Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-334/2023 ~ М-304/2023 от 07.08.2023

      дело № 2-334/2023

                УИД № 10RS0003-01-2023-000675-08

    РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ    ФЕДЕРАЦИИ

04 сентября 2023 года                                                                                 г. Кемь

Кемский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Хольшева А.Н. при секретаре Леськовой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Синяковой А.С. к администрации Кемского муниципального района Республики Карелия, Министерству социальной защиты Республики Карелия об обеспечении жилым помещением,

                                          УСТАНОВИЛ:

Синякова А.С. обратилась в суд с названным иском по тем основаниям, что являлась лицом, из категории детей оставшихся без попечения родителей и воспитывалась в детском доме. Постановлением главы самоуправления г. Кеми и района от 01.04.1995 № 162 «Об определении несовершеннолетних в детский приют г. Кемь» за ней была закреплена жилая площадь по месту жительства матери, по адресу: п. Кривой Порог, ул. Кольцевая д. 14 кв.8. 27.08.1996 семья была перерегистрирована в кв.29 дома 1 по ул. Индустриальная пос. Кривой Порог, Кемского района. Таким образом, за истицей было закреплено жилое помещение при определении в детский дом.

По адресу Кривой Порог ул. Индустриальная д. 1 кв. 29 Синякова А.С. не проживала. С 2006, после выпуска из детского дома проживала со своим молодым человеком, а позже и в настоящее время в съемной квартире по адресу: г. Кемь, ул. Кирова д. 23 кв.4. Квартира, находящаяся по адресу: п. Кривой Порог ул. Индустриальная д. 1 кв. 29 находится в непригодном для проживания состоянии.

Истица отмечает, что до 23 лет она не имела возможности встать на учет для получения жилья по категории дети-сироты, поскольку о наличии такого права не была осведомлена по причине ненадлежащего выполнения обязанностей по защите ее прав органом опеки и попечительства и законным представителем.

Сейчас истице 33 года и она считает, что это не может рассматриваться как обстоятельство, влекущее утрату права на получение жилого помещения как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с изложенным просит восстановить срок для включения ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда. Обязать администрацию Кемского муниципального района предоставить ей жилое помещение как ребенку сироте.

Определением Кемского городского суда Республики Карелия от 24.08.2023 в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты Республики Карели и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрация Кривопорожского сельского поселения Республики Карелия.

В судебном заседании Синякова А.С. исковые требования поддержала по доводам изложенным в заявлении. Пояснила, что детский дом, куда ее отправили после смерти отца и лишения матери родительских прав, находился на Баб-губе в г. Кеми. После смерти матери за ней была закреплена квартира по адресу: п. Кривой Порог ул. Индустриальная д. 1 кв. 29. Она и сейчас там прописана. После детского дома, в котором она воспитывалась до 16 лет, она поехала учиться в профессиональный лицей в г. Сегежу и обучалась там с 2006 по 2008 год. Проживала в общежитие. Не закончив обучение в профессиональном лицее, приехала в г. Кемь и стала проживать с молодым человеком в его квартире. В 2010 году познакомилась с другим молодым человеком (<данные изъяты>) и стала проживать с ним по его месту жительства в муниципальной квартире по адресу: г. Кемь, ул. Кирова д. 23 кв. 4. С 2010 года обучалась в профессиональном лицее в г. Медвежьегорске, после окончания лицея, проживает с <данные изъяты> по адресу: г. Кемь, ул. Кирова д. 23 кв. 4.

За все время после того как выпустилась из детского дома в п. Кривой Порог была один раз, примерно год назад, что-бы сфотографировать квартиру. В квартире отсутствует электропроводка, отсутствует сантехника, батареи в комнатах. Окна заколочены. С момента выпуска из детского дома она в квартире по адресу: п. Кривой Порог, ул. Индустриальная д. 1 кв. 29 заинтересована не была, так как в п. Кривой Порог невозможно было найти работу. Весь период до настоящего времени ей было где проживать и вопрос об обеспечении жильем не стоял. Не смотря на заверения администрации поселка о том, что они готовы восстановить квартиру и дать возможность в ней жить, квартира ей не нужна. Заявление на предоставление жилья как сирота она не подавала, подано заявление об обеспечении жильем по социальному найму.

Администрация Кемского муниципального района Республики Карелия в суд своего представителя не направила, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. В отзыве в иске просила отказать, указав на обеспеченность Синяковой А.С. жилым помещением.

Министерство социальной защиты в суд своего представителя не направило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. В отзыве указало, что с иском не согласно, истица в списке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей не состоит. Министерство не располагает документами и сведениями о жизненных обстоятельствах истца, причинах по которым истец не была включена в Список в соответствующем возрасте, которые можно было бы сопоставить с условиями включения в Список лиц, достигших 23 лет, поскольку не является органом опеки и попечительства и не осуществляет учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Администрация Кривопорожского сельского поселения Республики Карелия в суд своего представителя не направила о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Заслушав пояснения истца, изучив письменные материалы дела, материалы дел № 2-107/1995, № 2-346/2021, надзорное производство № 47-2023, суд приходит к следующему выводу.

Из имеющихся в распоряжении суда материалов следует, что постановлением главы самоуправления г. Кеми и района от 01.04.1995 № 162 «Об определении несовершеннолетних в детский приют г. Кемь» несовершеннолетняя Синякова А.С. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения была определена в детский приют г. Кеми. За Синяковой А.С. закреплена жилая площадь по месту жительства матери, по адресу: п. Кривой Порог, ул. Кольцевая д. 14 кв. 8.

Из ответа администрации Кривопорожского сельского поселения Республики Карелия от 04.09.2023 следует, что Синякова А.С. зарегистрирована по адресу п. Кривой Порог ул. Индустриальная д. 1 кв. 29 с 16.11.1990 года по настоящее время.

Из адресной справки МП ОМВД России по Кемскому району Республики Карелия следует, что Синякова А.С. была зарегистрирована по адресу п. Кривой Порог, ул. Индустриальная д. 1 кв. 29 в период с 01.09.2009 по 30.10.2019. С 30.10.2019 она зарегистрирована по адресу: г. Кемь, ул. Кирова д. 23 кв. 4.

Согласно сведениям содержащимся в паспорте истца выданным 01.09.2009 ТП УФМС России по РК в Кемском районе Синякова А.С. была зарегистрирована по адресу: п. Кривой Порог, ул. Индустриальная д. 1 кв. 29 с 29.09.2003года.

Из письма администрации Кривопорожского сельского поселения в ГОУ «Профессиональное училище №11» от 23.11.2011 следует, что в квартире № 29 дома № 1 по ул. Индустриальной в п. Кривой Порог, закрепленной за Синяковой А.С. длительное время ни кто не проживал, поэтому жилое помещение было приведено в состояние непригодное для проживания. В квартире отсутствуют радиаторы отопления, стекла, сантехника, нет электрической плиты. В сельском поселении свободного жилья, пригодного для проживания нет. Администрация Кривопорожского сельского поселения обязуется восстановить квартиру, расположенную по адресу: п. Кривой Порог, ул. Индустриальная д. 1 кв. 29 Кемского района Республики Карелия, при условии постоянного проживания Синяковой А.С., по окончании обучения, в данной квартире. Администрация просит училище заблаговременно сообщить, о намерении Синяковой А.С. заселиться в вышеуказанную квартиру, для постоянного проживания.

С заявлением в администрацию Кемского муниципального района Республики Карелия о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей не обращалась.

В администрацию Кемского муниципального района Республики Карелия Синякова А.С. обратилась 01.11.2022. Специалистом отдела ей были разъяснены условия постановки на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении, рекомендовано представить необходимые документы.

29.11.2022 Синяковой А.С. в администрацию Кемского муниципального района Республики Карелия было представлено заявление о признании ее малоимущей в целях постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма.

В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21.10.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот, оставшихся без попечения родителей».

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации представление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Критерии отнесения граждан к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которой лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с абз.1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» (в редакции, Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву/либо окончании отбывания наказания. (абзац третий п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Пункт 3 указанной статьи в той же редакции предусматривает, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее-список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункте 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.(абзац 1)

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а так же лица из числа детей-сирот, оставшиеся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Представление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Таким образом, федеральный законодатель-определил категории лиц которым должны быть предоставлены жилые помещения, порядок формования списков и порядок обеспечения этих лиц жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность представления жилых помещений по договора социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса (в редакции действовавшей до 01.01.2013), абз. 4 ст. 1 и п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2013) к таким лицам, в частности, относились дети-сироты, оставшихся без попечения родителей, а так же лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а так же которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а так же по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

По смыслу положений части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 159-ФЗ, а также в соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, представление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на представление жилого помещения по договору социального найма.

При обращении, в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учет, как лица, имеющие право на представление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 № 158-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой поддержки.

Следовательно, до достижения 23 лет, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Таким образом, представление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. До достижения возраста 23 лет дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте РФ по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте РФ по новому месту жительства.

Согласно данным правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Российской Федерации либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.

Прием заявлений о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления в порядке, определяемом законом или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществлять подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией.

Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в Республике Карелия регулируется Законом Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя».

В соответствии со статьей 4 указанного Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (далее-органы местного самоуправления) наделяются государственными полномочиями Республики Карелия, в том числе по формированию муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по принятию решения об однократном представлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, по заключению договоров найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 № 326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Министерство социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия преобразовано в Министерство социальной защиты Республики Карелия

В соответствии с положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, утвержденном постановление Правительства Республики Карелия от 25.10.2017 N 374-П "Об утверждении Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия", министерство социальной защиты Республики Карелия обеспечивает предоставление мер по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года N 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"(п. 12); формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с законодательством Республики Карелия подлежат обеспечению жилыми помещениями (п.21).

Таким образом, из приведенных положений законов Российской Федерации и Республики Карелия следует, что включением в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется уполномоченным Правительством Республики Карелии органом, которым на основании постановления Правительства Республики Карелия от 26.09.2017года № 326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» является Министерство социальной защиты Республики Карелия и которое в соответствии с положением о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 25.10.2017 № 374-П обеспечивает предоставление мер по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года № 921-ЗРК "О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; формирует список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые в соответствии с законодательством Республики Карелия подлежат обеспечению жилыми помещениями. Администрация Кемского муниципального района Республики Карелия в силу переданных ей государственных полномочий формирует муниципальный специализированный жилищный фонд, принимает решение об однократном представлении благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного фонда по договора найма специализированных жилых помещений, заключает такие договоры.

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имел право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2023 или после 01.01.2013 имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 24.06.2021 № 1215-О, положение пункта 9 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепляющие условия сохранения за ними права на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения по договорам найма специализированных жилых помещений, подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013) о возможности обеспечения жилыми помещениями лиц, не вставших (не поставленных) на учет до достижения возраста 23 лет (определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2018г. № 1229-О, от 29.01.2019г. № 185-О и от 30.01.2020г. № 89-О).

Аналогичные разъяснения содержатся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утвержден Президиумом Верховного суда Российской Федерации 23.12.2020г.), и согласуется с разъяснениями Министерства просвещения Российской Федерации (утверждены письмом от 23.06.2020г. № ДГ-812/07), касающимися порядка применения абзаца четвертого пункта 3 Правил.

Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2013г., отсутствие лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. В случае признания таких причин уважительными, суды правомерно удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма.

Вступление в действие постановления Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 № 397 не означает отсутствие необходимости проверять, предпринимались ли истцом действия по своевременной подаче заявления о включении в список и выяснения наличия уважительных причин, по которым указанные лица не были поставлены на учет для получения жилого помещения. Как следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020г. при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по достижении ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет. Имели ли указанные лица самостоятельно защищать свои права в период с момента достижения совершеннолетия, а так же после этого, в связи с чем, пропустили срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, Синякова А.С. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Отец и мать истицы умерли до достижения ею совершеннолетнего возраста. На период пребывания Синяковой А.С. в детском доме за ней была закреплена квартира по адресу: п. Кривой Порог, ул. Индустриальная д. 1 кв. 29.

До достижения 23-летнего возраста истец с заявлением о включении ее в список детей-сирот нуждающихся в обеспечении жилым помещением не обращалась. С заявлением о постановке ее на учет как нуждающейся в жилом помещении истец обратилась 01.11.2022года, то есть в 33 года, доказательств более раннего обращения с таким заявлением, суду не представлено. Сведений о наличии уважительных причин несвоевременного обращения истца о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей материалы дела не содержат. Истцом не представлено доказательств того, что до 2012 года включительно жилое помещение расположенное по адресу: п. Кривой Порог, ул. Индустриальная д. 1 кв. 29 было непригодным для постоянного проживания или не отвечало установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, напротив, из письма администрации Кривопорожского сельского поселения и решения Кемского городского суда Республики Карелия от 28.10.2021 следует, что квартира была пригодна для проживания, в нее в период с 2019 по 2020 годы подавалось отопление, администрация обязалась до выпуска Синяковой А.С. из ГОУ «ПУ № 11» восстановить утраченное оборудование, привести квартиру в пригодное для проживание состояние. Истец, на протяжении многих лет, зная о своих жилищных условиях, не заявляла о нуждаемости, на учет в качестве нуждающейся в представлении жилого помещения не вставала. Фактически пояснения истца и собранные по делу доказательства указывают на то, что истицу не интересовал вопрос включения ее в список детей-сироти и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республики Карелия. В 2007 году истице исполнилось 18 лет и она обладая полной дееспособностью могла и должна была позаботиться о своих жилищных правах, в том числе прибегая к помощи государственных органов (администрации, прокуратуры, суда и т.д.).

Поскольку после достижения возраста 23 лет истец длительное время (10 лет) не предпринимала предусмотренных законом действий по защите своих жилищных прав, оснований для восстановления такого срока не имеется.

Относительно довода Синяковой А.С. о том, что принадлежащее ей жилое помещение было непригодно для проживания суд полагает необходимым указать следующее.

В соответствии с п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

В соответствии с п. 5 названного Закона порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 4 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Карелия по установлению факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях.

Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определен в разделе 4 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".

В соответствии с абз. 2 п. 49 названного Положения на основании заключения комиссии соответствующий орган местного самоуправления принимает в установленном им порядке решение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с пп.2 п. 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного Постановлением Правительства Республики Карелия от 19.03.2013 № 99-П «Об утверждении порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, проживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в том числе в связи с тем, что жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством.

В соответствии с п. 4 названного выше положения документами, подтверждающими невозможность проживания в жилом помещении (далее-документы), являются: в случае предусмотренном пп.2 п.2 Порядка-копия решения уполномоченного органа о признании жилого помещения непригодным для проживания граждан либо о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

До достижения истицей возраста 23 лет (до 2012 года) администрацией Кривопорожского сельского поселения Республики Карелия решений о признании квартиры непригодной для проживания или многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не выносилось. По сведениям администрации дом и в настоящее время не признан непригодным для проживания и подлежащим сносу.

В соответствии со ст. 56 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского-процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Доказательств того, что квартира расположенная по адресу п. Кривой Порог, ул. Индустриальная д. 1 кв. 29 до достижения истицей возраста 23 лет была непригодна для проживания в контексте положений постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, истицей, обязанной доказать это обстоятельство, не представлено.

В настоящее время истица зарегистрирована по адресу: Республика Карелия г. Кемь, ул. Кирова д. 23 кв. 4 и обеспечена жильем.

В связи с изложенным суд отказывает в удовлетворении иска.

       При этом суд полагает необходимым указать, что в соответствии со ст. 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Кемский городской суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

           Судья                                                                            Хольшев А.Н.

Мотивированное решение в соответствии     со ст. 199 ГПК РФ составлено 05 сентября 2023г.

2-334/2023 ~ М-304/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Синякова Антонина Сергеевна
Ответчики
Министерство социальной защиты Республики Карелия
Администрация Кемского муниципального района
Другие
Администрация Кривопорожского сельского поселения
Суд
Кемский городской суд Республики Карелия
Судья
Хольшев Алексей Николаевич
Дело на сайте суда
kemsky--kar.sudrf.ru
07.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2023Передача материалов судье
10.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.08.2023Предварительное судебное заседание
04.09.2023Судебное заседание
05.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2023Дело оформлено
19.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее