К делу №2-94/2023 (№2-1024/2022)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Новороссийск 17 января 2023 г.
Судья Ленинского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края Спорчич О.А.,
при секретаре Куличковой Н.В.,
с участием:
ответчика Вартанян Алисы Бабкеновны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к Юрьевой Анне Петровне, Вартанян Алисе Бабкеновне о признании недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме,
установил:
Истец Государственная жилищная инспекция Краснодарского края через представителя, действующую на основании доверенности В.А. обратился в суд с иском к Юрьевой А.П., Вартанян А.Б. о признании недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором просит признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №7 по ул......., оформленное протоколом от 04 июля 2022 г. №Т-7.
В обосновании исковых требований указав, что на рассмотрение в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края поступило заявление ООО «АТМОСФЕРА» от 13 июля 2022 г. №...... о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края в связи с заключением договора управления с собственниками помещений в многоквартирном доме №7 по ул....... (далее – МКД), на основании решений собственников помещений в МКД, оформленных протоколом общего собрания от 04 июля 2022 г. №Т-7. В ходе изучения представленного протокола от 04 июля 2022 г. №Т-7 Государственной жилищной инспекции Краснодарского края был выявлен признак ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям установленным частью 3 статьи 181.5 ГК РФ, а именно: решение собрания принято при отсутствии необходимого кворума. Согласно сведениям, содержащимся на сайте Росреестра, площадь жилых помещений в МКД составляет 293,0 кв.м., что принимается за 100% голосов от общего числа всех голосов собственников помещений в МКД. Проведенным анализом реестра собственников помещений в МКД, решений собственников помещений в МКД, выписок из ЕГРН, установлено, что В.В. не является собственником жилого помещения №7, площадью 99,00 кв.м. Таким образом, к подсчету кворума не принимается площадь указанного помещения. Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края произведен арифметический расчет кворума и установлено, что в общем собрании приняли участие собственники помещений в МКД, обладающие помещениями суммарной площадью 78,40 кв.м. – 26,76% голосов от общего числа голосов всех собственников помещений МКД (78,40/293,00*100=26,76), что является нарушением части 3 статьи 45 ЖК РФ.
В судебное заседание представитель истца Государственной жилищной инспекции Краснодарского края не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. В письменном ходатайстве от 29 декабря 2022 г., начальник отдела правового обеспечения Государственной жилищной инспекции Краснодарского края В.А. просила рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя истца Государственной жилищной инспекции Краснодарского края.
Ответчик Вартанян А.Б. в судебном заседании исковые требования Государственной жилищной инспекции Краснодарского края признала в полном объеме. При этом пояснила, что подписи в протоколе внеочередного общего собрания и в решении собственника помещения в многоквартирном доме №7 по ул....... не её, она никакие документы не подписывала, о данном решении узнала только в суде.
В судебное заседание ответчик Юрьева А.П. не явилась, уведомлена надлежащим образом о месте и времени судебного заседания. Отзыв на исковое заявление не предоставила.
Представитель третьего лица ООО «АТМОСФЕРА» в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Выслушав пояснение ответчика Вартанян А.Б., исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 4 ЖК РФ, жилищное законодательство регулирует отношения по поводу пользования общим имуществом собственников помещений; содержания и ремонта жилых помещений; управления многоквартирными домами; создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов; предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 44 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Согласно части 1 статьи 45 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 45 ЖК РФ, проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.
Согласно части 1 статьи 48 ЖК РФ, правом голосования на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, обладают собственники помещений в данном доме. Голосование на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме осуществляется собственником помещения в данном доме как лично, так и через своего представителя.
В соответствии с частью 3 статьи 47 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть проведено посредством очно-заочного голосования, предусматривающего возможность очного обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование, а также возможность передачи решений собственников в установленный срок в место или по адресу, которые указаны в сообщении о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 1 статьи 46 ЖК РФ, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1.1, 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, и предусмотренных пунктами 1, 1.1-1, 1.2, 2, 3, 3.1, 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме, решения, предусмотренного пунктом 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи, а также решения, предусмотренного пунктом 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, которое принимается в соответствии с частью 1.3 настоящей статьи. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Из материалов дела следует, что 04 июля 2022 г. проведено внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ...... проводимого в форме очно-заочного голосования по вопросам выбора управляющей компании, на основании которого был составлен протокол №Т-7.
По итогам проведения общего собрания были приняты одни из следующих решений: избрали в качестве председателя общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №7 по ул....... и наделили ее правом подписания протокола - Юрьеву Анну Петровну; избрали в качестве секретаря общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №7 по ул....... и наделили ее правом подписания протокола – Вартанян Алису Бабкеновну; выбрали способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией; выбрали в качестве управляющей организации многоквартирным домом №7 по ул....... – ООО «АТМОСФЕРА» с 04 июля 2022 г. и др.
Согласно пункту 1.1 Постановления главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861 "О государственной жилищной инспекции Краснодарского края" (вместе с "Положением о государственной жилищной инспекции Краснодарского края"), государственная жилищная инспекция Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края (на правах управления), уполномоченным осуществлять региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и лицензионный контроль на территории Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 3.2 Постановления главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861 "О государственной жилищной инспекции Краснодарского края" (вместе с "Положением о государственной жилищной инспекции Краснодарского края"), установлены функции Государственной жилищной инспекции Краснодарского края, к которым в том числе относятся рассмотрения в порядке, установленном Федеральным законом о лицензировании, заявления соискателя лицензии о предоставлении лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и прилагаемых к нему документов, а также ведения реестра лицензий Краснодарского края, содержащего сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, а также сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляют лицензиаты.
Согласно части 1.1 статьи 46 ЖК РФ управляющая организация в течение пяти дней передает в органы государственного жилищного надзора подлинники протокола и решений собственников.
Порядок рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр субъектов лицензий по управлению многоквартирным домом установлен Приказом Минстроя России от 25 декабря 2015 года N 938/пр "Об утверждении Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации".
Исходя из положений п. п. 5 - 7 Приказа орган государственного жилищного надзора проводит проверку заявления о внесении изменения в реестр лицензий, а также протокола и иных документов по проведенному общему собранию, по результатам которой выносит заключение о соответствии представленных документов требованиям законодательства. В случае соответствия представленных документов, орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений в реестр лицензий.
В судебном заседании установлено, что 13 июля 2022 г. в Государственную жилищную инспекцию Краснодарского края поступило заявление ООО «АТМОСФЕРА» о внесении изменений в реестр лицензий Краснодарского края, в связи с заключением договора управления с собственниками помещений в многоквартирном доме №7 по ул........
По результатам рассмотрения указанного заявления и приложенных к нему документов, Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края было дано заключение от 26 июля 2022 г., согласно которого в совокупности сведений, содержащихся в Росреестре, площадь жилых помещений в МКД составляет 293,00 кв.м., что принимается за 100% голосов от общего числа собственников помещений в МКД. Проведенным анализом реестра собственников помещений в МКД, решений собственников помещений в МКД, выписок из ЕГРН, установлено, что В.В. не является собственников жилого помещения №7 площадью 99,0 кв.м. Таким образом, к подсчету кворума не принимается площадь вышеуказанного помещения. Произведенным арифметическим расчетом кворума, с учетом данных о площадях жилых помещений, содержащихся в Росреестре установлено, что в собрании собственников помещений в МКД приняли участие собственники, обладающие помещениями суммарной площадью 78,40 кв.м., что соответствует 26,76% голосов от общего числа всех собственников помещений в МКД (78,40/293,00*100=26,76). Таким образом проверкой выявлено нарушение подпункта «е» пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. №938/пр, а именно: не соблюдены условия отсутствия наличия признаков ничтожности решений общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 04 июля 2022 г. №Т-7.
В силу части 1 статьи 46 ЖК РФ, решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном способе управления многоквартирным домом в орган государственного жилищного надзора не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
По смыслу статей 44 - 46 ЖК РФ при предъявлении иска о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме надлежащими ответчиками по делу являются инициаторы проведения такого собрания, а в случае их неустановления - собственники помещений в многоквартирном доме, принимавшие оспариваемое решение.
Из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №7 по ул......., проводимого в форме очно-заочного голосования по вопросам выбора управляющей копании от 04 июля 2022 г. №Т-7 следует, что инициатором проведения общего собрания собственников помещений является Юрьева А.П., она же и является председателем общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №7 по ул.......; секретарем общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №7 по ул....... является Вартанян А.Б.
Однако из пояснений ответчика Вартанян А.Б. в судебном заседании следует, что секретарем общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №7 по ул....... она не была, подписи в протоколе внеочередного общего собрания и в решении собственника помещения в многоквартирном доме №7 по ул....... не ее, она никакие документы не подписывала.
Суд не может не согласиться с вышеуказанными доводами ответчика Вартанян А.Б., так как подпись от имени Вартанян А.Б. в протоколе внеочередного общего собрания и в решении собственника помещения в многоквартирном доме №7 по ул....... имеет явные визуальные отличия от подписи Вартанян А.Б. в ее паспорте.
Государственная жилищная инспекция Краснодарского края, обращаясь в суд с иском к Юрьевой Анне Петровне (как к председателю общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №7 по ул.......), так и Вартанян А.Б. (как секретарю общего собрания собственников помещений многоквартирного дома №7 по ул.......) о признании недействительным решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ......, оформленного протоколом внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома №Т-7, указала, что при принятии решения не был установлен кворум, предусмотренный законом, в нарушение части 3 статьи 45 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1.5 Постановления главы администрации Краснодарского края от 05.10.2006 N 861 "О государственной жилищной инспекции Краснодарского края" (вместе с "Положением о государственной жилищной инспекции Краснодарского края"), Государственная жилищная инспекция Краснодарского края вправе обращаться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Согласно части 3 статьи 45 ЖК РФ, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое по вопросу, указанному в пункте 4.5 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса, правомочно (имеет кворум):
1) при наличии в многоквартирном доме более одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме, в том числе собственники помещений в многоквартирном доме, в подъезде которого расположено переводимое помещение, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов таких собственников;
2) при наличии в многоквартирном доме одного подъезда в случае, если в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме приняли участие собственники помещений в данном многоквартирном доме или их представители, обладающие более чем двумя третями голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме.
В соответствии с частью 3 статьи 48 ЖК РФ, количество голосов, которым обладает каждый собственник помещения в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в данном доме, пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме.
Согласно части 1 статьи 181.3 ГК РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение). Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В соответствии со статьей 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в заседании или заочном голосовании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
Согласно пункту 108 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", согласно пункту 2 статьи 181.4 ГК РФ решение собрания, принятое с нарушением порядка его принятия и подтвержденное впоследствии новым решением собрания, не может быть признано недействительным, за исключением случаев, когда такое последующее решение принято после признания судом первоначального решения собрания недействительным, или когда нарушение порядка принятия выразилось в действиях, влекущих ничтожность решения, в частности решение принято при отсутствии необходимого кворума (пункт 2 статьи 181.5 ГК РФ).
По смыслу приведенных правовых норм и с учетом заявленных истцом требований, бремя доказывания наличия необходимого кворума возлагается на ответчика.
Поскольку оспариваемое собрание было проведено с нарушением части 3 статьи 45 ЖК РФ ввиду отсутствия необходимого кворума - 50%, то в силу пункта 2 статьи 181.5 ГК РФ решения, принятые на оспариваемом собрании, являются недействительными в силу их ничтожности.
В силу правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, не любое нарушение требований жилищного законодательства может явиться основанием к отмене решения общего собрания, а только такие существенные нарушения закона, ввиду которых невозможно выявить истинную волю большинства участников соответствующего гражданско-правового сообщества, при этом принятое решение нарушает права и законные интересы лица, оспаривающего такое решение.
Вопросы наличия кворума, легитимности лиц, участвующих в голосовании, соблюдение порядка самого голосования и подсчета голосов имеют существенное значение для правомочности принимаемых собранием решений, а, следовательно, и их законности.
В судебном заседании установлено, что кворум зависит от количества голосов собственников, которыми они обладают пропорционально площади принадлежащего им помещения в МКД.
Формула для расчета определяется как: (количество голосов собственников, принявших участие в собрании)=(площадь помещений собственников, зарегистрированных в качестве участников)*100/(общая площадь всех жилых и нежилых помещений в МКД).
Согласно сведениям, содержащимся на сайте Росреестра, площадь жилых помещений в МКД составляет 293,0 кв.м., что принимается за 100% голосов от общего числа всех голосов собственников помещений в МКД.
Из материалов дела следует, что Государственной жилищной инспекцией Краснодарского края был проведен анализ реестра собственников помещений в МКД, решения собственников помещений в МКД, выписок из ЕГРН, установлено, что В.В. не является собственником жилого помещения №7, площадью 99,00 кв.м.
Таким образом, к подсчету кворума не принимается площадь указанного помещения, так как в общем собрании приняли участие собственники помещений в МКД, обладающие помещениями суммарной площадью 78,40 кв.м. – 26,76% голосов от общего числа голосов всех собственников помещений МКД (78,40/293,00*100=26,76), что является нарушением части 3 статьи 45 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 20 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований настоящего Кодекса.
Поскольку решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №7 по ул......., оформленное протоколом №Т-7 от 04 июля 2022 г., принято при отсутствии необходимого кворума, а также с учетом признании исковых требованием ответчиком Вартанян А.Б., суд считает необходимым признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №7 по ул......., оформленное протоколом №Т-7 от 04 июля 2022 г., следовательно исковые требования Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к Юрьевой Анне Петровне, Вартанян Алисе Бабкеновне о признании недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Государственной жилищной инспекции Краснодарского края к Юрьевой Анне Петровне, Вартанян Алисе Бабкеновне о признании недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме – удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме №7 по ул......., оформленное протоколом №Т-7 от 04 июля 2022 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Новороссийска в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Ленинского
районного суда г.Новороссийска О.А. Спорчич
Решение в окончательной форме изготовлено 19 января 2023 г.
23RS0032-01-2022-002844-62