Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-779/2023 от 29.09.2023

Дело № 12-779/2023

Р Е Ш Е Н И Е

13 ноября 2023 года                                                               г. Южно-Сахалинск

Судья Южно-Сахалинского городского суда Рыженкова Е.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу защитника ООО «Западная угольная компания» Фидрина П.С. на постановление государственного инспектора отдела государственного горного надзора и надзора в угольной промышленности Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО от 12 сентября 2023 года о привлечении юридического лица – ООО «Западная угольная компания» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением государственного инспектора отдела государственного горного надзора и надзора в угольной промышленности Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО от 12 сентября 2023 года юридическое лицо – ООО «Западная угольная компания» привлечено к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник ООО «Западная угольная компания» Фидрин П.С. представил в суд жалобу, в которой не оспаривая факт совершения административного правонарушения по существу, просил учесть тяжелое финансовое положение юридического лица и снизить размер назначенного штрафа ниже низшего предела.

Законный представитель ООО «Западная угольная компания» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания жалобы извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявлял.

Суд, руководствуясь частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, полагает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Защитник Фидрин П.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме по изложенным в ней основаниям.

Представитель Сахалинского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения жалобы извещен судом надлежащим образом.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" который направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" промышленной безопасностью опасных производственных объектов признается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В пункте 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определено, что требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пункт 1 статьи 4 Федерального закона №116-ФЗ).

В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;

иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";

обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;

допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;

обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;

организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;

создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;

обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;

предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;

обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;

разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;

заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;

приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;

осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;

принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;

анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;

своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;

принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;

вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;

представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Работники опасного производственного объекта обязаны:

соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;

в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Статьей 15 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.

Приказом Ростехнадзора от 10 ноября 2020 года N 436 утверждены федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом", согласно которым:

- ведение горных работ на угольных разрезах должно осуществляться в соответствии с проектной документацией, годовым планом развития горных работ, схемой развития горных работ (при наличии) (пункт 12).

- проектная документация объектов ведения горных работ на угольных разрезах подлежит экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Проектная документация на консервацию или ликвидацию, а также в установленных законодательством Российской Федерации случаях на техническое перевооружение угольных разрезов подлежит экспертизе промышленной безопасности. Отклонения от проектной документации, планов и схем развития горных работ не допускаются (пункт 13).

- для каждого угольного разреза должен быть разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий угольного разреза в соответствии с настоящими Правилами безопасности. В план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий угольного разреза включается раздел, определяющий порядок действий по спасению людей и ликвидации аварии в начальной стадии возникновения аварии и предупреждения ее развития - план ликвидации аварий (далее - ПЛА) (пункт 34).

- учебные тревоги на каждом угольном разрезе должны проводиться по графику, согласованному с руководителем подразделения ПАСС(Ф), обслуживающего угольный разрез (пункт 36).

- горные работы по проведению траншей, разработке уступов и отсыпке отвалов должны вестись с учетом инженерно-геологических условий и применяемого оборудования, в соответствии с техническим проектом разработки месторождения и, утвержденной техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза, документацией на производство работ (пункт 38).

- на угольных разрезах необходимо осуществлять контроль за состоянием бортов траншей, откосов уступов и отвалов, бортов угольного разреза. В случае обнаружения признаков сдвижения пород, горные работы должны быть прекращены и приняты меры по обеспечению устойчивости породного массива. Работы могут быть возобновлены с разрешения технического руководителя (главного инженера) угольного разреза по документации на производство работ в опасной зоне, в которой предусмотрены необходимые меры безопасности (пункт 59).

- периодичность осмотров и инструментальных наблюдений за деформациями бортов, откосов, уступов и отвалов на угольных разрезах устанавливается проектом производства маркшейдерских работ и (или) проектом наблюдательной станции (пункт 60).

- на угольных разрезах должна осуществляться оборка откосов уступов от породных нависей и козырьков, ликвидация заколов (пункт 61).

- для обеспечения безопасного ведения горных работ у затопленных выработок необходимо разработать мероприятия по откачке или спуску воды из затопленной выработки. Если выработка находилась на консервации и была затоплена водой, необходимо провести исследование физико-механических свойств пород у контура выработки. По результатам исследования необходимо произвести расчет параметров устойчивости борта (уступа) (пункт 81).

- порядок организации и контроля ведения горных работ в опасных зонах распространяется на участки горных работ, отвалы и другие горные выработки в пределах горного и земельного отводов угольного разреза (пункт 84).

- при разработке проекта строительства (реконструкции) угольного разреза проектная организация устанавливает и утверждает границы опасных зон и разрабатывает мероприятия по безопасному ведению горных работ в опасных зонах (пункт 86).

- перечень действующих и ликвидированных опасных зон определяется комиссией в составе руководителя службы производственного контроля, главного технолога, главного маркшейдера, главного геолога угольного разреза при составлении планов и схем развития горных работ. Перечень действующих и ликвидированных опасных зон утверждается техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза и заносится в книгу учета опасных зон, которую ведет геолого-маркшейдерская служба угольного разреза.

Перечень действующих опасных зон должен прилагаться к плану и схемам развития горных работ (пункт 99).

- границы опасных зон должны быть нанесены на профили и сводно-совмещенные планы горных работ. Опасные зоны наносят на горно-графическую документацию в соответствии с условными обозначениями для горно-графической документации (пункт 100).

- на угольных разрезах, разрабатывающих пласты угля, склонные к самовозгоранию, должны выполняться мероприятия по своевременному обнаружению очагов самонагревания и самовозгорания угля, как неотъемлемая часть плана по профилактике и тушению пожаров, утвержденного техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза (пункт 189).

- на каждом угольном разрезе должен быть составлен план по профилактике и тушению пожаров, утвержденный техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза (пункт 190).

- способы обнаружения очагов пожаров, замера температуры, концентрации оксида углерода и наблюдений за внешними признаками самонагревания угля, в том числе и на породных отвалах, а также места установки датчиков определяются техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза (пункт 193).

- ширина проезжей части внутрикарьерных дорог, продольные и поперечные уклоны, радиусы кривых в плане устанавливаются техническим проектом разработки месторождения, исходя из размеров и технических характеристик автомобилей и автопоездов (пункт 422).

- осушение месторождения должно производиться в соответствии с техническим проектом разработки месторождения и по документации на производство работ, утвержденными техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза (пункт 562).

Согласно пункту 5 Правил обеспечения устойчивости бортов и уступов карьеров, разрезов и откосов отвалов, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 13 ноября 2020 года №439 организация, эксплуатирующая объект ведения открытых горных работ, должна обеспечить:

контроль за соблюдением проектных параметров бортов и уступов карьера, разреза и откосов отвала;

проведение визуальных и инструментальных наблюдений за состоянием бортов, уступов и откосов;

выявление зон и участков возможного проявления разрушающих деформаций бортов, бортов, уступов и откосов и организацию на этих участках стационарных инструментальных наблюдений и (или) дистанционного мониторинга;

изучение выявленных нарушений устойчивости бортов, уступов, откосов, документирование нарушений, установление характера нарушений, степени опасности и причин возникновения;

изучение геологических, инженерно-геологических, гидрогеологических условий месторождения, структуры и условий залегания породных слоев, массива горных пород и пород основания отвалов;

разработку и выполнение (проведение) противодеформационных мероприятий, в том числе укрепление ослабленных зон и участков, либо изменение профиля уступов на этих участках, либо обеспечение запрета доступа в опасную зону при условии, что в ней не ведутся горные работы;

контроль за состоянием противодеформационных сооружений и выполнением мероприятий, предотвращающих нарушение устойчивости бортов, уступов, откосов;

сохранность объектов, расположенных на земной поверхности в границах горных отводов и на прилегающих к ним территориях;

ликвидацию (рекультивацию) объекта ведения открытых горных работ, после завершения горных работ.

Согласно статье 22 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе всех видов пользования недрами; сохранность ценных и опасных грузов, геологической, маркшейдерской и иной документации, специальной корреспонденции, а также грузов, содержащих носители сведений, отнесенных к государственной тайне.

В соответствии с частью 1 статьи 4 и частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта.

Договор обязательного страхования заключается в отношении каждого опасного объекта, если иное не предусмотрено договором в отношении опасных объектов, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, на срок не менее чем один год. Документом, подтверждающим заключение договора обязательного страхования, является страховой полис установленного образца, который вручается страховщиком страхователю после уплаты им страховой премии или первого страхового взноса.

Как следует из материалов дела, на основании решения руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО от 10 ноября 2022 года проведена плановая выездная проверка ООО «Западная угольная компания» в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – разрез угольный, II класс опасности, регистрационный номер , <адрес>, по соблюдению обязательных требований в области промышленной безопасности.

По результатам проверки 25 ноября 2022 года должностными лицами Сахалинского управления Ростехнадзора составлен акт проверки , согласно которому в ходе проверки выявлены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации ООО «Западная угольная компания» опасного производственного объекта – разрез угольный, а именно:

- отсутствует (не представлена) необходимая для безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, маркшейдерская документация (сводные планы горных работ, рабочие планы, разрезы по участкам недр «<данные изъяты>»).

- не укомплектован штат геолого-маркшейдерской службы.

- не укомплектован штат работников опасного производственного объекта разрез угольный «<данные изъяты>.

- не представлен действующий план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий угольного разреза «<данные изъяты>

- не представлены документы, подтверждающие наличие графика учебных тревог на угольном разрезе, согласованного с руководителем подразделения ПАСС (Ф).

- не представлены документы, подтверждающие наличие комиссии в составе руководителя службы производственного контроля, главного геолога, главного маркшейдера, главного геолога угольного разреза «<данные изъяты>» для составления перечня действующих и ликвидированных опасных зон.

- не представлены документы по учету, техническому расследованию и анализу причин аварий и инцидентов на ОПО.

- не представлены документы, подтверждающие прохождение аттестации в области промышленной безопасности работниками организации.

- не представлены документы, подтверждающие наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на ОПО.

- не создана вспомогательная горноспасательная команда.

- борта угольного разреза «<данные изъяты>» построены в нарушение Технического проекта. Имеются признаки деформации, разрушения, на предохранительных бермах имеются осыпи.

- не организованы периодические осмотры и инструментальные наблюдения за деформациями бортов, уступов и отвалов на угольном разрезе «<данные изъяты>

- на угольном разрезе «<данные изъяты>» не осуществляется оборка откосов уступов от породных нависей и козырьков, ликвидация заколов.

- внутрикарьерные дороги угольного разреза построены в нарушение Технического проекта, имеются признаки деформации, эрозии дорожного полотна. Частично отсутствуют предохранительные валы.

- не проводится осушение месторождения в соответствии с техническим проектом разработки месторождения и по документации на производство работ, утвержденных техническим руководителем (главным инженером) угольного разреза.

- не представлены документы, подтверждающие организацию мероприятия и контроль ведения работ на участках, отнесенных к опасным зонам.

- не представлены документы, подтверждающие разработку мероприятия по своевременному обнаружению очагов самонагревания и самовозгорания угля, как часть плана по профилактике и тушению пожаров, утвержденного техническим руководителем.

В связи с выявленными нарушениями требований промышленной безопасности, начальником отдела государственного горного надзора и надзора в угольной промышленности Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО в отношении ООО «Западная угольная компания» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд соглашается с выводами должностного лица о наличии в действиях ООО «Западная угольная компания» состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку обстоятельства дела, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о совершении им указанного административного правонарушения.

Выявленные нарушения нашли свое объективное подтверждение в материалах дела, при рассмотрении жалобы и не оспариваются заявителем.

Доказательства, положенные в обоснование вывода о виновности лица в совершении инкриминируемого ему деяния, находятся в достаточном соответствии друг с другом, получены с соблюдением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не доверять им не имеется, а потому они обоснованно признаны достоверными, допустимыми относительно обстоятельств правонарушения, являются достаточными для разрешения дела по существу.

Собранные по делу об административном правонарушении доказательства были исследованы и оценены в совокупности в соответствии с требованиями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, необходимым основанием для привлечения к административной ответственности является наличие вины юридического лица, в форме действия или бездействия при условии, что у последнего имелась возможность соблюсти требования действующего законодательства, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из указанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, понятие вины юридического лица означает: наличие правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, наличие объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.

Вступая в правоотношения, юридическое лицо должнобыло в силу публичной известности и доступности не только знать осуществовании обязанностей, вытекающих из законодательства,регулирующего данные правоотношения, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения событияпротивоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности,которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своихобязанностей.

Совокупность исследованных судом доказательств, позволяет определенно установить, что юридическим лицом не были приняты все необходимые меры для соблюдения нормы закона, за нарушение которой установлена административная ответственность.

Выводы должностного лица, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Каких-либо оснований не согласиться с этими выводами не имеется.

При таких обстоятельствах, должностным лицом сделан обоснованный вывод о наличии в действиях ООО «Западная угольная компания» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела.

Так, в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее требования законодательства, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Нарушений процессуальных норм Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях, которые могут являться основанием для отмены вынесенного по делу постановления, суд не усматривает.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях для данной категории дел.

Обсуждая вопрос об обоснованности и правомерности назначенного наказания, суд приходит к следующему.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об Административных Правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом, назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с частью 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Судом установлено, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет ограничение прав юридического лица, поскольку влечет избыточное использование административного принуждения, не сопоставимо с характером административного правонарушения, степенью вины нарушителя, наступившими последствиями и назначено без учета реального имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Учитывая, установленные статьей 1.2 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях задачи законодательства об административных правонарушениях, а именно защиту личности, охрану прав и свобод человека и гражданина, охрану здоровья граждан, а также предупреждение административных правонарушений; цели административного наказания, установленные статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях, а именно предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, исходя из характера выявленных нарушений, принимая во внимание, что часть выявленных нарушений устранена Обществом в ходе проведения проверки, исходя из принципов соразмерности и справедливости наказания, учитывая реальное имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица, суд полагает, что снижение назначенного юридическому лицу административного наказания в виде штрафа до <данные изъяты> рублей будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

Таким образом, постановление государственного инспектора отдела государственного горного надзора и надзора в угольной промышленности Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО по существу является законным, обоснованным и подлежит изменению только в части назначенного административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

жалобу защитника ООО «Западная угольная компания» Фидрина П.С. – удовлетворить.

Постановление государственного инспектора отдела государственного горного надзора и надзора в угольной промышленности Сахалинского управления Ростехнадзора ФИО от 12 сентября 2023 года о привлечении юридического лица – ООО «Западная угольная компания» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - изменить в части размера назначенного административного наказания в виде штрафа, снизив его до 100 000 (сто тысяч) рублей.

В остальной части указанное постановление оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток в Сахалинский областной суд со дня вручения или получения копии решения.

Судья Южно-Сахалинского

городского суда                                                        Е.В. Рыженкова

12-779/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
ООО "Западная Угольная Компания"
Другие
Фидрин Павел Сергеевич
Суд
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
Судья
Рыженкова Елена Вячеславовна
Статьи

ст.9.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
u-sahalinsky--sah.sudrf.ru
02.10.2023Материалы переданы в производство судье
02.10.2023Истребованы материалы
12.10.2023Поступили истребованные материалы
13.11.2023Судебное заседание
21.11.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.11.2023Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
13.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее