга за несущими конструкциями жилого дома, исключении пребывания людей в опасных аварийных помещениях жилого дома, суду не представлено.

Соответственно, доказательства отсутствия реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающего в спорном жилом помещении, признанным непригодным для проживания, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, свидетельствующие о недопустимом, опасном аварийном состоянии занимаемого истцами жилого помещения, суд приходит к выводу, что поскольку дом <адрес> признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, а, следовательно, проживание в нем является опасным для жизни и здоровья граждан, требования истцов о предоставлении взамен занимаемого другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма является обоснованным.

Более того, из вышеприведенных правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья, регулируется специальными нормами, в связи с чем, в случае объективной нуждаемости в обеспечении жильем в связи с проживанием жилом помещении, не отвечающем требованиям безопасности, признание граждан малоимущими и принятие их на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86 - 89 Жилищного кодекса РФ, не требуется.

При признании дома аварийным выселение из него согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ производится в обязательном порядке в целях охраны жизни и здоровья проживающих в нем граждан с предоставлением всем лицам, имеющим право пользования жилым помещением, иного жилого помещения.

Доказательств отсутствия реальной угрозы жизни и здоровью граждан, проживающих в доме признанном аварийном и подлежащем сносу, ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Исходя из правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики и по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления. Однако в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ).

Учитывая, что вышеуказанный жилой дом признан решением органа местного самоуправления непригодным для проживания, которое не оспорено и незаконным не признано, у органа местного самоуправления в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма.

Предоставление жилого помещения гражданину, обладающему в силу п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ правом на предоставление жилого помещения вне очереди, возможно с соблюдением требований ст.89 Жилищного кодекса РФ.

Статьями 57, 87, 89 Жилищного кодекса РФ установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.

В данном случае жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным. Предоставление жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует указанной категории граждан условия проживания, которые не могут быть ухудшены по сравнению с прежними, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.

Предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. При этом, если наниматель занимал отдельную квартиру или несколько комнат, то при переселении он вправе потребовать предоставления ему отдельной квартиры или жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, независимо от возможного превышения норм предоставления жилья.

При этом, исходя из разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014), площадь жилого помещения, находящегося в собственности нанимателя или члена его семьи, не подлежит учету при определении площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в связи с выселением из аварийного жилья.

В отличие от случаев предоставления жилого помещения по договору социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (статья 57 ЖК РФ), наличие в собственности нанимателя по договору социального найма или члена его семьи другого жилого помещения не может служить основанием для отказа в предоставлении взамен жилого помещения, пришедшего в непригодное для проживания состояние, равнозначного благоустроенного жилого помещения по договору социального найма на основании статьи 89 ЖК РФ.

Согласно выписке из ЕГРН от ..., техническому паспорту, площадь квартиры <адрес> составляет ... кв.м. и состоит их ...

При таких обстоятельствах суд полагает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению с возложением на ответчика обязанности по предоставлению истцам вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, состоящего не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее ... кв.м, в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, взамен жилого помещения <адрес>

На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора г.Томска в интересах Варфоломеевой ТИ, Варфоломеева АС, Варфоломеева ИИ к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вне очереди удовлетворить.

Обязать муниципальное образование в лице администрации г. Томска (ОГРН 1037000087706, ИНН 7017004461) предоставить Варфоломеевой ТИ, ... Варфоломееву ИИ, ... Варфоломееву АС, ... вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в границах муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 36,6 кв.м., взамен жилого помещения , расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись) Я.В. Глинская

...

...

2-2685/2023 ~ М-2370/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Томска
Варфоломеев Алексей Сергеевич
Варфоломеев Игорь Иванович
Варфоломеева Татьяна Ивановна
Ответчики
Муниципальное образование город Томск в лице администрации г.Томска
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Глинская Я.В.
Дело на странице суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
15.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.06.2023Передача материалов судье
16.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2023Подготовка дела (собеседование)
07.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2023Судебное заседание
21.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее