58RS0027-01-2022-007781-64
Дело №2-166/2023
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
26 января 2023 года г. Пенза
Октябрьский районный суд города Пензы в составе
председательствующего судьи Половинко Н.А.,
при секретаре Емелиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Пензе гражданское дело по иску администрации г.Пензы к Епифанову Алексею Александровичу, Алексееву ФИО4у об изъятии жилого помещения путем выплаты возмещения и по встречному иску Епифанова Алексея Александровича, Алексеева Сергея Алексеевича к администрации г. Пензы о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого,
УСТАНОВИЛ:
Истец Администрация г. Пензы обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что заключением межведомственной комиссии по оценке муниципального жилищного фонда города Пензы № от 01.12.2015 г. жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Данный дом включен в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019 - 2025 годы», утвержденную постановлением Администрации г. Пензы от 29.03.2019 № и региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019-2025 годах», утвержденную Постановлением Правительства Пензенской обл. от 29.03.2019 №-пП. Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Епифанову Алексею Александровичу, Епифанову (Алексееву) Сергею Алексеевичу и ФИО3 по 1/3 доли каждому соответственно. Согласно отчета ФИО9, рыночная стоимость жилого помещения, принадлежащего на праве собственности Епифанову А.А. составляет 266 666,67 руб., Епифанову (Алексееву) С.А. - 266 666,67 руб., ФИО3 - 266 666,67 руб. На основании изложенного, истец просил суд прекратить право общей долевой собственности Епифанова С.А. (1/3 доли в праве), Епифанова А.А. (1/3 доли в праве), ФИО3 (1/3 доли в праве) в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, путем выплаты администрацией города Пензы возмещения Епифанову Алексею Александровичу 226666,67 руб., Епифанову ФИО4у 226666,67 руб., ФИО3 30000 руб.; обязать администрацию г.Пензы выплатить ФИО1 226666,67 руб., ФИО2 226666,67 руб., ФИО3 30000 руб. за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; обязать ответчиков принять возмещение за изымаемое жилое помещение, предоставив администрации г.Пензы реквизиты банка и номер счета для перечисления средств; признать перечисление денежных средств ответчикам основанием для осуществления регистрации перехода права собственности на жилое помещение, принадлежащее на праве общей долевой собственности Епифанову С.А. (1/3 доли в праве), Епифанову А.А. (1/3 доли в праве), ФИО3 (1/3 доли в праве), расположенное по адресу: <адрес>, к муниципальному образованию «город Пенза».
В ходе рассмотрения дела, поскольку было установлено, что ФИО3 не является собственником спорного жилого помещения, Администрацией г.Пензы исковые требования были уточнены, согласно которым истец просил суд прекратить право общей долевой собственности Алексеева (Епифанова) С.А. (1/3 доли в праве), Епифанова А.А. (2/3 доли в праве), в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, путем выплаты администрацией города Пензы возмещения Епифанову Алексею Александровичу 226 666,67 руб., Алексееву (Епифанову) Сергею Алексеевичу 226666,67 руб., обязать администрацию г.Пензы выплатить Епифанову Алексею Александровичу 226666,67 руб., Алексееву (Епифанову) Сергею Алексеевичу 226666,67 руб., за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; обязать ответчиков принять возмещение за изымаемое жилое помещение, предоставив администрации г.Пензы реквизиты банка и номер счета для перечисления средств; признать перечисление денежных средств ответчикам основанием для осуществления регистрации перехода права собственности на жилое помещение, принадлежащее на праве общей долевой собственности Алексееву (Епифанову) С.А. (1/3 доли в праве), Епифанову А.А. (2/3 доли в праве), расположенное по адресу: <адрес>, к муниципальному образованию «город Пенза».
В ходе рассмотрения дела Епифановым А.А., Алексеевым (Епифановым) С.А. заявлен встречный иск об обязании Администрации города Пензы предоставить им равноценное, отвечающее санитарным и техническим требованиям жилое помещение взамен аварийного помещения, расположенного в аварийном и подлежащим сносу доме по <адрес>, а именно равнозначную квартиру, состоящую из 1-й комнаты площадью 17 кв.м. соответственно долям в праве собственности – Епифанову А.А. – 2/3 доли, 1/3 доли – Епифанову (Алексееву) С.А.
Представитель истца по первоначальному иску (ответчика по встречному иску) - администрации г. Пензы по доверенности Кочетова С.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, требования первоначального иска поддержала, в удовлетворении встречного иска просила отказать.
Ответчик (истец по встречному иску) Епифанов А.А. в судебное заседание не явился, был извещен надлежаще, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные им встречные требования удовлетворить, в удовлетворении первоначального иска просил отказать.
Ответчик (истец по встречному иску) Алексеев (Епифанов) С.А. в судебное заседание не явился, был извещен надлежаще, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные им встречные требования удовлетворить, в удовлетворении первоначального иска просил отказать.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Епифанов (Алексеев) С.А. и Епифанов А.А. в соответствии с выпиской из ЕГРН являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>
Епифанову А.А. на праве общей долевой собственности в спорном помещении принадлежат 2/3 доли, одна из которых перешла в собственность ответчику на основании нотариально заверенного договора купли-продажи от 25.01.2023 г., заключенного между Епифановым А.А. и ФИО11 (бывшим собственником 1/3 доли в спорном помещении).
Заключением межведомственной комиссии № от 01.12.2015 г. названный дом был признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Пензы № от 10.12.2015 г. названный дом наряду с другими признан аварийным и подлежащим сносу.
Данный дом включен в муниципальную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы», утв. постановлением администрации города Пензы от 29.03.2019 №, и региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019 - 2025 годах», утв. Постановлением Правительства Пензенской области от 29.03.2019 №-пП.
Из материалов дела также следует, что администрацией г. Пензы ответчикам направлен проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд объекта недвижимости, в котором администрация г. Пензы предлагала ответчикам (истцам по встречному иску) получить возмещение в виде денежной выплаты исходя из размера доли за изымаемое жилое помещение.
По мнению администрации г. Пензы, в силу п.9 ст.32 ЖК РФ если ответчики, как собственники спорного жилого помещения, не заключили в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого для государсвтенных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у них жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.
Данные доводы суд находит несостоятельными.
Конституция Российской Федерации гарантирует, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В п.3 ст.2 Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 3 статьи 16 указанного Федерального закона определено, что переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или, с согласия в письменной форме этих граждан, в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В соответствии со ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (ч.1).
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2).
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч.3).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (ч.6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.8).
Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда (ч.9).
Согласно разъяснениям, содержащимся в Обзоре судебной практики Верховного суда РФ № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 года, по общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч 8 ст.32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В силу ч.8.2 ст.32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Указанная часть 8.2 ст.32 ЖК РФ введена Федеральным законом от 27.12.2019 г. № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда»; указанная правовая норма вступила в силу с 28.12.2019 г.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу 01.12.2015 г., и именно после этой даты в силу действующего законодательства у администрации г. Пензы возникла обязанность по обеспечению условий для осуществления гражданами права на безопасность жилища, в том числе путем изъятия для муниципальных нужд как земельного участка, на котором расположен дом, так и каждого жилого помещения в указанном доме, в целях исполнения обязанности по ликвидации аварийного жилищного фонда и переселения граждан.
Указанный дом включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года, планируемых к расселению в рамках муниципальной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории города Пензы на 2019-2025 годы», утвержденной постановлением администрации города Пензы от 29.03.2019 № и региональную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пензенской области в 2019 - 2025 годах», утвержденную Постановлением Правительства Пензенской обл. от 29.03.2019 №-Пп, то есть до 27.12.2019 г.
Таким образом, Федеральный закон от 27.12.2019 года № 473-ФЗ не может распространяться на правоотношения, которые возникли до его принятия.
При изложенных обстоятельствах ответчики (истцы по встречному иску) вправе требовать предоставления им жилого помещения с зачетом стоимости изымаемого у них жилого помещения в стоимость передаваемого жилья, они вправе и выбрали такой способ обеспечения своих жилищных прав в виде предоставления другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого и подлежащего сносу жилого помещения.
Таким образом, в отсутствие согласия собственников на выплату возмещения отсутствуют и правовые основания для удовлетворения иска администрации г. Пензы, а встречные требования Епифанова А.А., Алексеева (Епифанова) С.А. о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого суд на основании вышеуказанного полагает необходимым удовлетворить, обязав администрацию г. Пензы предоставить Епифанову А.А., Алексееву (Епифанову) С.А. жилое помещение взамен изымаемого аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации г.Пензы к Епифанову Алексею Александровичу, Алексееву Сергею Алексеевичу об изъятии жилого помещения путем выплаты возмещения оставить без удовлетворения.
Встречные исковые требования Епифанова Алексея Александровича, Алексеева Сергея Алексеевича к администрации г. Пензы о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого удовлетворить.
Обязать администрацию г.Пензы предоставить Епифанову Алексею Александровичу, Алексееву Сергею Алексеевичу жилое помещение взамен изымаемого аварийного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 02.02.2023 года.
Судья Н.А.Половинко