Дело № 2-1344/2024
УИД 37RS0010-01-2024-001390-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2024 года город Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Андреевой М.Б.,
при секретаре Тараскиной Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ивановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ивановской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области удовлетворить.
Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: на участке 0 км. + 250 м. до 0 км. + 520 м. автомобильной дороги «Иваново - Ярославль», идентификационный номер 24 ОП РЗ Р-093, обустроить тротуар в соответствии с проектом организации дорожного движения в срок до 01.10.2025; установить освещение остановочного пункта общественного транспорта на участке 1 км. + 025 м. автомобильной дороги «Иваново - Ярославль», идентификационный номер 24 ОП РЗ Р-093 в срок до 01.03.2025.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.Б. Андреева
Дело № 2-1344/2024
УИД 37RS0010-01-2024-001390-34
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июня 2024 года город Иваново
Ленинский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи Андреевой М.Б.,
при секретаре Тараскиной Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ивановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
установил:
заместитель Ивановского межрайонного прокурора обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области об обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Требования мотивированы тем, что Ивановской межрайонной прокуратурой по коллективному обращению жителей д. Голчаново, Ивановского района, Ивановской области проведена проверка по вопросу ненадлежащего состояния автомобильной дороги «Иваново - Ярославль».
Проверкой установлено, что автомобильная дорога «Иваново - Ярославль в Ивановском районе Ивановской области», идентификационный номер 24 ОП РЗ Р-093, находится в оперативном управлении Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области, в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ивановской области, утвержденного Распоряжением Правительства Ивановской области от 02.07.2008 № 222-рп и являются автомобильными дорогами межмуниципального значения Ивановской области.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами; контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Основными мероприятиями, направленными на повышение безопасности движения в населенных пунктах, повышение допустимых скоростей движения и улучшение экологической обстановки населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога, являются, в частности, разделение путей движения автомобилей и пешеходов, устройство тротуаров вдоль линии застройки; освещение дороги в пределах всего населенного пункта или на наиболее опасных участках.
В ходе проверки проведено обследование автомобильной дороги «Иваново- Ярославль», по итогам которого установлено, что в нарушение п.п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке автомобильной дороги «Иваново- Ярославль» от 0 км. + 250 м. до 0 км + 520 м. отсутствует тротуар, который также предусмотрен проектом организации дорожного движения.
Кроме того, в нарушение п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствует освещение остановочного пункта общественного транспорта, расположенного на 1 км. + 025 м. автомобильной дороги «Иваново- Ярославль» Ивановского муниципального района Ивановской области, предусмотренное проектом организации дорожного движения.
Отсутствие безопасного дорожного движения на вышеуказанной автомобильной дороге нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, может в дальнейшем приводить к неблагоприятным последствиям в отношении неопределенного круга лиц, негативно влиять на безопасность жизни и здоровья, а также на безопасность дорожного движения.
Неисполнение Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей автодороги в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании изложенного, просит возложить обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области: в срок до 01.10.2024 на участке 0 км. + 250 м. до 0 км. + 520 м. автомобильной дороги «Иваново - Ярославль», идентификационный номер 24 ОП РЗ Р-093 обустроить тротуар в соответствии с проектом организации дорожного движения; в срок до 01.06.2024 на участке 1 км. + 025 м. автомобильной дороги «Иваново - Ярославль», идентификационный номер 24 ОП РЗ Р-093 установить освещение остановочного пункта общественного транспорта.
В судебном заседании помощник Ивановского межрайонного прокурора Мотыгин А.Н. уточнил исковые требования, просил возложить на ответчика Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области обязанность провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями действующего законодательства следующим образом: в срок до 01.10.2025 на участке 0 км. + 250 м. до 0 км. + 520 м. автомобильной дороги «Иваново - Ярославль», идентификационный номер 24 ОП РЗ Р-093 обустроить тротуар в соответствии с проектом организации дорожного движения; в срок до 01.03.2025 на участке 1 км. + 025 м. автомобильной дороги «Иваново - Ярославль», идентификационный номер 24 ОП РЗ Р-093 установить освещение остановочного пункта общественного транспорта.
Представитель ответчика по доверенности Малкова Е.Е. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона № 196 обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ дорожная деятельность — это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Согласно ч. 12 указанной статьи закона, содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними инструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Элементами обустройства автомобильных дорог являются сооружения, к которым относятся, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.
Согласно ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 257-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, либо перечень автомобильных дорог не общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами; контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Основными мероприятиями, направленными на повышение безопасности движения в населенных пунктах, повышение допустимых скоростей движения и улучшение экологической обстановки населенных пунктов, через которые проходит автомобильная дорога, являются, в частности, разделение путей движения автомобилей и пешеходов, устройство тротуаров вдоль линии застройки; освещение дороги в пределах всего населенного пункта или на наиболее опасных участках.
Пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлено, что тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I - III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.
К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.
Согласно п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» остановочный пункт должен состоять, в том числе из элемента освещения (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).
В нарушение п.п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участке автомобильной дороги «Иваново- Ярославль» от 0 км. + 250 м. до 0 км + 520 м. отсутствует тротуар, который предусмотрен проектом организации дорожного движения.
Кроме того, в нарушение п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» отсутствует освещение остановочного пункта общественного транспорта, расположенного на 1 км. + 025 м. автомобильной дороги «Иваново- Ярославль» Ивановского муниципального района Ивановской области, предусмотренное проектом организации дорожного движения.
Данный факт подтверждается актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 19.12.2023. (л.д.17-18).
Статьей 2 Закона Ивановской области от 14.07.2008 N 80-ОЗ "О некоторых вопросах регулирования дорожной деятельности и организации дорожного движения в Ивановской области" предусмотрено, что к полномочиям Правительства Ивановской области в области использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Ивановской области, осуществления дорожной деятельности и организации дорожного движения относится, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Ивановской области.
Согласно п. 1.1 Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 19.12.2014 N 562-п, Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области является центральным исполнительным органом государственной власти Ивановской области, проводящим государственную политику, осуществляющим межотраслевое управление и координацию, а также функциональное регулирование в сфере дорожного хозяйства и транспорта на территории Ивановской области в пределах установленных полномочий, осуществляющим региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ивановской области, региональный государственный контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.
Департамент от своего имени и в пределах своих полномочий приобретает права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде. Департамент является главным администратором доходов областного бюджета, главным распорядителем бюджетных средств и государственным заказчиком, осуществляющим закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Ивановской области в установленной сфере деятельности и для обеспечения выполнения полномочий Департамента (п. 1.5, п. 1.6 Положения).
Департамент осуществляет право оперативного управления в отношении имущества Ивановской области, закрепленного за ним собственником (п. 1.7 Положения о Департаменте дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области).
В судебном заседании установлено, что автомобильная дорога 24 ОП РЗ Р-093 «Иваново-Ярославль», в соответствии с распоряжением Правительства Ивановской области от 02.07.2008 № 222-рп "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Ивановской области" находится в собственности Ивановской области и закреплена на праве оперативного управления за ответчиком.
Задачами Департамента являются: реализация государственной политики в дорожном хозяйстве Ивановской области, направленной на удовлетворение интересов пользователей автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Ивановской области, государства, муниципальных образований Ивановской области; управление дорожным хозяйством Ивановской области в пределах своих полномочий; координация взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области, органов местного самоуправления, государственных учреждений, государственных унитарных предприятий Ивановской области в сфере дорожного хозяйства и транспорта в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством; оперативное управление сетью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ивановской области и сооружений на них, являющихся собственностью Ивановской области, а также имуществом, необходимым для их функционирования; повышение их транспортно-эксплуатационного состояния, пропускной способности и благоустройства, создание условий для безопасного и бесперебойного движения по ним транспортных средств; обеспечение осуществления дорожной деятельности (деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог) в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ивановской области в пределах выделяемых на эти цели бюджетных средств; обеспечение сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Ивановской области; осуществление контроля за безопасностью перевозок пассажиров и багажа на территории Ивановской области (раздел № 2 Положения).
Таким образом, именно Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области в силу закона должен исполнять возложенные на него обязанности по обеспечению безопасности дорожного движения, безаварийного функционирования и созданию условий для эксплуатации вышеуказанной автодороги, а именно обязан обеспечить проведение мероприятий по восстановлению целостности дорожного покрытия на спорном участке автодороги в соответствии с установленными правилами, стандартами, техническими нормами и другими нормативными документами. Факт неисполнения данной обязанности представитель ответчика в ходе рассмотрения дела не оспаривала.
Несоответствие тротуара требованиям п.8.7 ГОСТ Р 50597-2017 и отсутствие освещения на остановочном пункте является достаточным основанием для того, чтобы требовать устранения указанных недостатков.
Однако на момент рассмотрения дела доказательств того, что ответчиком исполнены обязанности по организации работ по обеспечению восстановления целостности дорожного полотна автодороги, суду не представлено, а, следовательно, не представлено доказательств обеспечения надлежащего содержания указанной автомобильной дороги.
Таким образом, спорные участки дороги не соответствуют обязательным требованиям, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. При этом имеющиеся нарушения оказывают негативное влияние на безопасность дорожного движения, создают опасность для жизни и здоровья водителей и пешеходов, являются сопутствующим условием ДТП. Несоответствие состояния спорных участков автодороги обязательным требованиям нарушает права неопределенного круга лиц, являющихся пользователями автомобильной дороги.
С учетом изложенного, заявленные исковые требования прокурора Межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в части возложения обязанности провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения на спорных участках автодорог, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
Учитывая длительность процедуры исполнения настоящего судебного решения, которая может быть проведена не иначе, как в рамках, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", принимая во внимание объем и характер подлежащих выполнению работ, учитывая общественную значимость обеспечения безопасности дорожного движения, суд считает возможным установить ответчику срок для осуществления соответствующих работ по обустройству тротуара до 01.10.2025 (с учетом сезонного проведения работ), для проведения работ по освещению остановочного пункта - до 01.03.2025.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Ивановской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области удовлетворить.
Обязать Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ивановской области провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями действующего законодательства, а именно: на участке 0 км. + 250 м. до 0 км. + 520 м. автомобильной дороги «Иваново - Ярославль», идентификационный номер 24 ОП РЗ Р-093, обустроить тротуар в соответствии с проектом организации дорожного движения в срок до 01.10.2025; установить освещение остановочного пункта общественного транспорта на участке 1 км. + 025 м. автомобильной дороги «Иваново - Ярославль», идентификационный номер 24 ОП РЗ Р-093 в срок до 01.03.2025.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья М.Б. Андреева
Мотивированное решение составлено 19.04.2024.