Судья: Богатырёв О.Н. № 33а-4575/2024
УИД: 63RS0017-02-2023-000293-07
№ 2Ка-477/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 марта 2024 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Пудовкиной Е.С., Хлыстовой Е.В.,
при секретаре Исмаилове Э.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 12 декабря 2023 г.,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пудовкиной Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Запрометова А.П. обратилась в суд с административным иском к Государственному казенному учреждению Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Юго-Западного округа» (далее - ГКУ СО «КЦСОН Юго-Западного округа», учреждение) о признании незаконными действия (бездействие) об отказе в назначении социальной помощи в виде социальных услуг по социальному контракту, признании незаконным уведомления об отказе в назначении социальной помощи в виде социальных услуг по социальному контракту.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что ДД.ММ.ГГГГ в форме электронного документа ею подано заявление на получение социальных услуг по социальному контракту на ведение личного подсобного хозяйства. К заявлению были приложены документы, подтверждающие доход семьи. Заявление принято и зарегистрировано уполномоченным органом.
В отделение муниципального района Пестравский ГКУ СО «КЦСОН Юго-Западного округа», ею предоставлены следующие документы: справка о составе семьи, справки об обучении детей в средней школе, смета затрат на приобретение теплицы и товаров для ведения ЛПХ, ИНН, СНИЛС, свидетельство о рождении на детей, паспорта на всех членов семьи, выписка из ЕГРН на земельный участок и другие документы необходимые для назначения социальной помощи в соответствии с пунктами 1, 2, статьи 8.1. Закона Самарской области от 6 мая 2000 г № 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области» (далее – Закон № 16-ГД). Достоверность представленных сведений была проверена специалистами учреждения.
Социальный контракт может быть заключен на выполнение одного из мероприятий, указанных в пунктах 1 - 4 части 4 статьи 8.1 Закона № 16-ГД, в том числе согласно пункту 4 статьи 8.1, к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации гражданином мероприятия по ведению ЛПХ.
В силу пункта 5 статьи 8.1 указанного Закона, уполномоченный орган совместно с заявителем в течение 10 дней со дня регистрации заявления или со дня окончания проведения проверки сведений, представленных заявителем обязан разработать программу социальной адаптации.
Порядок составления программы социальной адаптации регламентирован «Методическими рекомендациями по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2021 г. №536 (далее – Методические рекомендации).
Согласно пункту 22 Методических рекомендаций, с целью составления программы социальной адаптации в течение 10 календарных дней с момента направления уведомления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта куратором проводится собеседование. Согласно пункту 24, все сведения, полученные в ходе собеседования с гражданином, заносятся в анкету, форма которой утверждается нормативным актом субъекта Российской Федерации. По итогам собеседования анкета заверяется куратором и гражданином. Пунктом 25 предусмотрено, что Программа социальной адаптации составляется куратором совместно с гражданином, а также с участием органов, указанных в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций.
Указывает, что программа социальной адаптации была разработана специалистами уполномоченного органа самостоятельно, без ее участия, что подтверждается отсутствием подписей сторон в самой программе социальной адаптации, тем самым был нарушен регламент, предусмотренный пунктом 25 Методических рекомендаций и пункта 5 статьи 8.1 Закона № 16-ГД. Кроме этого, программа социальной адаптации с нею не согласовывалась, ее копия не вручалась.
Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ №-П ей отказано в назначении социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту в связи с невозможностью достижения цели программы социальной адаптации за счет реализации указанных мероприятий. Основанием для отказа в назначении социальной помощи в виде социальных услуг по социальному контракту послужило распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р Министерства социально демографической и семейной политики Самарской области. Согласно приложению №, к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ №-р, основанием для отказа в оформлении социального контракта послужило решение межведомственной комиссии.
Комиссия пришла к выводам, что социальный контракт заключать не целесообразно, поскольку не завершен мониторинг оценки эффективности государственной социальной помощи на основании социального контракта, заключенного в 2022 г. Однако, считает, что законных оснований для отказа протокол комиссии не содержит заключение комиссии о нецелесообразности заключения социального контракта основано на внутреннем убеждении комиссии, а не на основании закона. Выводы комиссии носят предположительный характер, основанный на субъективном мнении членов комиссии. Незавершенный мониторинг оценки эффективности предыдущего социального контракта, заключенного в 2022 г. и завершенного на момент обращения, не является препятствием для заключения нового социального контракта и не является правовым основанием для отказа.
По итогам реализации программы социальной адаптации согласно данным министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области общий прогнозируемый доход от ведения личного подсобного хозяйства, составит <данные изъяты> рублей.
После проведения мероприятий по программе социальной адаптации и выполнения условий социального контракта, среднедушевой доход семьи повысится и составит <данные изъяты> рублей.
Таким образом, заключение Комиссии, в последующем и распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р министерства социально демографической и семейной политики Самарской области об отказе в связи с не достижением цели программы социальной адаптации за счет реализации указанных мероприятий противоречит самой программе социальной адаптации, в которой зафиксировано увеличение дохода семьи.
Полагает, указанный отказ является незаконным, ее конституционные права на социальную помощь нарушены, поскольку она является лицом, относящимся к категории получателей социальных услуг по социальному контракту.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив заявленные требования (л.д. 4-6, 61-62, 106-108), административный истец просил суд признать незаконными действия министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> в лице территориального отдела <адрес> об отказе в назначении социальной помощи в виде социальных услуг по социальному контракту; отменить распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О назначении (отказе в назначении) социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту» в части пункта 2 Приложения №, которое является неотъемлемым приложением к настоящему распоряжению; отменить подпункт 2.2 пункта 2 Протокола № заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов об оказании социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту при территориальном отделе министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области муниципального района <адрес>; признать незаконным уведомление об отказе в назначении социальной помощи в виде социальных услуг по социальному контракту №-П от ДД.ММ.ГГГГ; обязать министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области в лице территориального отдела Юго-Западного округа оказать социальную услугу по заключению социального контракта на ведение ЛПХ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области, ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Юго-Западного округа».
Решением Красноармейского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление Запрометовой А.П. удовлетворено в полном объеме (л.д. 178-187).
В апелляционной жалобе министерство социально-демографической и семейной политики Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права, просит принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении административных исковых требований (л.д. 184-195).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
Административный истец Запрометова А.П. в судебном заседании суда апелляционной инстанции просила решение суда оставить без изменения, как законное и обоснованное. Доводы апелляционной жалобы полагала несостоятельными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения, выслушав административного истца, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», в редакции, действовавшей на день возникновения правоотношений, далее – ФЗ «О государственной социальной помощи»).
В абзаце восьмом статьи 1 ФЗ «О государственной социальной помощи» закреплено, что социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.
Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац четвертый части 2 статьи 8 ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 ФЗ «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.
В социальном контракте должны быть установлены: 1) предмет социального контракта; 2) права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи; 3) виды и размер государственной социальной помощи; 4) порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта; 5) срок действия социального контракта; 6) порядок изменения и основания прекращения социального контракта.
К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся: 1) поиск работы; 2) прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования; 3) осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности; 4) ведение личного подсобного хозяйства; 5) осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.
Таким образом, предусмотрено, что к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации гражданином мероприятия, в том числе по ведению личного подсобного хозяйства.
Основания для отказа заявителю в назначении государственной социальной помощи указаны в статье 9 ФЗ «О государственной социальной помощи», которыми являются предоставление заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Правовые, организационные и экономические основы оказания социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, у которых по не зависящим от них причинам среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Самарской области, устанавливаются Законом Самарской области от 6 мая 2000 г. № 16-ГД «О социальной помощи в Самарской области», в редакции, действовавшей на день возникновения спорных правоотношений (далее - Закон № 16-ГД).
В силу части 5 статьи 8.1 Закона №16-ГД уполномоченный орган совместно с заявителем в течение 10 дней со дня регистрации заявления или со дня окончания проведения проверки сведений, представленных заявителем обязан разработать программу социальной адаптации.
Порядок составления программы социальной адаптации регламентирован «Методическими рекомендациями по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 августа 2021 г. №536 (далее – Методические рекомендации).
Согласно пунктам 22, 24, 25 Методических рекомендаций, с целью составления программы социальной адаптации в течение 10 календарных дней с момента направления уведомления о назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта куратором проводится собеседование; все сведения, полученные в ходе собеседования с гражданином, заносятся в анкету, форма которой утверждается нормативным актом субъекта Российской Федерации, по итогам собеседования анкета заверяется куратором и гражданином; программа социальной адаптации составляется куратором совместно с гражданином, а также с участием органов, указанных в пункте 1 настоящих Методических рекомендаций.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Запрометова А.П. обратилась с заявлением по оформлению государственной социальной помощи на основании социального контракта. Социальный контракт заключен по ведению личного подсобного хозяйства. Срок действия социального контракта составил с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Запрометовой А.П. в форме электронного документа подано заявление на получение социальных услуг по социальному контракту на ведение личного подсобного хозяйства.
Как следует из материалов дела, Запрометова А.П. имеет на иждивении двух несовершеннолетних детей, в возрасте до 16 лет. На момент обращения, среднедушевой доход семьи составил <данные изъяты> рублей, что не превышает среднедушевой доход величины прожиточного минимума в размере <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Запрометовой А.П. вручено уведомление №-П об отказе в назначении социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту в связи с невозможностью достижения цели программы социальной адаптации за счет реализации указанных мероприятий (л.д. 7).
Основанием для отказа в назначении социальной помощи в виде социальных услуг по социальному контракту послужило распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-р Министерства социально демографической и семейной политики Самарской области, согласно приложению № к которому основанием для отказа в оформлении социального контракта послужило решение межведомственной комиссии (л.д. 28-30).
Согласно протоколу № заседания межведомственной комиссии, Комиссия приняла решение о невозможности оказания социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту Запрометовой А.П. в связи с невозможностью достижения цели программы социальной адаптации за счет реализации указанных в ней мероприятий (пункт 2.2) (л.д. 127-129).
В соответствии с частью 7 статьи 8.1 Закона 16-ГД порядок назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту, включая основания для отказа в назначении социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту, устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа.
При этом частью 8 статьи 8.1 Закона 16-ГД предусмотрено, что оказание социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту не влечет за собой прекращение или отказ в оказании иных видов социальной помощи, предусмотренных настоящим Законом.
Согласно пункту 1.11 Порядка назначения и выплаты социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту, утвержденного приказом министра гуманитарного и социального развития Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №, в редакции, действовавшей на день возникновения правоотношений, по результатам рассмотрения программы социальной адаптации межведомственная комиссия дает заключение о возможности (невозможности) оказания социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту.
Межведомственная комиссия дает заключение о невозможности оказания социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту в случаях, в том числе, невозможности достижения цели программы социальной адаптации за счет реализации указанных в ней мероприятий.
Как следует из материалов дела, программа социальной адаптации Запрометовой А.П. (л.д. 10-11) была подготовлена специалистами ГКУ СО «КЦСОН Юго-Западного округа».
В программе социальной адаптации указаны активные мероприятия, обязательные для выполнения получателем Запрометовой А.П. государственной социальной помощи на основании социального контракта по основным мероприятиям, которые включают в себя заключение социального контракта, приобретение товаров для ведения личного подсобного хозяйства, регистрация теплицы в похозяйственной книге, ведение личного подсобного хозяйства, содействие в оказании психологической и юридической помощи.
Как следует из программы социальной адаптации, обоснованием необходимости включения каждого мероприятия, указанного в программе является развитие личного подсобного хозяйства и реализация трудового потенциала семьи Запрометовой А.П.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, пришел к верному выводу, что сама программа социальной адаптации подтверждает, что выполнение условий ее реализации будет способствовать выходу из трудной жизненной ситуации семьи Запрометовой А.П. для получения в дальнейшем постоянного источника дохода.
Так, материалами дела подтверждается, приобретение теплиц позволит повысить уровень и качество жизни малоимущей семьи за счет постоянных самостоятельных источников дохода в денежной и натуральной форме. Целью настоящей программы является получение семьей дополнительного постоянного дохода в натуральной и (или) денежной форме в период реализации проекта и в последующие годы. Рост доходов обеспечивается за счет реализации овощей и клубники.
В программе социальной адаптации, сотрудниками уполномоченного органа рассчитан прогноз увеличения ежемесячного среднедушевого дохода семьи Запрометовой А.П., за счёт реализации мероприятий программы из которого видно, что доход увеличится за счет выполнения условий данной программы.
По итогам реализации программы социальной адаптации общий прогнозируемый доход от ведения личного подсобного хозяйства, составит <данные изъяты> + (<данные изъяты> рублей.
После проведения мероприятий по программе социальной адаптации и выполнения условий социального контракта, среднедушевой доход семьи Запрометовой А.П. повысится и составит <данные изъяты> рублей.
Оснований не согласиться с такими выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы административного ответчика о невозможности достижения цели программы социальной адаптации за счет реализации указанных в ней мероприятий по своему смыслу сводятся к неэффективности заключения социального контракта, что не нашло своего подтверждения в суде.
Разрешая требования административного истца о признании незаконным и отмене подпункта 2.2 Протокола № заседания межведомственной комиссии, а также признании незаконным уведомления об отказе в назначении социальной помощи в виде услуг по социальному контракту №-П от ДД.ММ.ГГГГ суд первой инстанции пришел к следующему.
Решение о назначении (отказе в назначении) социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту принимается уполномоченным органом на основании заключения межведомственной комиссии, образованной при уполномоченном органе (далее - Межведомственная комиссия) из представителей органов службы занятости населения, органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления и иных заинтересованных органов и организаций.
Органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо его территориальными органами, наделенными соответствующими полномочиями, создается межведомственная комиссия, рассматривающая составленные программы социальной адаптации.
Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов об оказании социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту создана при территориальном отделе Юго-Западного округа министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области, в целях всестороннего и объективного рассмотрения вопросов по оказанию социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту.
Программа социальной адаптации рассматривается на заседании межведомственной комиссии в течение 5 рабочих дней со дня ее поступления на рассмотрение.
Согласно подпункту 3.9 пункта 3 Положения о межведомственных комиссиях, утвержденного приказом Министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Положение о Межведомственной комиссии) (л.д. 80-84) в протокол включаются следующие обязательные положения: дата и место проведения заседания; наименование и состав Комиссии; содержание рассматриваемых вопросов; решения Комиссии.
Как следует из протокола Межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 149-150), регламент составления протокола, предусмотренный вышеуказанными нормами, нарушен, не указано место проведения заседания.
В своем заключении Межведомственная комиссия пришла к выводу о том, что социальный контракт заключать не целесообразно, поскольку не завершен мониторинг оценки эффективности государственной социальной помощи Запрометовой А.П. на основании социального контракта, заключенного в 2022 г.
В соответствии с пунктом 2.2. Положения о межведомственной комиссии, Комиссия в соответствии с возложенными на нее задачами выполняет следующие функции: рассматривает программы социальной адаптации, разработанные министерством совместно с гражданином, претендующим на оказание социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту, подготавливает заключения о возможности (невозможности) оказания социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту; подготавливает рекомендации о целесообразности внесения изменений в содержание мероприятий программы социальной адаптации с учетом выполнения гражданином мероприятий программы социальной адаптации; подготавливает рекомендации о целесообразности продления срока действия социального контракта не более, чем на половину срока ранее заключенного социального контракта. Данный список функций является исчерпывающим.
Согласно пункту 3.10 настоящего положения в протоколе Комиссии отражается результат рассмотрения каждой программы социальной адаптации с указанием на возможность оказания социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту или указанием причин о невозможности ее оказания, указывается мероприятие, предусмотренное программой социальной адаптации, и размер социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту, результат оценки целесообразности внесения изменений в содержание мероприятий программы социальной адаптации, продления срока действия социального контракта с указанием срока продления.
Таким образом, суд первой инстанции, верно пришел к выводу, что протокол № от ДД.ММ.ГГГГ выводы Межведомственной комиссии о рассмотрении программы социальной адаптации заявителя Запрометовой А.П., предусмотренные ФЗ «О государственной социальной помощи» и Законом №-ГД, не содержит. Как следует из протокола заседания Комиссии при рассмотрении указанной программы, Комиссия дает оценку целесообразности заключения социального контракта, обуславливая ее необходимостью проверки эффективности, закончившего свой срок, предыдущего контракта.
Тогда как, на момент обращения Запрометовой А.П. ДД.ММ.ГГГГ срок предыдущего контракта, заключенного с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истек.
Среднедушевой доход семьи заявителя на момент заключения контракта составлял <данные изъяты>, после окончания срока социального контракта – <данные изъяты> рублей при установленной величине прожиточного минимума <данные изъяты> рублей. Запрометова А.П. зарегистрирована в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход, что может свидетельствовать о достижении цели предыдущего социального контракта, заключенного ДД.ММ.ГГГГ и что, в свою очередь, дает право Запрометовой А.П. согласно пункта 35 Методических рекомендаций повторно обратиться с заявлением на получение социальной услуги по социальному контракту.
Доказательств того, что Комиссия выявила в данном случае какие-либо нарушения в отношении заявителя – Запрометовой А.П., в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах, отказ комиссии не обоснован, не мотивирован, и не имеет ссылки на основания для отказа, предусмотренные законом, выводы носят предположительный характер, в связи с чем суд пришел к верному выводу об удовлетворении требований административного истца о признании незаконным отказа в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Ссылки Министерства в апелляционной жалобе на то, что уполномоченный орган и Межведомственная комиссия при рассмотрении вопроса о предоставлении Запрометовой А.П. социальной помощи в виде денежной выплаты по социальному контракту, действовали в соответствии с законом, в частности, в соответствии с приказом министерства гуманитарного и социального развития Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оказании социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам Самарской области» в редакции, действовавшей на день возникновения правоотношений, на правильность выводов суда не влияют.
Согласно заключению Комиссии, невозможность оказания социальной помощи в виде денежных выплат и социальных услуг по социальному контракту при новом обращении, обусловлена невозможностью достижения цели программы социальной адаптации за счет реализации указанных в ней мероприятий (пункт 2.2 Протокола №, пункт 2 Приложения № к распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ №-р) (л.д. 30, 128-129). Вместе с тем, из протокола заседания Комиссии не следует, что новая программа рассматривалась, при этом обсуждалось заключение об оценке выполнения мероприятий предыдущей программы социальной адаптации административного истца.
Фактически, изложенные в протоколе заседания Комиссии и распоряжении, выводы являются формальными, основанными лишь на отсутствии результатов мониторинга предыдущего социального контракта административного истца.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении административного иска, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Удовлетворяя требования административного истца в части возложения обязанности на министерство социально-демографической политики Самарской области в лице территориального отдела Юго-Западного округа оказать социальную услугу по заключению социального контракта на ведение ЛПХ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, районным судом не учтено, что возложение той или иной обязанности с указанием конкретного результата, возможно лишь при условии отсутствия иных оснований для отказа в предоставлении услуги.
При таких обстоятельствах абзац 6 резолютивной части решения суда подлежит уточнению с указанием на возможность принятия решения при отсутствии иных оснований к отказу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административного ответчика, выводы суда первой инстанции, являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на их переоценку, вследствие ошибочного и произвольного толкования норм права, и не могут повлиять на правильность постановленного решения суда.
Само по себе несогласие административного ответчика с данной судом оценкой обстоятельств дела не дает оснований считать решение суда неправильным. Доводы жалобы направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, исследованных судом и получивших надлежащую правовую оценку. Таким образом судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноармейского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ по существу оставить без изменения, изложив абзац 6 резолютивной части решения суда следующим образом:
«Обязать министерство социально-демографической политики Самарской области в лице территориального отдела Юго-Западного округа оказать социальную услугу по заключению социального контракта на ведение ЛПХ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу при отсутствии иных оснований к отказу».
Апелляционную жалобу министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области оставить без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Определение суда апелляционной инстанции в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий:
Судьи: