Дело №12-3/2021
УИД 18MS0034-01-2020-002135-19
Решение
п. Балезино 15 января 2021 года
Судья Балезинского районного суда Удмуртской Республики Беркутова Т.М.,
при секретаре Ардашевой А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Балезинского района Егорова А.Ю.,
лица, привлекаемого к административной ответственности Сивкова А.Ю.,
защитника Лиховоля О.И., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в судебном заседании жалобу Сивкова А. Ю., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу <адрес>, на постановление мирового судьи судебного участка №1 Балезинского района УР по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ,
Установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка №1 Балезинского района УР от 20.11.2020 Сивков А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000,00 руб.
Сивков А.Ю. не согласившись с данным постановлением, подал жалобу, в которой просит постановление отменить, вынести новое решение о назначении административного наказания в виде предупреждения. Жалобу мотивирует тем, что при рассмотрении дела мировым судьей был допрошен сотрудник ГИБДД Касимов М.В., который участвовал при проведении проверки соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения нескольких улиц в микрорайоне Восточный, в том числе улицы Кленовой. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 28.10.2020, улица Кленовая не озвучена. Также в судебном заседании сотрудник ГИБДД пояснил, что при проведении проверки определял визуально. Акт, составленный сотрудником ГИБДД, следует признать недействительным. Кроме того, свидетель указывал на то, что требуется восстановление поперечного профиля с добавлением нового материала. В части переданных полномочий по соглашению № 468 от 30.12.2019 проводились следующие работы: 04.08.2020, 23.09.2020 были проведены торги по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов. По результатам проведения торгов закупки не состоялись, так как не было заявок. Также направлялись письма в Администрацию МО «Балезинский район» 30.09.2020, 21.10.2020, 06.11.2020. Считает, что были выполнены все мероприятия в рамках заключенного соглашения № 468 от 30.12.2019. а также в рамках законодательства РФ.
В судебном заседании Сивков А.Ю. доводы жалобы поддержал в полном объеме. Дополнительно пояснил, что граждане, проживающие на улицах Пихтовая, Сосновая, Кедрова п. Балезино, с жалобами в поселковый совет о неудовлетворительном состоянии указанных улиц не обращались, обратились непосредственно в прокуратуру. С его стороны бездействия не имеется. Администрацией муниципального образования «Балезинское» 04.08.2020, 23.09.2020 на сайте малых закупок были опубликованы извещения о проведении закупок по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов. Заявки не поступили, торги 07.08.2020, 28.09.2020 не состоялись. В адрес Администрации муниципального образования «Балезинский район» была направлена информация о проведении указанных торгов 04.08.2020, 23.09.2020 и о том, что заявок на торги не поступило, закупки не состоялись. В адрес Администрации района было направлено также обращение о внесении изменений в приложение к Соглашению № 460 от 30.12.2019, а именно: исключении из перечня мероприятий вида работ: летнее содержание автомобильных дорог местного значения: 11.11.2020 было заключено дополнительное соглашение к Соглашению о передаче полномочий по решению вопросов местного значения от 30.12.2019 года №468 с приложением к соглашению, из перечня исключено мероприятие: летнее содержание автомобильных дорог местного значения. Не отрицает наличие недостатков в дорожном покрытии и разрушение участков дорог, просит учесть, что им были приняты меры соблюдения требований законодательства, а именно: проведены закупки, которые не состоялись, в связи с чем виновным себя не считает. Считает, что не является субъектом административного правонарушения. Отметил, что инспектор ГИБДД опирается только на визуальные факты, даже не знал, какие улицы им проверялись, обобщил одним названием микрорайон «Восточный». При рассмотрении дела мировым судьей ни разу не ответил на вопрос, на какие улицы он выходил.
Защитник Лиховоля О.И. в судебном заседании жалобу поддержала в полном объеме, доводы, изложенные Сивковым А.Ю., подтвердила. Дополнительно пояснила, что распределение полномочий по дорожной деятельности между Администрацией МО «Балезинское» и Администрацией МО «Балезинский район» в 2020 году регулировалось соглашением № 468 от 30.12.2019 о передаче полномочий по решению вопросов местного значения. Дополнительным соглашением от 11.11.2020 к соглашению о передаче полномочий по решению вопросов местного значения от 30.12.2019 № 468 полномочия по дорожной деятельности переданы Администрации МО «Балезинский район» в части летнего содержания дорог. Кроме того, в ходе судебных заседаний по исковым заявлениям прокуратуры Балезинского района о возложении обязанности произвести работы по содержанию автомобильных дорог по ул. Пихтовая, Сосновая. Кедровая п. Балезино, было установлено, что Администрация МО «Балезинское» является ненадлежащим ответчиком по делу. Автомобильные дороги по указанным адресам были отремонтированы Администрацией МО «Балезинский район». Просит постановление от 20.11.2020 по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении Сивкова А.Ю. отменить, производство по делу прекратить.
Помощник прокурора Егоров А.Ю. в судебном заседании просил оставить постановление от 20.11.2020 по делу об административном правонарушении в отношении Сивкова А.Ю. без изменения, в удовлетворении жалобы отказать. Считает, что акт проверки, предоставленный ГИБДД по результатам совместной проверки является допустимым доказательством, так как получен при соблюдении закона. ГИБДД установлен факт нарушения, то есть само событие, которое не соблюдается правонарушителем. Порядок исполнения данного нарушения не относится к предмету доказывания при рассмотрении дела об административном правонарушении. Улица Кленовая п. Балезино Сивкову А.Ю. не вменяется. Сивковым А.Ю. в ходе рассмотрения дела не представлены материалы, подтверждающие факт направления предложений о выделении денежных средств именно на ремонт (содержание) дорог по ул. Пихтовая, Сосновая, Кедровая, что не позволяет при вынесении решения учитывать норму ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Выслушав участников процесса, изучив и проанализировав представленные материалы, прихожу к следующему.
Не ограничиваясь доводами жалобы, дело в соответствие со ст. 30.6 КоАП РФ проверено в полном объеме.
Установлено, что постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 28.10.2020 в отношении Сивкова А.Ю. составлено с соблюдением требований ст. 28.2 КоАП РФ, должностным лицом, уполномоченным выносить постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с положениями части 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Статьей 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе: требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.
На основании пункта 2 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор возбуждает производство об административном правонарушении.
Пунктом 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Как следует из постановления от 20.11.2020, Глава МО «Балезинское» Сивков А.Ю., являясь должностным лицом и будучи ответственным за содержание автомобильных дорог общего пользования допустил разрушения дорожного покрытия в виде выбоин, просадок, колейности на улицах Пихтовая, Кедровая. Сорснова пос. Балезино УР и наличие травы и древесно-кустарниковой растительности, препятствующей системе водоотвода и ограничивающей видимость на обочине, кюветах перекрестка улиц Пихтовая - Сосновая п. Балезино, то есть не обеспечил соблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании указанных дорог с гравийным покрытием, при этом пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, выступает безопасность дорожного движения, под которой в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Указанная норма права является бланкетной. Содержание и ремонт автомобильных дорог должны соответствовать установленным правилам, нормативам и стандартам, обеспечивающим безопасность дорожного движения.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. Дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (ч. 6 ст. 3 указанного Федерального закона).
На основании п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Согласно требованиям "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (п. 5.2.4), обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (п. 5.3.1), для обеспечения видимости не допускается устройство земляных валов, посадка деревьев и кустарников, установка сооружений высотой более 0,5 м в зонах: треугольников видимости на нерегулируемых пересечениях и примыканиях дорог и улиц в одном уровне, а также на пешеходных переходах (п. 7.1).
В силу ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Решением Совета депутатов МО «Балезинское» от 30.10.2018 № 31-1 подтверждены полномочия главы муниципального образования «Балезинское» Сивкова А.Ю. В силу ст. 2.4 КоАП РФ Сивков А.Ю. является должностным лицом.
Согласно пункту 5 ст.30 Устава МО «Балезинское» - Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и обеспечивает осуществление органами местного самоуправления муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органами местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.
Соглашением № 468 от 30.12.2019 Администрацией МО «Балезинский район» Администрации МО «Балезинское» переданы полномочия по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения, за исключением полномочий по дислокации дорожных знаков, создания и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), паспортизации, проектированию, строительству, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения (п. 1.1 Соглашения).
Мировым судьей сделан вывод о наличии в действиях Сивкова А.Ю. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, на основании собранных по делу доказательств: копией жалобы жителей улиц Пихтовая, Сосновая, Кедровая, Кленовая п. Балезино в адрес прокурора Балезинского района Удмуртской Республики, зарегистрированной 28.10.2020; копией сообщения Врио начальника ОГИБДД ГУ "Отдел МВД России по Балезинскому району" от 14.10.2020, из которого следует, что 13.10.2020 года проведена проверка соблюдения законодательства в области безопасности дорожного движения по обращению жителей ул. Пихтовая, Сосновая, Кедровая, Кленовая о неудовлетворительном состоянии дороги, в ходе проверки выявлены недостатки, угрожающие безопасности дорожного движения; копией акта о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 13.10.2020, составленным государственным инспектором ОГИБДД ОМВД России по Балезинскому району Касимовым М.В. и фототаблицей к нему; протоколами № ИМЗ-2020-3-044-015152 от 07.08.2020, № ИМЗ-2020-3-044-018763 от 28.09.2020 рассмотрения заявок на малую закупку и определения победителя; копией соглашения № 468 от 30.12.2019; копией приложения к соглашению № 468; сообщением Администрации муниципального образования «Балезинский район» в адрес Министра транспорта и дорожного хозяйства УР о направлении перечня автомобильных дорог местного значения п. Балезино в целях определения объема денежных средств на предоставление субсидии на ремонт, который будет осуществлен в 2021 году, из которого следует, что дороги по улицам Пихтовая, Кедровая, Сосновая п. Балезино имеют гравийное покрытие; копией ответа главы муниципального образования «Балезинское» Сивкова А.Ю. от 18.08.2020 в адрес Администрации муниципального образования «Балезинский район», из которого следует, что в связи с несоответствием дорожного полотна Национальному стандарту РФ ГОСТ Р 50597-2017 просят изменить перечень планируемых мероприятий в части летнего содержания автомобильных дорог на восстановление профиля щебеночных, гравийных и грунтовых дорог с добавлением щебеночных или гравийных материалов; копией решения Совета депутатов МО «Балезинское» от 30.10.2018 № 31-1;выпиской из ЕГРЮЛ в отношении Администрации муниципального образования «Балезинское»; копией Устава МО «Балезинское».
Однако такой вывод мирового судьи полагаю преждевременным.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе, в случае отсутствия в действиях привлекаемого лица к административной ответственности состава административного правонарушения.
В силу требований ч. 1 и 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, на необходимость применения которой указано в жалобе, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению.
В судебном заседании установлено, что соглашением № 468 от 30.12.2019 Администрацией МО «Балезинский район» Администрации МО «Балезинское» переданы полномочия по решению вопросов дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения, за исключением полномочий по дислокации дорожных знаков, создания и обеспечения функционирования парковок (парковочных мест), паспортизации, проектированию, строительству, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции автомобильных дорог общего пользования местного значения (п. 1.1 Соглашения).
Согласно сообщению Администрации муниципального образования «Балезинский район» № 1570 от 25.05.2020 в адрес Министра транспорта и дорожного хозяйства УР, направлен перечень автомобильных дорог местного значения п. Балезино в целях определения объема денежных средств на предоставление субсидии на ремонт, который будет осуществлен в 2021 году, из которого следует, что дороги по улицам Пихтовая, Кедровая, Сосновая п. Балезино имеют гравийное покрытие.
Согласно скриншотам с сайта малых закупок Администрацией МО «Балезинское», главой которой является Сивков А.Ю. были опубликованы извещения от 04.08.2020 и от 23.09.2020 о проведении закупок по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов
Из протоколов № ИМЗ-2020-3-044-015152 от 07.08.2020 и № ИМЗ-2020-3-044-018763 от 28.09.2020 рассмотрения заявок на малую закупку и определения победителя, следует, что заказчиком является Администрация МО «Балезинское», объект закупки: восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов, в связи с отсутствием заявок на участие закупки признаны несостоявшимися.
Из обращений главы МО «Балезинское» в адрес главы МО «Балезинский район» от 30.09.2020, 21.10.2020 следует, что главой МО «Балезинское» сообщено о несостоявшихся торгах, просит исключить из перечня мероприятий по соглашению № 460 летнее содержание автомобильных дорог местного значения: восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов.
Дополнительным соглашением № 1 от 11.11.2020 к соглашению о передаче полномочий по решению вопросов местного значения от 30.12.2019 № 468 и приложения к нему, из перечня исключено мероприятие: летнее содержание автомобильных дорог местного значения: восстановление поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов.
Таким образом, из анализа вышеуказанных документов, прихожу к выводу, что Администрацией МО «Балезинское», главой которой является Сивков А.Ю. предпринимались меры на осуществление соответствующих полномочий в области безопасности дорожного движения. Установленные в ходе производства по делу обстоятельства указывают на то, что Сивковым А.Ю. были приняты достаточные и все зависящие от него меры для соблюдения требований безопасности дорожного движения, но по независящим от него причинам торги не состоялись, что не позволило выполнить мероприятия по летнему содержанию автомобильных дорог местного значения, в части восстановления поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог с щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием.
Учитывая вышеизложенное, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, а именно, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
При вышеизложенных обстоятельствах, приведенные доводы в жалобе, являются обоснованными.
Жалоба подана с соблюдением сроков на ее подачу, предусмотренных ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 КоАП РФ, судья
Решил:
Постановление мирового судьи судебного участка №1 Балезинского района Удмуртской Республики по делу об административном правонарушении от 22.11.2020, в соответствии с которым Сивков А. Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Жалобу Сивкова А. Ю. удовлетворить.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.М. Беркутова