Дело № 2-4998/2023
УИД23RS0006-01-2023-007963-67
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Армавир 18 декабря 2023 года
Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:
судьи Николаенко И.В.,
при секретаре Асирян Ж.Р.,
с участием:
истца Мозжегорова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мозжегорова А.А. к индивидуальному предпринимателю Мытареву А.В. о возмещении ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Мозжегоров А.А. обратился в Армавирский городской суд с иском к индивидуальному предпринимателю Мытареву А.В. о возмещении ущерба. Требования мотивированы тем, что 21.12.2019 между истцом и ответчиком заключен договор на строительство подвала по адресу: <...>. По условиям договора стоимость работ составила 354 631 рубль, которые были оплачены истцом в полном объеме. Ответчик гарантировал, что осуществленные им мероприятия по гидроизоляции подвала исключат проникновение внутрь воды и влаги со стороны прилегающего к подвалу грунта в течение 10 лет со дня сдачи строительных работ. Однако, весной 2023 года было установлено затекание воды со стороны прилагающего к подвалу грунта. Для подтверждения причины попадания воды истец обратился в ООО «Экспертно-оценочная компания «Консул», из заключения которого № <...> от 30.06.2023 следует, что причина протекания гидроизоляционного слоя подвала заключается в нарушении технологического процесса при производстве строительных и гидроизоляционных работ. Из-за объемно-планировочных показателей, где основание исследуемого подвала (глубиной заложения – 3,0м) расположено значительно ниже основания фундамента самого дома (глубиной заложения до 1,0м), а проекция фундаментов подвала и дома по пятну застройки не совпадают, выполнение работ по ремонту или замене гидроизоляционного слоя подвала технически невозможно и экономически нецелесообразно. 10.06.2023 истцом в адрес ответчика направлено требование об исполнении гарантийных обязательств по договору строительства от 21.12.2019, которое ответчиком оставлено без удовлетворения. Поскольку до настоящего времени ответчиком ущерб не возмещен, истец обратился в суд с указанным иском.
Истец Мозжегоров А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.
Ответчик Мытарев А.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом – посредством направления по месту жительства судебного извещения, которое возвращено в суд с отметкой «Истек срок хранения».
В силу п. 67 Постановления Пленума ВС РФ от 23.07.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения.
Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
С учетом изложенного, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает необходимым рассматривать дело в отсутствие ответчика. В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в статье 35 ГПК РФ в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение его прав на участие в судебном заседании, а также принципа состязательности и равноправии сторон, поскольку неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующем об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
Суд, выслушав истца Мозжегорова А.А., исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
судом установлено, что 21.12.2019 между истцом и ответчиком заключен договор на строительство подвала по адресу: <...>. Из условий договора (п.п.1.1, 1.2, 1.3) следует, что ответчик для бытовых нужд заказчика обязался осуществить своими силами и средствами комплекс работ по строительству подвала на земельном участке истца, расположенном по адресу: <...>. Работа по настоящему договору выполняется ответчиком из его материалов, его силами и средствами. Ответчик несет ответственность за ненадлежащее качество использования им материалов и оборудования, а также за предоставление материалов и оборудования, обременных правами третьих лиц.
Согласно п. 2.1 договора полная стоимость строительства подвала не подлежит пересмотру и составляет 354 631 рубль, из которых 255 057 рублей получены ответчиком в период с 20.09.2019 по 09.12.2019 путем перечисления их с карты ПАО «Сбербанк» <...> на карту ПАО «Сбербанк» <...>, а оставшиеся 99 574 рубля будут получены ответчиком путем перечисления на карту <...> в течение одного дня с момента заключения настоящего договора.
Из п. 3.1 договора следует, что ответчик обязался выполнить работы по договору в срок не позднее 10 января 2020 года.
П. 5.1, 5.2 договора предусмотрено, что ответчик гарантирует, что осуществленные им мероприятия по гидроизоляции подвала исключат проникновение внутрь подвала воды и влаги со стороны прилегающего к подвалу грунта в течение 10 лет с момента сдачи – приемки строительных работ. В случае проникновения внутрь подвала воды и влаги со стороны прилегающего к подвалу грунта в течение 10 лет с момента сдачи – приемки строительных работ ответчик обязуется выплатить истцу полную стоимость строительных работ подвала в размере 354 631 рубль.
Из акта сдачи – приемки строительных работ по договору строительства подвала от 27.12.2019 следует, что 27 апреля 2020 года ответчик изготовил и передал, а истец принял подвал, состоящий из входа в подвал (лестничного марша), прохода в подвал, подвал, который, в том числе, имеет следующие характеристики: гидроизоляция подвала выполнена путем сплошной прокладки вокруг подвала и горячей склейки кровельного материала «Бикрост» производства АО «Технониколь», а кроме того, до высоты 1 м от уровня пола между кладкой кирпича и кровельным материалом осуществлена подливка (подложка) песчано - цементного раствора с добавлением жидкого стекла натриевого марки К507.
Как следует из п. 2 акта полная стоимость строительства подвала составила 354 631 рубль, которые полностью оплачены ответчику истцом. П. 3 акта предусмотрено, что гарантия 10 лет, установленная п. 5.1 договора строительства от 21.12.2019 исчисляется с момента подписания настоящего акта.
Весной 2023 года истцом установлено, что внутрь подвала проникает вода со стороны прилегающего к подвалу грунта, в связи с чем 10.06.2023 в адрес ответчика направлено требование, которое оставлено без удовлетворения.
Для подтверждения причины попадания воды истец обратился в ООО «Экспертно-оценочная компания «Консул», из заключения которого № <...> от 30.06.2023 следует, что на бетонной поверхности пола исследуемого подвала присутствует вода высотой примерно 50 мм от уровня пола подвала, предположительно грунтовые воды. На поверхности стен подвала площадью более 50 % наблюдаются белые пятна в виде отложения солей как следствие намокания грунтовыми водами до 13 ряда кирпичной кладки от уровня пола. Экспертом ООО «Экспертно – оценочная компания «Консул» С. установлена причина протекания гидроизоляционного слоя подвала - нарушение технологического процесса при производстве строительных и гидроизоляционных работ. Из-за объемно-планировочных показателей, где основание исследуемого подвала (глубиной заложения – 3,0м) расположено значительно ниже основания фундамента самого дома (глубиной заложения до 1,0м), а проекция фундаментов подвала и дома по пятну застройки не совпадают, выполнение работ по ремонту или замене гидроизоляционного слоя подвала технически невозможно и экономически нецелесообразно. Выявленный дефект, допущенный при производстве строительных и гидроизоляционных работах подвала, выразившийся в нарушении герметичности гидроизоляционного слоя с последующим протеканием грунтовых вод в помещение подвала, относится к неустранимым дефектам.
Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим:
согласно п. 1 ст. 307 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п.1 ст. 310 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его (п.1 ст.702 ГК РФ).
Согласно положениям ст. 703 ГК РФ договор подряда заключается на изготовление или переработку (обработку) вещи либо на выполнение другой работы с передачей ее результата заказчику. По договору подряда, заключенному на изготовление вещи, подрядчик передает права на нее заказчику. Если иное не предусмотрено договором, подрядчик самостоятельно определяет способы выполнения задания заказчика (п.п. 1-3).
Общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре подряда также предусмотрено, что если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами (п. 1 ст. 704 ГК РФ).
В силу требований п. 1 ст. 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи ее заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиям, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
Согласно ст. 723 ГК РФ, в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
В соответствии со ст. 730 ГК РФ по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу. Договор бытового подряда является публичным договором (статья 426). К отношениям по договору бытового подряда, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними.
Как следует из ст. 731 ГК РФ подрядчик обязан до заключения договора бытового подряда предоставить заказчику необходимую и достоверную информацию о предлагаемой работе, ее видах и об особенностях, о цене и форме оплаты, а также сообщить заказчику по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей работе сведения. Если по характеру работы это имеет значение, подрядчик должен указать заказчику конкретное лицо, которое будет ее выполнять. Если заказчику не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте заключения договора бытового подряда информацию о работе, указанную в пункте 1 настоящей статьи, он вправе потребовать от подрядчика возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора (пункт 4 статьи 445). Заказчик вправе требовать расторжения заключенного договора бытового подряда без оплаты выполненной работы, а также возмещения убытков в случаях, когда вследствие неполноты или недостоверности полученной от подрядчика информации был заключен договор на выполнение работы, не обладающей свойствами, которые имел в виду заказчик. Подрядчик, не предоставивший заказчику информации о работе, указанной в пункте 1 настоящей статьи, несет ответственность и за те недостатки работы, которые возникли после ее передачи заказчику вследствие отсутствия у него такой информации.
Согласно ст. 737 ГК РФ в случае обнаружения недостатков во время приемки результата работы или после его приемки в течение гарантийного срока, а если он не установлен, - разумного срока, но не позднее двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня приемки результата работы, заказчик вправе по своему выбору осуществить одно из предусмотренных в статье 723 настоящего Кодекса прав либо потребовать безвозмездного повторного выполнения работы или возмещения понесенных им расходов на исправление недостатков своими средствами или третьими лицами. В случае обнаружения существенных недостатков результата работы заказчик вправе предъявить подрядчику требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что они возникли до принятия результата работы заказчиком или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование может быть предъявлено заказчиком, если указанные недостатки обнаружены по истечении двух лет (для недвижимого имущества - пяти лет) со дня принятия результата работы заказчиком, но в пределах установленного для результата работы срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы заказчиком, если срок службы не установлен. При невыполнении подрядчиком требования, указанного в пункте 2 настоящей статьи, заказчик вправе в течение того же срока потребовать либо возврата части цены, уплаченной за работу, либо возмещения расходов, понесенных в связи с устранением недостатков заказчиком своими силами или с помощью третьих лиц либо отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Судом установлено, а ответчиком не оспорено, что в результате нарушений, допущенных им при строительстве подвала, расположенного на земельном участке, вода проникает в указанное помещение со стороны прилегающего к подвалу грунта, указанный недостаток был выявлен в течении гарантийного срока, указанного в договоре, устранение данного дефекта невозможно и экономически нецелесообразно.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать во взаимосвязи с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Ответчик в нарушение вышеуказанных норм права не представил доказательств, опровергающих исковые требования истца.
Таким образом, судом установлено, что ответчиком не исполнены работы по строительству подвала надлежащего качества, нарушены гарантийные обязательства, принятые им в рамках договора от 21.12.2019. Доказательств, опровергающих данные выводы, суду не представлены, а судом не установлены.
Учитывая вышеизложенное, анализируя в совокупности представленные доказательства, а также нормы права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, принимая во внимание, что доводы истца нашли свое подтверждение в судебном заседании, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мозжегорова А.А. к индивидуальному предпринимателю Мытареву А.В. о возмещении ущерба – удовлетворить.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Мытарева А.В., ИНН <...>, в пользу Мозжегорова А.А. ущерб в размере 354 631 (триста пятьдесят четыре тысячи шестьсот тридцать один) рубль.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Армавирский городской суд в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения.
Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2023 г.
Судья
Армавирского городского суда И.В. Николаенко