Дело № 2-1212/2023 23RS0027-01-2023-002239-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
13 декабря 2023 г. Лабинск
Лабинский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Чимирис Н.М.,
при секретаре Карижском Д.Н.
с участием: представителя истца-помощника Лабинского межрайонного прокурора Родичкина М.С., представителя ответчика- администрации Лабинского городского поселения Лабинского района- Долголевой А.С., действующей на основании доверенности от 23.01.2023 г. № ###,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лабинского городского поселения <...> о возложении обязанности разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия в порядке ст. 45 ГПК РФ,
установил:
В Лабинский городской суд поступило исковое заявление Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лабинского городского поселения Лабинского района о возложении обязанности разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия в порядке ст. 45 ГПК РФ.
В обоснование иска истец заявил, по заданию прокуратуры Краснодарского края Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 14, пп. 19.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к полномочиям органов местного самоуправления относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 34 Закона № 73-ФЗ).
Согласно п.7 ст.3.1 Федерального закона № 73-ФЗ, сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зоны охраны объекта культурного насоледия определяются в следующем порядке:
1.Разрабатывается проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» (п. п. 3, 4 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия).
2.Зоны охраны объектов культурного наследия утверждаются уполномоченным органом (Минкультуры России либо Управлением при администрации Краснодарского края), определенным в соответствии с п. 3 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается этим же органом.
На момент проверки, вопреки требованиям ч. 4, 5 ст. 34 Закона № 73-ФЗ, проекты границ зон объектов культурного наследия, расположенных на территории Лабинского района, не подготовлены и не согласованы.
В соответствии с п.13 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией, в собственности Лабинского городского поселения находится 7 объектов культурного наследия без утвержденных зон охраны и разработанных проектов:
Дом жилой купца К.Я. Сушкова, где размещался волостной комитет РКСМ, 1870-е годы, 1921-1922 года,Россия, <...>, ###;
Дом доходный купца К.Я. Сушкова, начало ХХ века, Россия, <...>, ###;
Мемориал на месте, где председатель ВЦИК М.И. Калинин вручал за ратные подвиги Красное знамя ВЦИК бойцам 1-й Конной армии, 1922 г., <...>, ###;
Могила полковника И.Н. Велисевича (1883-1948), комдива 14-й дивизии 1-й Конной армии, Россия, <...>, ###;
Братское кладбище 1316 мирных жителей и советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками (9 могил), 1942-1943 годы, Россия, <...>, ###;
Памятник В.И. Ленину, <...>, ###;
Памятник В.И. Ленину, <...>, ###.
Согласно ч.5 ст. 34 Закона № 73-ФЗ, зоны охраны объекта культурного наследия должны быть установлены в срок не более чем два года со дня включения в реестр такого объекта культурного наследия, применительно к которому в соответствии со ст. 34.1 Закона № 73-ФЗ устанавливается защитная зона.
Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которым определены обязанности органов местного самоуправления по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Кроме того, обязанность собственника объекта культурного наследия осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии также установлена положениями ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ.
В связи с выявленными нарушениями законодательства, главе администрации Лабинского городского поселения Лабинского района 21.12.2021 года, 21.06.2023 года внесены представления об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия, которые рассмотрены и удовлетворены. Однако, администрацией Лабинского городского поселения достаточных мер, направленных на устранение нарушений законодательства не принято.
Таким образом, наличие обязанности осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем состоянии, обусловлено фактом принадлежности такого объекта лицу на праве собственности, при этом, значительность сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ не может являться основанием для освобождения собственника объекта культурного наследия, включенного в реестр, по исполнению обязанности по его сохранению и содержанию.
Выявленные нарушения законодательство в области охраны объектов культурного наследия со стороны ответчика, создают угрозу для сохранности объекта культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределённого круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.
С учетом изложенного, истец с учетом уточненных требований просит суд: обязать администрацию Лабинского городского поселения в течение 8 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия:
Дом жилой купца К.Я. Сушкова, где размещался волостной комитет РКСМ, 1870-е годы, 1921-1922 года, Россия, <...>, ###;
Дом доходный купца Ф,И.О.4, начало ХХ века, Россия, <...>, ###;
Мемориал на месте, где председатель Ф,И.О.5 Калинин вручал за ратные подвиги Красное знамя ВЦИК бойцам 1-й Конной армии, 1922 г., <...>, ###;
Могила полковника И.Н. Велисевича (1883-1948), комдива 14-й дивизии 1-й Конной армии, Россия, <...>, ###;
Братское кладбище 1316 мирных жителей и советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками (9 могил), 1942-1943 годы, Россия, <...>, ###;
Ф,И.О.7 Ленину, <...>, ###;
Ф,И.О.7 Ленину, <...>, ###.
В судебном заседании прокурор Родичкин М.С. в полном объеме поддержал уточненные исковые требования и просил суд их удовлетворить, дав суду пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении пояснила аналогично изложенному в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика администрации Лабинского городского поселения Долголева А.С., по доверенности, исковые требования не признала в обоснование возражений пояснила, что все поименованные в исковом заявлении объекты, в соответствии со статьей 1 Закона Краснодарского края от 17 августа 2000 года № 313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края», относятся к объектам культурного наследия регионального значения. Таким образом, администрация Лабинского городского поселения МО Лабинский район не наделена полномочиями по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения. Разработка зон охраны объектов культурного наследия является правом, но не обязанностью органа местного самоуправления, а именно, администрации Лабинского городского поселения. В настоящее время администрация Лабинского городского поселения не располагает достаточными денежными средствами на указанные нужды, у администрации Лабинского городского поселения отсутствует обязанность в разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия. В собственности Лабинского городского поселения имеются памятники только регионального значения, а согласно подпункту 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения. В настоящее время в бюджете Лабинского городского поселения отсутствуют денежные средства на инициирование разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения.
Представитель третьего лица- Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края Радышевская В.А. в суд не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также отзыв на исковое заявление.
В соответствии с п.5 ст. 167 ГПК РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, по заданию прокуратуры Краснодарского края Лабинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 14, пп. 19.3 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-K3 «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений» к полномочиям органов местного самоуправления относятся сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.
В соответствии с ч. 1 ст. 34 Закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 34 Закона № 73-ФЗ).
Согласно п.7 ст.3.1 Федерального закона № 73-ФЗ, сведения о границах территории объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в границах территории объекта культурного наследия, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
В целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия.
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зоны охраны объекта культурного наследия определяются в следующем порядке:
1.Разрабатывается проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации» (п. п. 3, 4 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия).
2. Зоны охраны объектов культурного наследия утверждаются уполномоченным органом (Минкультуры России либо Управлением при администрации Краснодарского края), определенным в соответствии с п. 3 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия. Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается этим же органом.
На момент проверки, вопреки требованиям ч. 4 ст. 34 Закона № 73-ФЗ, проекты границ зон объектов культурного наследия, расположенных на территории Лабинского района, не подготовлены и не согласованы.
В соответствии с п.13 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения, относится к вопросам местного значения городского поселения.
Согласно сведениям, предоставленным администрацией, в собственности Лабинского городского поселения находится 7 объектов культурного наследия без утвержденных зон охраны и разработанных проектов:
1. Дом жилой купца К.Я. Сушкова, где размещался волостной комитет РКСМ, 1870-е годы, 1921-1922 года,Россия, <...>, ###;
2. Дом доходный купца К.Я. Сушкова, начало ХХ века, Россия, <...>, ###;
3. Мемориал на месте, где председатель ВЦИК М.И. Калинин вручал за ратные подвиги Красное знамя ВЦИК бойцам 1-й Конной армии, 1922 г., <...>, ###;
4. Могила полковника И.Н. Велисевича (1883-1948), комдива 14-й дивизии 1-й Конной армии, Россия, <...>, ###;
5. Братское кладбище 1316 мирных жителей и советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками (9 могил), 1942-1943 годы, Россия, <...>, ###;
6. Памятник В.И. Ленину, <...>, ###;
7. Ф,И.О.7 Ленину, <...>, ###.
Статья 9.2 Федерального закона № 73-ФЗ определяет полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в числе которых и государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения.
Отношения, возникающие в области сохранения, использования объектов культурного наследия регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с ст. 16,16.1 Федерального закона №73-ФЗ реестр объектов культурного наследия формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в реестр, а также посредством исключения из реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из реестра, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Региональные органы охраны объектов культурного наследия, муниципальные органы охраны объектов культурного наследия организуют проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона (далее - объект, обладающий признаками объекта культурного наследия).
Порядок проведения работ по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, устанавливается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Согласно статье 1 Закона Краснодарского края от 17 августа 2000 года №313-КЗ «О перечне объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) расположенных на территории Краснодарского края» объекты культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, включенные в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), расположенных на территории Краснодарского края, в соответствии с пунктом 3 статьи 64 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, с последующей регистрацией данных объектов в указанном реестре в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона, в данный реестр включены объекты, указанные в исковом заявлении..
В силу ст. 45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:
1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;
2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.
Пунктами 6 и 7 Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации", предусмотрено, что решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, - Министерством культуры Российской Федерации.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.
Разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия.
Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Министерство культуры Российской Федерации дает методические указания по подготовке материалов, указанных в пункте 4 настоящего Положения, и разработке на их основе проектов зон охраны объектов культурного наследия, проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, определяет порядок согласования (а в случае, определенном пунктом 13 настоящего Положения, - порядок утверждения) с указанным Министерством проектов зон охраны объектов культурного наследия.
Представитель администрации Лабинского городского поселения подтвердила в судебном заседании, что все указанные в иске объекты культурного наследия находятся в собственности администрации Лабинского городского поселения.
Первое представление об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия было направлено прокурором в адрес Главы администрации Лабинского городского поселения 21.12.2021 года.
Как следует из имеющегося в материалах дела ответа главы администрации Лабинского городского поселения Лабинского района от 25.01.2022 года (л.д.11) на имя заместителя Лабинского межрайонного прокурора, администрацией Лабинского городского поселения Лабинского района принято и рассмотрено указанное представление прокурора.
Как указал глава администрации Лабинского городского поселения в указанном ответе, принимая во внимание значимость поставленного вопроса, а также положения действующего законодательства в рассматриваемой отрасли права, администрацией Лабинского городского поселения сделан вывод о необходимости участия в разработке зон охраны объектов культурного наследия, принадлежащих поселению на праве собственности, также администрация Лабинского городского поселения приняла на себя обязательства в разработке зон охраны объектов культурного наследия.
Однако, никаких конкретных мер в этой части администрацией принято не было, доказательств обратного суду не представлено.
26.06.2023 года Лабинским межрайонным прокурором вновь было направлено в адрес главы администрации Лабинского городского поселения представление об устранении нарушений законодательства об охране объектов культурного наследия.
Из ответа главы администрации Лабинского городского поселения на указанное представление (л.д.19) следует, что при наличии финансовой возможности на указанные цели, мероприятия по выполнению поставленных задач будут осуществляться незамедлительно.
Из вышеизложенного следует, что администрация Лабинского городского поселения Лабинского района признала законность требований прокурора, однако, ссылается на отсутствие денежных средств на указанные цели, что не может служить уважительной причиной к неисполнению возложенных на администрацию обязанностей, поскольку, начиная с 2021 года по настоящее время администрацией Лабинского городского поселения не принято никаких действенных мер для решения данного вопроса и суду доказательств обратного не представлено в опровержение доводов, указанных прокурором.
12.09.023 года Лабинским межрайонным прокурором в адрес главы администрации Лабинского городского поселения было направлено требование о предоставлении в адрес прокурора информации о принятых мерах к устранению нарушений закона, указанных в представлении.
В ответ на данное требование 14.02.2023 года заместитель главы администрации Лабинского городского поселения направил в адрес прокурора ответ (л.д.21), из которого следует, что в настоящее время администрацией Лабинского городского поселения начаты работы по определению специализированных организаций, которые смогут подготовить необходимую исходную документацию. С момента определения стоимости вышеуказанных работ, будет рассмотрен вопрос об их финансировании. Однако, до настоящего времени данный вопрос не разрешен.
То обстоятельство, что указанные объекты культурного наследия принадлежат на праве собственности администрации Лабинского городского поселения, не оспаривается стороной ответчика, а также подтверждается представленными в дела выписками из ЕГРН.
В соответствии с положениями ст. 9.3,40,47.2, 47.3, 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в полномочия органов местного самоуправления, в том числе, входит разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия, находящихся в собственности органов местного самоуправления.
Постановлением правительства РФ от 12.09.2015 года № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, которым определены обязанности органов местного самоуправления по разработке проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединённой зоны охраны объектов культурного наследия.
Кроме того, обязанность собственника объекта культурного наследия осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии также установлена положениями ст. 47.3 Закона № 73-ФЗ.
Таким образом, наличие обязанности осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем состоянии обусловлено фактом принадлежности такого объекта лицу на праве собственности. При этом, значительность сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ не может являться основанием для освобождения собственника объекта культурного наследия, включенного в реестр, от исполнения обязанности по его сохранению и содержанию.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления прокурора, поскольку данные объекты культурного наследия имеют огромную социальную значимость, а выявленные нарушения законодательства в области охраны культурного наследия со стороны ответчика, создают угрозу для сохранности объекта культурного наследия, чем нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к культурным ценностям и обеспечение их сохранности.
Представитель третьего лица -Управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края Радышевская В.А. представила отзыв на исковое заявление в котором указывает, что разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия может также осуществляться по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления, собственников или пользователей объектов культурного наследия, правообладателей земельных участков, расположенных в границах зон охраны объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления».
Таким образом, постановление Правительства Российскаой Федерации от 12.09.2015 года № 972 допускает разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия по инициативе и за счет средств органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом изложенного, удовлетворяет исковые требования прокурора.
На основании вышезложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Лабинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лабинского городского поселения Лабинского района, о возложении обязанности разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия в порядке ст. 45 ГПК РФ, - удовлетворить.
Обязать администрацию Лабинского горского поселения Лабинского района в течение 8 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать проекты зон охраны объектов культурного наследия:
1. Дом жилой купца К.Я. Сушкова, где размещался волостной комитет РКСМ, 1870-е годы, 1921-1922 года,Россия, <...> литер А###
2. Дом доходный купца К.Я. Сушкова, начало ХХ века, Россия, <...>, литер А, А1, ###;
3. Мемориал на месте, где председатель ВЦИК М.И. Калинин вручал за ратные подвиги Красное знамя ВЦИК бойцам 1-й Конной армии, 1922 г., <...>, ###;
4. Могила полковника Ф,И.О.6 (1883-1948), комдива 14-й дивизии 1-й Конной армии, Россия, <...>, ###;
5. Братское кладбище 1316 мирных жителей и советских воинов, погибших в боях с фашистскими захватчиками (9 могил), 1942-1943 годы, Россия, <...>, ###;
6. Памятник В.И. Ленину, <...>, ###;
7. Памятник В.И. Ленину, Россия, <...>, ###.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Лабинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 18 декабря 2023 года.
Судья- Н.М.Чимирис