Дело *****
УИД: 26RS0*****-04
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
16 июля 2024 года <адрес>
Ессентукский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Жуковой В.В. с участием:
помощника прокурора <адрес> ФИО3,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа ***** и Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа ***** и Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности.
В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в Российской Федерации руководителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы ***** <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от <дата> № 773-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Установлено, что в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе *****, являющимся образовательным учреждением, отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков. Обязанность по оборудованию лингафонных кабинетов, необходимых для осуществления образовательного процесса, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школе ***** <адрес> в полной мере не выполняется.
Выявленные нарушения не обеспечивают в должной мере права учащихся на общедоступное и бесплатное образование согласно образовательному стандарту, что несовместимо с задачами образовательных программ, так как снижает качество подготовки учащихся.
Согласно Уставу МБОУ СОШ *****, утвержденного Приказом управления образования администрации <адрес> ***** от <дата>, при реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Общеобразовательные программы реализуются Учреждением как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Согласно Уставу МБОУ СОШ *****, единоличным исполнительным органом Учреждения является Директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения.
Решением Думы города-курорта <адрес> от <дата> ***** утверждено Положение об Управлении образования администрации <адрес>, в соответствии с которым отдел образования в соответствии с возложенными на него основными задачами выступает главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных образовательных организаций, предусмотренных на содержание отдела образования и реализацию возложенных на отдел образования функций; обеспечивает создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных организациях (п. <дата> Положения).
В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> ***** «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
По факту указанных нарушений заместителем прокурора <дата> вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого, нарушения до настоящего времени не устранены.
В связи с изложенным, отсутствие в образовательном учреждении лингафонного кабинета не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства об образовании в части материально-технического обеспечения образовательного процесса при исполнении национального проекта «Образование», и влечет нарушение прав несовершеннолетних в сфере образования.
Просит суд:
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ***** (ОГРН 1022601229221, ИНН 2626024918), расположенное по адресу: <адрес>, зд. 34, <адрес>, и Управление образования администрации <адрес> (ИНН 2626025943 ОГРН 1022601224095), расположенное по адресу: <адрес>, не позднее 1 года со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства, путем оборудования лингафонными кабинетами.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> ФИО3 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить.
Представители ответчиков Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа *****, управления образования администрации <адрес> в судебное заседание не явились, будучи надлежаще извещены о рассмотрении дела. От представителя управления образования администрации <адрес> ФИО4 и директора МБОУ СОШ ***** ФИО5 в суд поступили письменные возражения, из содержания которых следует, что средства на оснащение образовательного учреждения лингафонным кабинетом отсутствуют, исполнение судебного решения напрямую зависит от размеров финансирования, просили в удовлетворении исковых требований отказать, в случае удовлетворения исковых требований для исполнения решения суда установить срок не позднее двух лет с момента вступления в силу решения суда. А также рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещен о рассмотрении дела. Сведений относительно уважительности причин не явки суду не сообщил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
Суд, с согласия помощника прокурора <адрес> ФИО3, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также значимости для правильного рассмотрения дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина - обязанность государства.
В соответствии с пп. 3, 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: гуманистический характер образования в соответствии с традиционными ФИО1 духовно-нравственными ценностями, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования, обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.
Согласно ст. 4 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" отношения в сфере образования регулируются Отношения в сфере образования регулируются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории "Сириус", содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.
В соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона от <дата> № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных в зависимости от уровня образования федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, или федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.
В силу ст. 28 ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово- экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата> ***** "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" разработан паспорт национального проекта "Образование".
Одной из ключевых задач Национального проекта "Образование" является обеспечение глобальной конкурентоспособности ФИО1 образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Национальный проект предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования: обновление его содержания, создание необходимой современной инфраструктуры, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации, создание наиболее эффективных механизмов управления этой сферой.
В частности, федеральный проект "Цифровая образовательная среда" направлен на создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования.
В рамках проекта ведется работа по оснащению организаций современным оборудованием и развитие цифровых сервисов и контента для образовательной деятельности.
Среди разнообразных технических средств обучения важная роль отводится лингафонным кабинетам - специальным аудиториям, оснащенным звукотехнической и проекционной аппаратурой. Они создают для школьников оптимальные слуховые и зрительные условия для индивидуальной или групповой работы по изучению как иностранного, так и родного языка.
Приказом Минпросвещения России от <дата> ***** утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, который представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования.
Согласно п. 36.3 Стандарта кабинеты по предметным областям должны быть оснащены комплектами наглядных пособий, карт, учебных макетов, специального оборудования, обеспечивающих развитие компетенций в соответствии с программой основного общего образования.
Согласно п. 37.1 Стандарта условия информационного обеспечения реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, должны обеспечиваться также современной информационно-образовательной средой.
Информационно-образовательная среда Организации включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.
Согласно п. 37.2 Стандарта учебно-методическое и информационное обеспечение реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, включает характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, сервера и официального сайта Организации, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети и направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательных отношений к любой информации, связанной с реализацией программы основного общего образования, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.
Приказом Минобрнауки России от <дата> ***** утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС).
В соответствии с п. 24 ФГОС Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной (в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья), административной и хозяйственной деятельности лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков.
Приказом Минпросвещения России от <дата> ***** утвержден перечень средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению общеобразовательных организаций, а также определении норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания".
Так, в соответствии с п. 2.9.1 Перечня средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", направленных на содействие созданию (создание) в субъектах Российской Федерации новых (дополнительных) мест в общеобразовательных организациях, модернизацию инфраструктуры общего образования, школьных систем образования основным оборудованием для кабинета иностранного языка является программное обеспечение для лингафонного кабинета с возможностью организации сетевого взаимодействия и контроля рабочих мест учащихся учителем и обучения иностранным языкам.
В соответствии с п. п. 2.9.2, 2.9.3 Перечня основным оборудованием для кабинета иностранного языка являются наушники с микрофоном, динамики для громкого воспроизведения.
В ходе проверки установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства об образовании в Российской Федерации руководителем муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы ***** <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований Федерального закона от <дата> № 773-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Установлено, что в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе *****, являющимся образовательным учреждением, отсутствуют лингафонные кабинеты, обеспечивающие изучение иностранных языков. Обязанность по оборудованию лингафонных кабинетов, необходимых для осуществления образовательного процесса, муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школе ***** <адрес> в полной мере не выполняется.
Выявленные нарушения не обеспечивают в должной мере права учащихся на общедоступное и бесплатное образование согласно образовательному стандарту, что несовместимо с задачами образовательных программ, так как снижает качество подготовки учащихся.
Согласно Уставу МБОУ СОШ *****, утвержденного Приказом управления образования администрации <адрес> ***** от <дата>, при реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение. Общеобразовательные программы реализуются Учреждением как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Согласно Уставу МБОУ СОШ *****, единоличным исполнительным органом Учреждения является Директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения.
Решением Думы города-курорта <адрес> от <дата> ***** утверждено Положение об Управлении образования администрации <адрес>, в соответствии с которым отдел образования в соответствии с возложенными на него основными задачами выступает главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных образовательных организаций, предусмотренных на содержание отдела образования и реализацию возложенных на отдел образования функций; обеспечивает создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных организациях (п. <дата> Положения).
В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> ***** «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» разъяснено, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
По факту указанных нарушений заместителем прокурора <дата> вносилось представление об устранении нарушений федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого, нарушения до настоящего времени не устранены.
В настоящее время осуществление деятельности МБОУ СОШ ***** не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства об образовании.
Таким образом, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Поскольку указанные действия могут быть совершены только ответчиками, суду, в соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, следует установить срок, в течение которого решение должно быть исполнено.
Ответчиков следует обязать в срок не позднее одного года со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства путем оборудования лингафонными кабинетами.
При этом срок, в течение которого ответчики обязаны исполнить решение суда, указанный прокурором <адрес>, суд считает разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению средняя общеобразовательная школа ***** и Управлению образования администрации <адрес> о возложении обязанности, - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа ***** (ОГРН 1022601229221, ИНН 2626024918), расположенное по адресу: <адрес>, зд. 34, <адрес>, и Управление образования администрации <адрес> (ИНН 2626025943 ОГРН 1022601224095), расположенное по адресу: <адрес>, не позднее 1 года со дня вступления в законную силу решения суда устранить допущенные нарушения законодательства, путем оборудования лингафонными кабинетами.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.
Председательствующий судья В.В. Жукова
Мотивированное решение суда изготовлено <дата>.