Дело № 12-28/2023
51RS0017-01-2023-000728-22
РЕШЕНИЕ
20 сентября 2023 года п. Никель, ул. 2-я Линия, д. 10
Судья Печенгского районного суда Мурманской области Алимова Е.В.,
с участием
заявителя Ильиной Е.В.
представителя административного органа Сурковой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Ильиной Е. В. на постановление исполняющей обязанности заместителя руководителя – руководителя филиала Печенгское лесничество – филиал ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» - государственного лесного инспектора Ермолицкой Е.К. № от *.*.*,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением исполняющей обязанности заместителя руководителя – руководителя филиала Печенгское лесничество – филиал ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» - государственного лесного инспектора Ермолицкой Е.К. № от *.*.* Ильина Е. В. привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Ильина Е.В. обратилась в суд с жалобой, в обоснование указав, что в ее действиях не было прямого и злостного намерения причинить вред окружающей среде, от ее действий никто не пострадал ни морально, ни физически. Полагает, что при назначении наказания за совершенное правонарушение возможно применить положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации о малозначительности правонарушения, поскольку *.*.* она с мужем И.Ю.Ю., несовершеннолетним сыном и дочерью приехала на специально оборудованное место для отдыха берег реки <адрес>, где установлены деревянный стол и скамейки на песке от деревьев около 2 метров. Въезд на территорию был свободным, не перекрыт шлагбаумом и не оборудован предупредительным щитом с информацией о запрете разведения костров и посещении леса. Ограничение посещения леса было установлено в период с 12 по 17 июля 2023 г. по данным ФГБУ «Мурманское УГМС» в <адрес>. В силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 06.09.2016 № 457 «Об утверждении Порядка ограничения пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах» ограничения вводятся на срок до 21 календарного дня.
На период посещения ими леса *.*.* ограничения были сняты, при этом согласно сообщения сети «ВКонтакте» на *.*.* в <адрес> ожидалась облачная погода, местами небольшой дождь, ветер северо-восточный 5-10 м/с, температура воздуха +13 -18 градусов.
О том, что на *.*.* действовало Постановление правительства Мурманской области «О введении на территории Мурманской области особого противопожарного режима» № 455-ПП от 21.06.2023 она не знала, так как в <адрес> в средствах массовой информации данное Постановление не опубликовывалось, а также в этот период она находилась в отпуске за пределами <адрес>. В зоне отдыха возле реки в металлическом мангале она разожгла древесные угли, которые не дают практически пламени, а при тлении вырабатывают тепло. Для тушения углей в мангале на случай предотвращения пожара рядом с мангалом находилась 20 литровая канистра с водой, а также железная крышка для предотвращения попадания огня на деревья. После жарки шашлыков она положила в мангал для запекания картофель, завернутый в фольгу, при этом угли в мангале тлели и не представляли никакой опасности для окружающей среды. Требования пожарной безопасности в лесах, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2011 № 343, ею были соблюдены. Инспектор лесного контроля взяла лежащую возле мангала кочергу и стала двигать древесные угли, чтобы появился огонь, своими действиями спровоцировала появление пламени, а затем сфотографировала мангал. После этого к ним подошел еще один инспектор по охране леса и сказал, чтобы она затушила мангал, поскольку это запрещено. Она немедленно отреагировала на замечание.
В настоящее время она признает свою вину в совершении вменяемого административного правонарушения, совершенного впервые, при розжиге мангала на данном участке отсутствовала угроза причинения вреда объектам животного и растительного мира, окружающей среде, отсутствовал причиненный вред или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также отсутствовал имущественный ущерб, что делает допущенное нарушение малозначительным.
Просит прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ильиной Е.В. в связи с малозначительностью.
Ильина Е.В. в судебном заседании поддержала доводы жалобы в полном объеме. Не оспаривала состав и событие административного правонарушения, признала свою вину, просила учесть все обстоятельства и прекратить производство по делу в связи с малозначительностью правонарушения. Пояснила, что о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении она была уведомлена 10.08.2023, и не могла участвовать при рассмотрении дела.
Представитель административного органа Суркова Т.С. возражала против удовлетворения жалобы.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, при рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного и нефтяного) и от иного негативного воздействия, защите от вредных организмов, а также подлежат воспроизводству.
Охрана и защита лесов направлены на выявление негативно воздействующих на леса процессов, явлений, а также на их предупреждение и ликвидацию.
Согласно части 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2020 № 1614, устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах и при пребывании граждан в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 8 Правил пожарной безопасности в лесах, со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается: использовать открытый огонь (костры, паяльные лампы, примусы, мангалы, жаровни) в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков (остатки древесины, образующиеся на лесосеке при валке и трелевке деревьев, а также при очистке стволов от сучьев, включающие вершинные части срубленных деревьев, откомлевки, сучья, хворост) и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах использование открытого огня допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. Открытый огонь (костер, мангал, жаровня) после завершения сжигания порубочных остатков или его использования с иной целью тщательно засыпается землей или заливается водой до полного прекращения тления.
Согласно подпункту «а» пункта 46 Правил пожарной безопасности в лесах граждане при пребывании в лесах обязаны соблюдать требования пожарной безопасности в лесах, установленные пунктами 8 - 11 настоящих Правил.
Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (п. 47 Правил пожарной безопасности в лесах).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», статьей 15 Закона Мурманской области от 09.07.2010 N 1255-01-ЗМО «О пожарной безопасности в Мурманской области», постановлением Правительства Мурманской области от 23.07.2007 N 346-ПП «О реализации мер пожарной безопасности в Мурманской области», в целях обеспечения пожарной безопасности Постановлением Правительства Мурманской области от 21 июня 2023 г. N 455-ПП на территории Мурманской области введен особый противопожарный режим с 21 июня 2023 года.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Мурманской области от 21 июня 2023 г. N 455-ПП на период действия особого противопожарного режима в целях обеспечения мер пожарной безопасности установлены дополнительные требования пожарной безопасности: а именно запрет в лесах на территории Мурманской области разведение костров, использование открытого огня, мангалов и иных приспособлений для тепловой обработки пищи открытым огнем, сжигание мусора, травы, иных горючих материалов.
Из материалов дела следует, что *.*.* в 18 часов 53 минуты в квартале 135 выдел 30 Никельского участкового лесничества Печенгского лесничества в ходе проведения патрулирования установлено, что был разведен открытый огонь (мангал) на лесной подстилке под кроной деревьев в условиях особого противопожарного режима.
По данному факту *.*.* в 18 часов 53 минуты государственным лесным инспектором Печенгского лесничества – филиал ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» Сурковой Т.С. в отношении Ильиной Е. В. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также ст. 51 Конституции Российской Федерации Ильиной Е.В. разъяснены, что подтверждено ее подписью в протоколе.
В протоколе Ильина Е.В. указала, что нарушения не было, открытого огня не было, крона деревьев находится в 3-х метрах от мангала. Все было убрано после замечания инспектора, залито водой. Зона отдыха находится у реки (стол, скамейки). О введении особого противопожарного режима не знала. К протоколу приобщена фототаблица.
Протокол об административном правонарушении с материалами дела направлен руководителю филиала Печенгское лесничество – филиала ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» для рассмотрения.
*.*.* Ильиной Е.В. направлено уведомление о рассмотрении дела об административном правонарушении 10.08.2023 в 10 часов 30 минут.
Дело рассмотрено в отсутствии Ильиной Е.В.
Исходя из положений пунктов 1, 2 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо должен принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
В постановлении указано, что в соответствии с отчетом об отслеживании почтовых отправлений с почтовым идентификатором № почтовое отправление, содержащее сведения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, доставлялось по месту регистрации Ильиной Е.В. *.*.*, по указанному месту получатель отсутствует. Ссылаясь на положения п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 24.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», должностное лицо Ермолицкая Е.К. пришла к выводу, что Ильина Е.В. считается извещенной о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении надлежащим образом.
Однако с данным выводом согласиться нельзя, поскольку на момент рассмотрения дела, у должностного лица отсутствовали сведения о надлежащем извещении лица, привлекаемого к административной ответственности, о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Согласно отчету об отслеживании почтового отправления уведомление вручено Ильиной Е.В. 10.08.2023 в 16 часов 28 минут. В то время как дело было рассмотрено в 10 часов 30 минут 10.08.2023.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, поскольку дело об административном правонарушении было рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, и при отсутствии данных о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет один год.
Годичный срок, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек, поскольку событие административного правонарушения имело место *.*.*.
При таких обстоятельствах постановление исполняющей обязанности заместителя руководителя – руководителя филиала Печенгское лесничество – филиал ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» - государственного лесного инспектора Ермолицкой Е.К. № от 10.08.2023 о привлечении Ильиной Е. В. к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей, подлежит отмене, как вынесенное с существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и подлежит направлению на новое рассмотрение руководителю филиала Печенгское лесничество – филиал ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая установленные нарушения, влекущие за собой отмену постановления по делу об административном правонарушении, доводы, содержащиеся в жалобе Ильиной Е.В., подлежат изучению должностным лицом при новом рассмотрении дела об административном правонарушении.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Жалобу Ильной Е. В. удовлетворить частично.
Постановление исполняющей обязанности заместителя руководителя – руководителя филиала Печенгское лесничество – филиал ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» - государственного лесного инспектора Ермолицкой Е.К. № от 10.08.2023 о привлечении Ильиной Е. В. к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40000 рублей, отменить.
Возвратить дело руководителю филиала Печенгское лесничество – филиал ГОКУ МО «Региональный центр лесного и экологического контроля» на новое рассмотрение в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Печенгский районный суд Мурманской области в течение 10 суток со дня получения (вручения) копии решения.
Судья Е.В.Алимова