Судья: Бегишева Н.В. д. № 12-145/2023
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара 11 мая 2023 года
Судья Самарского областного суда Толмосова А. А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобы (основную и дополнительную) Абдалкина М. А. и его защитника Лапузина А. С. на постановление судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 20 марта 2023 года, которым
Абдалкин М.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено административное наказание в размере 150 000 рублей.
установил:
01 марта 2023 года УУП ОМВД России по г. Новокуйбышевску Феймер О.И. составлен протокол 22 № 3771884 об административном правонарушении, согласно которому 21.02.2023 в 17:59 час., депутат Самарской Губернской Думы Абдалкин М. А. <данные изъяты> разместил видеоролик, в котором он с лапшой на ушах, слушал и смотрел Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.02.2023, темой которого являлось работа Государственных органов за пределами территории РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, при этом кивал головой, тем самым своими публичными действиями дискредитировал исполнения государственными органами РФ своих полномочий за пределами территории РФ в вышеуказанных целях..
Судьей Новокуйбышевского городского суда Самарской области 20 марта 2023 года вынесено указанное выше постановление.
Не согласившись с постановлением районного суда, Абдалкин М. А. и его защитник Лапузин А. С. обратился в Самарский областной суд с жалобами (основной и дополнительной), в которых просят постановление районного суда отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.
Изучив материалы дела, выслушав Абдалкина М. А. и его защитников Яндукова Е. А. (по доверенности) и адвоката Лапузина А. С., поддержавших доводы жалоб, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 10 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне", Вооруженные Силы Российской Федерации – это государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности адрес, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 10.1 указанного Федерального закона, решение об оперативном использовании за пределами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2.1 статьи 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.1 ст. 10 указанного Федерального закона, в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе следующих задач: 1) отражение вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска или органы, дислоцированные за пределами Российской Федерации; 2) отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; 3) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
В соответствии ч. 1 ст. 87 Конституции РФ и ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне", Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. При этом, Президент Российской Федерации определяет основные направления военной политики Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Российской Федерации (ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне").
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне", Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами адрес.
Постановлением Совета Федерации ФС РФ от 22.02.2022 г. № 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации", в соответствии с пунктом "г" части 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации, Президенту Российской Федерации дано согласие на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
Статьей 27 Федерального закона от 31.05.1996 № 61-ФЗ "Об обороне" предусмотрено, что должностные лица органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности и граждане, виновные в невыполнении возложенных на них обязанностей по обороне или препятствующие выполнению задач обороны, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Привлекая Абдалкина М. А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к выводу о том, что в его действиях имеется состав вменяемого правонарушения.
Факт совершения административного правонарушения, и виновность Абдалкина М. А. в его совершении, подтверждены, совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом 22 № 3771884 об административном правонарушении от 01.03.2023 (л.д. 1), рапортом зам.начальника полиции (по ООП) О МВД России по г. Новокуйбышевску Сенина А.В. от 23.02.2023 (л.д. 3), скриншотами <данные изъяты> (л.д. 4-10), актами о результатах исследования предметов и документов (л.д. 30-32, 33-35, 36-38, 39-45), протоколом осмотра помещений, территорий от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 51), протоколами опросов свидетелей (л.д. 52, 53, 56), рапортом УУП ОУУП и ПДН О МВД России по г. Новокуйбышевску Фейглера О.И. (л.д. 54), сообщением первого зам.председателя Самарской Губернской Думы (л.д. 57-58), правилами пользования <данные изъяты> (л.д. 59-66), объяснениями Абдалкина М.А. (л.д. 70), видеоматериалами (л.д. 75, 76), а так же иными материалами дела.
В ходе рассмотрения настоящего дела судьей Новокуйбышевского городского суда Самарской области все имеющиеся в деле доказательства исследованы в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исследованные доказательства получили надлежащую правовую оценку судом.
К выводу о виновности Абдалкина М. А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы, судья районного суда пришел на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу, которые приведены судьей в обжалуемом постановлении, с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для его правильного разрешения. Достоверность и допустимость исследованных доказательств, судьей проверены, им дана надлежащая и мотивированная оценка, которую подвергать сомнению оснований не имеется.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вывод судьи районного суда о наличии в действиях Абдалкина М.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вопреки доводам жалобы, является правильным, основан на материалах дела и положениях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Его действия ввиду их публичности и наглядности направлены на подрыв авторитета государственных органов РФ своих полномочий за пределами Российской Федерации, а именно использованием Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с проводимой ими специальной операцией.
При этом довод жалобы о том, что его действия никак не дискредитировали исполнение государственными органами РФ своих полномочий за пределами Российской Федерации основан на неверном понимании норм права.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе, следующих задач: отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
Указами Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. N 71 и N 72 Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика признаны в качестве суверенных и независимых государств.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
24 февраля 2022 г. на основании постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. N 35-СФ Президентом Российской Федерации принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Под дискредитацией понимаются умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа.
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.
Содержание поста с видеороликом, размещенным ФИО6 М. А. в открытом доступе в социальной сети, в котором он, кивая, с лапшой на ушах, слушал и смотрел Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.02.2023, темой которого являлось работа Государственных органов за пределами территории РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, содержание которого вызывает негативное отношение к проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации на основании решения Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации - Президента Российской Федерации и постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. N 35-СФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности специальной военной операции, и направлено на дискредитацию дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в целях использования Вооруженных Сил Российской Федерации, подрыв доверия к Вооруженным Силам Российской Федерации, на формирование негативного отношения к специальной военной операции, проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, на дискредитацию их использования в указанных целях.
Это объективно установлено судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства на основании совокупности перечисленных выше доказательств, которые получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обоснованно признаны допустимыми и достоверными относительно обстоятельств административного правонарушения.
Административно наказуемым деянием по части 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях.
Действия признаются публичными, если они адресованы группе или неограниченному кругу лиц и выражены в любой доступной для них форме (в устной, письменной, с использованием технических средств, в виде выступлений, распространении листовок, демонстрация плакатов и т.п.).
Вопреки доводам жалобы действия Абдалкина М.А. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что Абдалкин М. А. не является должностным лицом, не состоятельны.
На основании части 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно Конституции Российской Федерации (статьи 3, 12, 130 - 133) местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления и обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом органы местного самоуправления, в том числе представительные органы муниципальных образований, не входящие в систему органов государственной власти, наделяются в установленном законом порядке собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, осуществляя тем самым муниципальную власть (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года N 1-П и от 15 января 1998 года N 3-П). Муниципальная власть является наряду с государственной властью элементом конституционного механизма осуществления власти многонационального народа Российской Федерации.
С учетом сказанного часть 1 статьи 2.4 и примечание к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях взятые в нормативном единстве с законодательством о местном самоуправлении, означают, что депутат представительного органа муниципального образования может признаваться должностным лицом как представитель муниципальной власти., что соответствует правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 01.06.2010 N 885-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Вихорева Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями примечаний к статье 285 Уголовного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с частью 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Суд обоснованно не принял во внимание представленное стороной защиты заключение специалиста ФИО13 от 15.03.2023 и его объяснения в суде первой инстанции.
Как видно из представленного заключения специалист не был предупрежден об административной ответственности по ст. 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предметом его исследования были лишь анализ текста и речевой конструкции, размещенной Абдалкиным М. А. под видеороликом, предметом оценки сам видеоролик не являлся.
Основанием для привлечения Абдалкина М. А. к административной ответственности по части 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужил видеоролик, в котором он с лапшой на ушах, слушал и смотрел Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21.02.2023, темой которого являлось работа Государственных органов за пределами территории РФ в целях защиты интересов РФ и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, при этом кивал головой.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях заявителя объективной стороны состава вмененного ему административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления судьи районного суда, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, расцениваются, как стремление избежать административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи районного суда о доказанности вины Абдалкина М.А. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи районного суда, по делу не имеется.
Административное наказание назначено в пределах санкции ч.1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом установленных по делу обстоятельств, оснований для изменения вида наказания, снижения наказания либо применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматриваю.
Порядок и срок привлечения к административной ответственности не нарушен.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление судьи Новокуйбышевского городского суда Самарской области от 20 марта 2023 года, вынесенное в отношении Абдалкина М.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - оставить без изменения.
Жалобы (основную и дополнительную) Абдалкина М. А. и его защитника адвоката Лапузина А. С. – оставить без удовлетворения.
В соответствии со ст.30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи Самарского областного суда может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Самарского областного суда А. А. Толмосова