21RS0017-02-2023-000104-72
Дело № 12-2256/2023
РЕШЕНИЕ
... 20 июня 2023 года
Судья Вахитовского районного суда г. ФИО2 ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтедобывающей и горной промышленности Приволжского управления Ростехнадзора ... от ... о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главного инженера ... ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Приволжского управления Ростехнадзора ... от ... Д.Е. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и повергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Д.Е. ФИО1 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, считает его не законным и необоснованным, изложив свои доводы.
В судебном заседании Д.Е. ФИО1 и его представитель ФИО3 доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объёме, просили исключить из обжалуемого постановления вменяемые правонарушения, изложенные в пунктах 1,3,4,6.
Представители приволжского управления Ростехнадзора в судебном заседании удовлетворению жалобы возражали, приведя соответствующие доводы.
Выслушав лиц, явившихся на судебное заседание, изучив доказательства, имеющиеся в материалах административного дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию 1 к указанной статье под грубым нарушением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов понимается нарушение требований промышленной безопасности, приведшее к возникновению непосредственной угрозы жизни или здоровью людей.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона от ... N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ... N 505 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых", которые устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на объектах ведения горных работ и переработки негорючих, твердых полезных ископаемых.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от ... N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Закон) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 Закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от ... N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных Законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 Закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 Закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Как видно из материалов дела, ... осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов I класса опасности: «Гипсово-ангидритовый рудник», расположенных по адресу: Чувашская Республика, ... км, ....
На основании Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», части 5 статьи 16 Федерального закона от ... №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», и приказа руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от 30.12.2022г. №ПР-290-1510-о «Об утверждении графика проведения контрольных надзорных действий по осуществлению постоянного государственного надзора» в отношении ... была проведена проверка соблюдения требований законодательства промышленной безопасности опасных производственных объектов.
По результатам проверки ... составлен протокол ..., согласно которому главным инженером ФИО8 допущены нарушения требований правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ... N 505, а именно:
- пожарные трубопроводы эксплуатируются как оросительные;
- отсутствует инструкция по эксплуатация локальной системы оповещения;
- не обеспечена подготовка и аттестация работников в области промышленной безопасности, а именно: отсутствует аттестация главного инженера Д.Е. ФИО1 по областям аттестации Б.9.3, Б.9.4;
- укладка магистральных трубопроводов и их оборудование не осуществлены по проекту, а участковых – по схемам и паспортам, утвержденным техническим руководителем объекта;
- пожарный кран ПК 14 не присоединен к пожарному трубопроводу на опасном производственном объекте;
- не осуществляется техническое обслуживание и не вносятся сведения о техническом обслуживании насосов центробежных 1Д315-71а в «Сведения о техническом обслуживании насоса» паспорта насоса;
- отсутствует индикация состояния на пускателе рудничном Р-63 на вспомогательных вентиляторах главного проветривания.
Выявленные нарушения послужили основанием для привлечения главного инженера Общества с ограниченной ответственностью ФИО9. ФИО1 ... постановлением должностного лица Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20000 руб.
Фактические обстоятельства вменяемого Д.Е. ФИО1 административного правонарушения подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в числе которых: приказ руководителя Приволжского управления Ростехнадзора от 30.12.2022г. №ПР-... утверждении графика проведения контрольных надзорных действий по осуществлению постоянного государственного надзора» в отношении ФИО10 протокол ... от ..., из которого следует, что факт совершения административного правонарушения Д.Е. ФИО1 не оспаривал, требование о представлении документов, предписание ..., приказ ...П от 15.01.2021г., технический проект, фотоматериалы, пояснения Д.Е.ФИО1 и его представителя, которые в ходе судебного заседания выражали несогласие только с нарушениями, указанными в пунктах 1, 3, 4, 6 оспариваемого постановления, остальные нарушения ими не оспаривались и иными представленными в дело доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Приволжского управления Ростехнадзора фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
К тому же, в судебном заседании представителями Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору даны исчерпывающие письменные объяснения, из которых следует, что все перечисленные в постановлении нарушения имели место быть и на момент проведения проверки никак не были устранены.
Доводы заявителя об отсутствии в его действиях нарушений, которые вменяются ему пунктами 1,3,4 и 6 обжалуемого постановления, суд считает несостоятельными по следующим основаниям.
Пункт 12.3.6 «Подземный противопожарный трубопровод», на который ссылается Д.Е. ФИО1 в своей жалобе не подтверждает возможность применения и использования противопожарного трубопровода как оросительного.
Применение и использование противопожарного трубопровода как оросительного также не предусмотрено проектной документацией, не указаны дополнительные требования к такому трубопроводу, отмеченные в пункте 541 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых», утвержденных приказом Ростехнадзора от ... ..., а именно:
- параметры сети пожарно-оросительного трубопровода должны быть обоснованы гидравлическим и технико-экономическим расчетами в проектной документации.
- сеть пожарно-оросительного трубопровода в подземных выработках должна состоять из магистральных и участковых линий, диаметр магистральных линий независимо от расчета на пропускную способность должен быть не менее 100 мм;
- пожарно-оросительные трубопроводы оборудуются распределительными и регулирующими давление устройствами, которые должны быть последовательно пронумерованы и нанесены на схему водопроводов с указанием порядка их применения;
- отключение отдельных участков пожарно-оросительного трубопровода осуществляется с письменного разрешения руководителя объекта.
Следовательно, нарушение, указанное Управлением в данном пункте, обосновано.
Кроме этого, необходимость аттестации работников опасных производственных объектов в области промышленной безопасности обоснована требованием пункта 1 статьи 9 ФЗ № 116-ФЗ, из которого следует, что организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.
Из пункта 2 «Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ... ..., следует, что аттестацию проходят инженерно-технические работники, осуществляющие профессиональную деятельность, предусмотренную пунктом 1 статьи 14.1 ФЗ 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В пункте 1 статьи 14.1 ФЗ № 116-ФЗ указано, что работники, в том числе, руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасных производственных объектов, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасных производственных объектов (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Так же, укладка магистральных трубопроводов и их оборудование должны осуществляться по проекту, а участковых - по схемам и паспортам, утвержденным техническим руководителем объекта, согласно пункту 139 Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых (приказ Ростехнадзора от ... ...).
По проекту, трассы магистральных трубопроводов должны быть оборудованы приборами контроля давления, устройствами аварийного сброса закладочной смеси и воды, телефонной (радио) связью с оператором закладочного комплекса и диспетчером шахты. Проектом определяется схема промывки закладочного трубопровода для ликвидации пробок.
В соответствии с пунктами 7, 15, 16 должностной инструкции главного инженера ФИО11.ФИО12 ФИО4:
- осуществляет контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины, правил и норм по охране труда, промышленной, экологической безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности, требований природоохранных, санитарных органов, а также органов, осуществляющих горный и технический надзор;
- руководит деятельностью всех технических служб общества, контролирует результаты их работы, состояние трудовой и производственной дисциплины в подчиненных подразделениях;
- осуществляет производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Между тем, как следует из материалов дела, должностными лицами Приволжского управления Ростехнадзора в ходе проверки истребован паспорт насосов центробежных 1Д315-71а. В сведениях о техническом обслуживании насоса записей нет. Следовательно, не представляется возможным определить периодичность технического обслуживания насосов.
Приволжским управлением Ростехнадзора было направлено письмо в адрес Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о разъяснении порядка применения пунктов 44-64 раздела III «Требования к зданиям, сооружениям, техническим устройствам и промышленным площадкам объектов ведения горных работ и переработки полезных ископаемых» федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (приказ Ростехнадзора от ... ...) в части применения пунктов для установления нарушений касаемо зданий, сооружений, технических устройств и промышленным площадкам, находящихся в шахтах, подземных выработках.
От Ростехнадзора поступил ответ, в котором указанные выше пункты распространяются на технические устройства, промышленные площадки, а также производственные здания и сооружения объектов ведения открытых и подземных горных работ, переработки полезных ископаемых.
Согласно пункту 58 Правил безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых (приказ Ростехнадзора от ... ...) Эксплуатация, обслуживание, ремонт технических устройств, их монтаж и демонтаж должны производиться в соответствии с руководством по эксплуатации, техническими паспортами (формулярами) и другой документацией заводов-изготовителей. Нормируемые заводами-изготовителями технические характеристики должны выдерживаться на протяжении всего периода эксплуатации технических устройств. Внесение изменений в конструкцию технических устройств должно осуществляться по согласованию с заводом-изготовителем. При отсутствии завода-изготовителя КАВС после внесения изменений в конструкцию технического устройства оно подлежит экспертизе промышленной безопасности для подтверждения соответствия его требованиям промышленной безопасности.
Таким образом, доводы заявителя о несогласии с нарушениями, изложенными в пунктах 1,3,4 и 6 постановления Приволжского управления Ростехнадзора ... от ..., суд находит надуманными и основанными на неверном толковании законодательства в области промышленной безопасности.
Исходя из вышеизложенного, в действиях (бездействии) Д.Е. ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление Приволжского управления Ростехнадзора по делу об административном правонарушении в отношении указанного лица составлено уполномоченным лицом, административное дело в отношении него рассмотрено уполномоченным органом, текст обжалуемого постановления соответствует требованиям Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Д.Е. ФИО1 вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Д.Е. ФИО1 в размере, предусмотренной санкцией части 1 статьи 9.1 КоАП РФ с учетом его личности, обстоятельств дела и характера административного правонарушения. ФИО5 ФИО1 административное правонарушение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, занятым на производстве, а равно третьим лицам, объектам животного и растительного мира, окружающей среде в случае возникновения аварийной ситуации. Менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Существенная угроза общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате совершения административного правонарушения, а в пренебрежительном отношении Д.Е. ФИО1 к исполнению своих обязанностей при осуществлении деятельности на опасном производственном объекте.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения постановления не усматривается.
Оснований для признания ФИО5 ФИО1 административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит оставлению без изменения, настоящая жалоба Д.Е. ФИО1 - отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора Межрегионального отдела по надзору за объектами нефтедобывающей и горной промышленности Приволжского управления Ростехнадзора ... от ... о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ в отношении должностного лица – главного инженера ФИО13 ФИО1 – оставить без изменения.
Жалобу ФИО1 на данное постановление – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения
или получения копии решения через Вахитовский районный суд ...
в Верховный суд Республики Татарстан.
Судья ФИО6