Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-98/2023 ~ М-54/2023 от 28.02.2023

                                                                                                УИД 60RS0025-01-2023-000102-87

Дело № 2-98/2023

Решение

Именем Российской Федерации

27 марта 2023 года                                           п. Струги Красные

     Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе судьи Богдановой Е. В.,

при секретаре Кучмистовой Е.В.,

с участием истцов Богачевой В. О., Андреевой М. Н., Цветкова Б. В., Платоновой А. И., Батовой Р. И., Архипова Н. С., представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Главы Администрации СП «Марьинская волость» Бармашовой Н.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Богачевой В. О., Андреевой М. Н., Цветкова Б. В., Маклаковой Г. И., Платоновой А. И., Батовой Р. И., Архипова Н. С., Волковой Л. Е. к ООО «Экопром» об обязании отменить плату за сбор и вывоз ТКО за период с 01 сентября 2021 года по 30 ноября 2022 года,

установил:

Жители деревни Сковородка СП «Марьинская волость» Струго-Красненского района Псковской области Богачева В. О., Андреева М. Н., Цветков Б. В., Маклакова Г. И., Платонова А. И., Батова Р. И., Архипов Н. С., Волкова Л. Е. (всего 8 человек) обратились в суд с исковым заявлением к ООО «Экопром» (Псковский филиал) о защите их прав, как потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в котором просили суд обязать ответчика отменить плату за не оказанную им услугу по сбору и вывозу ТКО за период с 01 сентября 2021 года по 30 ноября 2022 года.

В обоснование требований указали, что 07.01.2023 впервые получили квитанции на оплату за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами сразу за весь указанный период. Услуга эта им никогда не оказывалась, площадки для мусорных баков не оборудованы, самих баков нет, мешковой сбор не организован. То есть ООО «Экопром» начислила плату за фактически не оказанную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, по отношению к собственникам жилых домов №№ 7, 8, 15, 26, 28, 33, 50, 64 ООО «Экопром» нарушены требования, предусмотренные для исполнителя услуг Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156.

По этому поводу истцы обращались в прокуратуру, и был получен ответ, из которого следует, что их претензии оправданы.

В судебном заседании истцы Богачева В. О., Андреева М. Н., Цветков Б. В., Платонова А. И., Батова Р. И., Архипов Н. С. исковые требования поддержали, пояснили изложенное.

В судебное заседание истцы Маклакова Г.И. и Волкова Л.Е. не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела без их присутствия.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «Экопром» не явился, предоставил письменные возражения на иск, в котором указал, что услуга по обращению с ТКО оказывается жителям деревни Сковородка с июля 2019 года путем мешкового сбора мусоровозом по доступным улицам деревни по графику – 1 и 3 суббота месяца. В подтверждение надлежащего оказания услуги предоставил суду копии маршрутных листов мусоровозов за период с 04.09.2021 по 21.01.2023, сведения из системы ГЛОНАСС за период с сентября 2022 по январь 2023 года, график вывоза ТКО. Пояснил, что в системе ГЛОНАСС сведения хранятся только в течение 6 месяцев. Поскольку заявок на заключение договора от истцов не поступило, договор считается заключенным с момента начала деятельности регионального оператора по типовой форме, опубликованной в областной газете и на сайте оператора. Полагал, что договор на оказание услуги по обращению с ТКО обладает признаками абонентского договора с особенностями, предусмотренными для данного вида договора Гражданским кодексом РФ.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований – Глава Администрации СП «Марьинская волость» - в судебном заседании выступила на стороне истцов, показала, что график вывоза ТКО из дер. Сковородка имеется, согласован ею, способ сбора ТКО определен, как мешковый. Однако жители деревни жаловались на неоказание им данной услуги.

Выслушав истцов, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, истцы являются владельцами жилых помещений расположенных в деревне Сковородка Струго-Красненского района Псковской области.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах и потреблении) твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) являются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее также - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Частью 5 ст. 30 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей Жилищного кодекса Российской Федерации и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Псковская область осуществила переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами с 01 января 2019 года. Результатом конкурсного отбора региональным оператором по обращению с ТКО на территории Псковской области определено ООО «Экопром», с которым заключены соответствующие соглашения. ООО «Экопром» с 01.01.2019 предоставляет коммунальную услугу по обращению с ТКО по всей территории Псковской области в соответствии с территориальной схемой и региональной программой в области обращения с отходами.

Услуга по обращению с ТКО относится к категории коммунальных услуг, осуществляется на основании договора, в соответствии с Правилами обращения с ТКО, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, а также в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

В соответствии со ст. 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора (ч. 1).

Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (ч. 4).

В соответствии с разделом I(1) Правил обращения с ТКО, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом. Основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п. 8.4).

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (п.8(18).

Как установлено судом, заявок на заключение договора с региональным оператором истцы не подавали. В свою очередь региональным оператором доступными для граждан способами (в газете «Псковская правда» и на официальном сайте в интернете) опубликован типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, который и является основанием для возникновения отношений между истцами и ответчиком.

В соответствии с Типовым договором региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

До установки контейнеров Администрацией СП «Марьинская волость» по согласованию с региональным оператором определен способ накопления ТКО жителями деревни Сковородка - мешковый; согласован график вывоза отходов, размещенный на сайте регионального оператора по обращению с ТКО в интернете (первая и третья суббота месяца).

Способ сбора ТКО в пакеты (мешки) не противоречит требованиям п.10 «Правил обращения с ТКО» и п. 3.1 «Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Псковской области», утвержденного Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29.12.2018 № 129-ОД.

Согласно указанным нормам в соответствии с договором накопление ТКО может осуществляться собственниками в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Потребителями могут использоваться иные пакеты или другие емкости (мешки, пластиковые или металлические баки), отвечающие техническим требованиям, установленным региональным оператором (объем, материал и прочее).

Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Также согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Таким образом, обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.

Из анализа законодательства Российской Федерации следует, что и обязанность доведения до населения информации о создании мест (площадок) накопления ТКО, включая информацию о месте их расположения в сельском поселении, лежит также на органах местного самоуправления.

Отсутствие надлежащего оповещения истцов о местах вывоза ТКО с использованием пакетов со стороны органа местного самоуправления не может рассматриваться как обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии договора на обращение с ТКО между истцами и ответчиком.

Действующее правовое регулирование определяет гражданско-правовую природу отношений по предоставлению коммунальных услуг и предполагает, что оплате подлежат только полученные коммунальные услуги, включая услуги по обращению с ТКО. Соответственно, региональный оператор вправе начислять плату и определять задолженность только при условии фактического и надлежащего оказания услуг по вывозу коммунальных отходов.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» исполнитель обязан оказать услугу, качество которой соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать услугу, соответствующую обычно предъявляемым требованиям. За некачественно оказанную услугу, не предоставление услуги Федеральным «Законом о защите прав потребителей» для исполнителя предусмотрена ответственность.

Рассмотрев доводы истцов о том, что услуга по обращению с ТКО им ответчиком в период с 01.09.2021 по 30.11.2022 не оказывалась, суд находит их ничем не обоснованными. В то же время ответчиком представлены суду копии листов маршрутных журналов с информацией об осуществлении вывоза ТКО из деревни Сковородка за весь спорный период (с 01.09.2021 по 30.11.2022). Также суду представлены сведения ГЛОНАСС за период с сентября 2022 по январь 2023 года.

Правилами обращения с ТКО с 01.01.2018 предусмотрено транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, оснащенных аппаратурой спутниковой навигации (п.27).

В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) твердых коммунальных отходов. Такой журнал может вестись в электронном виде (п.30).

Согласно представленным маршрутным журналам мусоровоз посещал деревню Сковородка в установленные графиком дни, в них имеются сведения о количестве собранных мешков с отходами.

У суда нет оснований не доверять указанным доказательствам ответчика подтверждающим, что с 01.09.2021 по 30.11.2022 услуга по обращению с ТКО оказывалась жителям деревни Сковородка путем мешкового сбора в соответствии с графиком вывоза. При этом мешковый сбор осуществлялся путем проезда мусоровоза по доступным улицам деревни.

Как следует из материалов дела, истцы 12.01.2023 обращались в прокуратуру с заявлением о проверке законности выставленных им счетов за не оказанную услугу по обращению с ТКО. В соответствии с требованием прокуратуры Псковской области Комитетом по региональному контролю и надзору Псковской области 30.01.2023 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Экопром», в ходе которой в деятельности ООО «Экопром» выявлено нарушение требований законодательства об оказании услуг по обращению с ТКО, то есть наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ. Однако Постановлением Комитета по региональному контролю и надзору Псковской области от 27.02.2023 №АПН72-01-007/2023 производство по делу в отношении ООО «Экопром» прекращено в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

В силу ст. 10 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушения прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

Статья 22 данного Закона определяет, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Истцами не представлены надлежащие доказательства самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарное законодательство, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, на основании которых суд мог бы сделать вывод о том, что истцы не пользовались услугой по вывозу отходов, предоставляемой ответчиком.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В силу статей 153 - 155 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора, у собственника - с момента возникновения права собственности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

Согласно п.4 ст. 24.10 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 148(30) Правил № 354, размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определ.яется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № 2 к. настоящим Правилам предоставления коммунальных услуг, составляющей которой является значение количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении.

Согласно п. 148(25) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Исходя из изложенного, в обязанность истцов входит оплата оказанной им услуги по обращению с ТКО с момента начала оказания этой услуги – с 01.09.2021.

Истцами предоставлены квитанции на оплату услуги по обращению с ТКО, полученные ими от ООО «Экопром» 07.01.2023 (л. д. 11-14) с указанием суммы стоимости услуг за период с 01.09.2021 по 30.1.2022. Указанное обстоятельство является нарушением п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, согласно которому плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата. Однако данное обстоятельство не является основанием для освобождения истцов от оплаты услуг.

Несогласие истцов с выставленными счетами в части суммы, рассчитанной из не соответствующего действительности количества проживающих в жилом помещении лиц, может быть урегулировано путем обращения истцов к ответчику с заявлениями о перерасчете, с приложением документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение и количество проживающих в них лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Богачевой В. О., Андреевой М. Н., Цветкова Б. В., Маклаковой Г. И., Платоновой А. И., Батовой Р. И., Архипова Н. С., Волковой Л. Е. к ООО «Экопром» оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть принесена апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 31.03.2023.

Судья                                        Е. В. Богданова

2-98/2023 ~ М-54/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Андреева Марина Николаевна
Байкова Раиса Ивановна
Архипов Николай Сергеевич
Богачева Валентина Олеговна
Платонова Антонина Ильинична
Малкова Галина Ивановна
Цветков Борис Васильевич
Волкова Людмила Егоровна
Ответчики
ООО "ЭКОПРОМ"
Другие
Администрация СП "Марьинская волость"
Суд
Стругокрасненский районный суд Псковской области
Судья
Богданова Елена Васильевна
Дело на сайте суда
strugokrasnensky--psk.sudrf.ru
28.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.02.2023Передача материалов судье
02.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.05.2023Дело оформлено
05.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее