УИД 34RS0006-01-2023-002292-24
Дело № 2-2440/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Волгоград 28 декабря 2023 года
Советский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Матюхиной О.В.,
при секретаре судебного заседания Бронниковой Ю.М.,
с участием:
представителя истца Зонова А.А. – Абрамова П.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зонова Андрея Александровича к Карпову Александру Александровичу, Дементьевой Карине Олеговне о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, судебных расходов,
установил:
Зонов А.А. обратился в суд с данным иском, в обоснование требований указав, что дата года произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого принадлежащий ему на праве собственности автомобиль иные данные, 2017 года выпуска, госномер иные данные, под управлением Волк А.Н., получил механические повреждения. Виновником ДТП был признан водитель автомобиля иные данные, госномер иные данные, Карпов А.А.. Автомобиль виновного принадлежит на праве собственности Гришунину М.В., гражданская ответственность его и виновного на момент ДТП застрахована не была. Для установления размера причиненного ущерба, истец организовал проведение независимой экспертизы, согласно экспертному заключению стоимость восстановительного ремонта автомобиля составила 290200 рублей. За производство независимой экспертизы истец оплатила 6000 рублей. Просит суд взыскать с ответчика расходы на восстановительный ремонт в размере 290200 рублей, расходы на оплату услуг оценки в размере 6000 рублей, расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 6102 рубля, расходы на телеграммы 342 рубля 10 копеек, почтовые расходы 800 рублей.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Ответчик Дементьева К.О. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя.
Ответчик Карпов А.А. и представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
При разрешении спора судом установлено, что дата года произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля иные данные госномер иные данные под управлением Карпова А.А., принадлежащего на праве собственности Дементьевой К.О. и автомобиля иные данные госномер иные данные, под управлением Волк А.Н., принадлежащего истцу Зонову А.А., в результате которого его автомобилю причинены механические повреждения.
Виновным в данном ДТП был признан Карпов А.А..
Гражданская ответственность ни собственника Дементьевой К.О., ни управлявшего автомобилем Карпова А.А. на момент ДТП застрахована не была.
Учитывая изложенное, истец лишен права на возмещение убытков в соответствии с ч. 1 ст. 14.1 ФЗ об ОСАГО.
Для установления размера причиненного ущерба, истец организовал проведение независимой экспертизы, производство которой поручил «Эксперт ВЛСЭ» ИП Сердюков А.Н..
Согласно экспертному заключению иные данные стоимость восстановительного ремонта автомобиля иные данные госномер иные данные без учета износа составила 290 200 рублей.
В связи с несогласием ответчика с суммой восстановительного ремонта, определением Советского районного суда г.Волгограда от дата года была назначена судебная автотехническая экспертиза, производство которой было поручено ООО «НЭК».
Согласно экспертного заключения № 2-2440/2023 ООО «НЭК», стоимость восстановительного ремонта автомобиля иные данные госномер иные данные в результате ДТП от дата года без учета износа составила 290 886 рублей.
Согласно части 3 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом по правилам, установленным в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Таким образом, заключение судебной экспертизы оценивается судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
В соответствии с ч. 2 ст. 86 ГПК РФ заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
В силу положений ст. ст. 14 и 21 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" руководитель учреждения по получении определения о назначении судебной экспертизы обязан поручить ее производство комиссии экспертов данного учреждения, которые обладают специальными знаниями в объеме, требуемом для ответов на поставленные вопросы, а эксперты в силу ст. 16 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" обязаны провести полное исследование представленных материалов дела, дать обоснованное и объективное заключение по поставленным перед ними вопросам. Специальные знания экспертов подтверждаются представленными суду сертификатами о сдаче экспертами квалификационного экзамена. Согласно ст. 11 указанного Федерального закона государственные судебно-экспертные учреждения одного и того же профиля осуществляют деятельность по организации и производству судебной экспертизы на основе единого научно-методического подхода к экспертной практике, профессиональной подготовке и специализации экспертов.
В соответствии со ст. 8 ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" (в редакции ФЗ N 124-ФЗ от 28.06.2009 года) эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Оценивая заключение судебного эксперта ООО «НЭК», сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам, определяя полноту заключения, его научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что заключение эксперта в полной мере является допустимым и достоверным доказательством.
При этом суд считает, что оснований сомневаться в данном заключении не имеется, поскольку оно составлено компетентным специалистом, обладающим специальными познаниями, заключение составлено в полной мере объективно, а его выводы - достоверны.
Данное заключение согласуется с иными имеющимися в материалах дела доказательствами.
В силу ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и тому подобное, осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, в таких случаях несут лица, противоправно завладевшие источником. При наличии вины владельца источника повышенной опасности в противоправном изъятии этого источника из его обладания ответственность может быть возложена как на владельца, так и на лицо, противоправно завладевшее источником повышенной опасности (пункт 2 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из указанных правовых норм следует, что гражданско-правовой риск возникновения вредных последствий при использовании источника повышенной опасности возлагается на его собственника и при отсутствии его вины в непосредственном причинении вреда, как на лицо, несущее бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Сам по себе факт управления Карповым А.А. автомобилем на момент исследуемого дорожно-транспортного происшествия не может свидетельствовать о том, что именно водитель являлся владельцем источника повышенной опасности в смысле, придаваемом данному понятию в статье 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт передачи собственником транспортного средства другому лицу права управления им, в том числе с передачей ключей и регистрационных документов на автомобиль, подтверждает лишь волеизъявление собственника на передачу данного имущества в пользование и не свидетельствует о передаче права владения имуществом в установленном законом порядке, поскольку такое использование не лишает собственника имущества права владения им, а, следовательно, не освобождает от обязанности по возмещению вреда, причиненного этим источником повышенной опасности.
Предусмотренный статьей 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации перечень законных оснований владения источником повышенной опасности и документов, их подтверждающих, не является исчерпывающим, но любое из таких оснований требует соответствующего юридического оформления (заключение договора, выдача доверенности на право управления транспортным средством, внесение в страховой полис лица, допущенного к управлению транспортным средством, и т.п.).
В силу указанных положений закона суд считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Дементьева К.О..
Определяя размер возмещения вреда, суд исходит из следующего.
Согласно статьям 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права. Лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у истца убытками, а также размер убытков.
В связи с чем, возмещению подлежит стоимость восстановительного ремонта автомобиля без учета износа, в размере 290 200 рублей, в рамках заявленных истцом требований.
В соответствии с изложенным, требования истца о взыскании материального ущерба, причиненного в результате ДТП, суд считает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в размере 290 200 рублей.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии со ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
Аналогичное правило установлено ст. 100 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 декабря 2004 года N 454-О и применимой к гражданскому процессу, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Истцом были оплачены юридические услуги в размере 10 000 рублей.
Суд считает возможным взыскать данные расходы с ответчика в размере 10 000 рублей.
Указанную сумму суд находит соразмерной объему защищаемого права и объема работы представителя.
К судебным расходам суд относит расходы истца на производство независимой экспертизы в сумме 6 000 рублей, данные расходы суд признает необходимыми для обоснования размера исковых требований.
Учитывая, что при подаче в суд искового заявления истцом понесены судебные расходы по уплате государственной пошлины, почтовые и телеграфные расходы, и настоящее судебное решение состоялось в пользу истца, суд взыскивает в его пользу указанные расходы с ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление Зонова Андрея Александровича к Карпову Александру Александровичу, Дементьевой Карине Олеговне о возмещении ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, судебных расходов – удовлетворить в части.
Взыскать с Дементьевой Карины Олеговны в пользу Зонова Александра Александровича стоимость восстановительного ремонта в размере 290 200 рублей, расходы по оплате услуг эксперта в размере 6 000 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 102 рубля, расходы на телеграммы 342 рубля 10 копеек, почтовые расходы в размере 800 рублей.
В остальной части требований к Карпову Александру Александровичу - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Советский районный города Волгограда в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья О.В. Матюхина