Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 10 февраля 2021 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лёшиной Т.Е.,
при секретаре Князькиной А.С.,
с участием прокурора Атяскиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-228/2021 по административному исковому заявлению Овчаренко А.Б. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части,
у с т а н о в и л:
Овчаренко А.Б. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в Перечень под названным пунктом включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером №, не подпадающее под критерии, установленные статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку его назначение и фактическое использование не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Нежилое помещение в с 01.06.2013 по 31.01.2019 арендовало ООО «Средневолжская Дирекция Сетевой Коммуникационной Компании» по договору аренды в целях использования помещения как склада полиграфической продукции. С 01.02.2019 по настоящее время нежилое помещение фактически не используется, пустует. Акт фактического использования спорного объекта недвижимости и на момент формирования Перечня не составлялось.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Кулакова И.Ю. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении дела не просил, предоставило суду письменные возражения, в которых в удовлетворении заявленных требований просило отказать, поскольку нежилые помещения, расположенные на первых этажах многоквартирных домов, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Решения об определении вида фактического использования объекта недвижимого имущества министерством не принималось.
Заинтересованное лицо ООО «Средневолжская Дирекция Сетевой
Коммуникационной компании» в судебное заседание не явилось, о явке извещено надлежащим образом.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Неявка в судебное заседание административного ответчика, заинтересованных лиц не препятствует рассмотрению дела, поскольку обязанность суда, предусмотренная ст.45 и 226 КАС РФ об извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, исполнена.
При таких обстоятельствах суд полагает рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика, заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора Атяскиной О.А., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; 2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; 3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Общие принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий путем заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - договоры о разграничении полномочий) и принятия федеральных законов устанавливаются настоящим Федеральным законом.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
При этом, согласно подпунктов 2, 3 пункта 2 Решения Думы городского округа Самара от 24.11.2014 г. № 482 «О налоге на имущество физических лиц», ставка налога на имущество физических лиц в отношении:
- прочих объектов налогообложения установлена в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения,
- для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2017 году - 1,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2018 году - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2019 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть в повышенном размере.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области был издан приказ от 29 октября 2018 года № 1608,которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, опубликованный на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, и печатном издании "Волжская коммуна", N 308(30543) 20.11.2018 г.
Оспариваемый приказ издан в установленном законом порядке и форме уполномоченным органом и официально опубликован. По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказа, а также по порядку его опубликования нормативный правовой акт не оспаривается.
В указанный Перечень на 2019 год под порядковым номером № включено нежилое помещение с кадастровым номером кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес>.
Собственником нежилого помещения с кадастровым номером № площадью 84,5 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> является Овчаренок А.Б., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 21.11.2020 г., свидетельством о государственной регистрации права от 21.09.2011.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (п. 5 ст. 378.2 НК РФ).
По сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект с кадастровым номером №, площадью 84,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> имеет назначение и наименование: «нежилое помещение».
Нежилое помещение входит в состав объекта недвижимости – здания, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером № назначением «жилое» и наименованием «многоквартирный дом», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.12.2020г.
Здание с кадастровым номером № находится на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, имеющем вид разрешенного использования «под строительство жилого дома со встроенными помещениями, для объектов жилой застройки», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.12.2020г.
Согласно технической документации – экспликации к техническому паспорту от 09.02.2009г., выполненного АО «Ростехинвентаризацияс-Федеральное БТИ», нежилое помещение площадью 84,5 кв.м. расположено на 1 этаже дома <адрес> Ленинского района г. Самара ( литера В,в), его части имеют следующее назначение: помещение, подсобная, холл, санузел.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого помещения, как и здания в котором оно расположено, не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 1 п. 1, п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ.
Как следует из договора аренды помещения от 01.06.2013 г., заключенного ИП Овчаренко А.Б. с ООО «Средневолжская Дирекция Сетевой Коммуникационной Компании» (арендатор) нежилое помещение площадью 84,5 кв.м. используется арендатором для размещения склада полиграфической продукции (п.п. 1.1., 1.9 договора).
Соглашением от 31.01.2019, заключенным между ИП Овчаренко А.Б. и ООО «Средневолжская Дирекция Сетевой Коммуникационной Компании», договор аренды помещения от 01.06.2013 г. расторгнут с 31.01.2019 г.
Решением Самарского областного суда от 10.12.2019 г. по административному делу № 3а-2005/2019 нежилое помещение с кадастровым номером №, площадью 84,5 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> исключено из Перченей объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2016-2019 гг.
Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Однако, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечня на 2019 год, до начала налогового периода (п. 7 ст. 378.2 НК РФ), министерством имущественных отношений не проводилось. Доводы административного истца, что спорное нежилое помещение в период января 2019 г. использовалась как складское помещение, а впоследствии не использовалось, не опровергнуты.
В соответствии с положениями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 данной статьи, а именно, соответствия оспариваемых нормативных правовых актов законодательству, имеющему большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный акт.
В нарушение требований ст. 62, ч. 9 ст. 213 КАС РФ, доказательств, подтверждающих, что более 20% от общей площади нежилого помещения в период 2019 г. использовалось в целях, предусмотренных п. 3, 4, 4.1 ст. 378.2 НК РФ, административным ответчиком суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для включения принадлежащего административному истцу на праве собственности нежилого помещения с кадастровым номером № в Перечень объектов недвижимого имущества на 2019 г. и полагает, что оспариваемый нормативно-правовой акт – приказ министерства имущественных отношений Самарской области в указанной части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы административного истца, возлагая на него обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
С учетом изложенного заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая ограниченный срок применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемого нормативного правового акта недействующим в части со дня его принятия.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда в части оспаривания отдельного положения нормативного правового акта подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании Правительства Самарской области - "Волжская коммуна».
В соответствии с частью 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Административный истец при подаче настоящего административного иска оплатил государственную пошлину в размере 300 рублей, что подтверждается чек-ордером ПАО Сбербанк от 25 ноября 2020 года.
Таким образом, оплаченная при подаче административного искового заявления государственная пошлина подлежит взысканию с административного ответчика- министерства имущественных отношений Самарской области.
Руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Административный иск Овчаренко А.Б. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Овчаренко А.Б. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Т.Е. Лёшина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 15.02.2021 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(резолютивная часть)
г. Самара 10 февраля 2021 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Лёшиной Т.Е.,
при секретаре Князькиной А.С.,
с участием прокурора Атяскиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-228/2021 по административному исковому заявлению Овчаренко А.Б. к министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части,
руководствуясь статьями 175- 180, 208-215 Кодекса административного судоп роизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
Административный иск Овчаренко А.Б. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608 в части включения в него под пунктом № № нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Самарская область, <адрес>.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу Овчаренко А.Б. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья: Т.Е. Лёшина