11RS0002-01-2023-002647-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 7 ноября 2023 года
Воркутинский городской суд Республики Коми, в составе председательствующего судьи Машковцевой Е.В.
при секретаре Имамеевой Т.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2715/2023 по иску Козьминой В.Н. к администрации муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья,
установил:
Козьмина В.Н. обратилась с иском к ответчику администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (далее администрация МО ГО «Воркута») о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учёт 07.05.1997 по категории «пенсионеры»; о возложении обязанности включить в списки граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с датой постановки на учет 07.05.1997 по категории «пенсионеры».
В обоснование иска указала, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 24.04.2020 (протокол №14) снята с учета в связи с тем, что в ее собственности имеется жилое помещение за пределами РКС – 1/8 доли в праве общей долевой собственности, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 50,6 кв. м. в период с 22.04.2015 по 08.06.2015, что ниже учетной нормы.
Истец в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, дело просила рассмотреть в свое отсутствие.
Представитель ответчика администрации МО ГО «Воркута» и представитель третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, дело просили рассмотреть в свое отсутствие. До судебного заседания ответчиком представлен отзыв, суть которого сводится к тому, что приобретя жилое помещение за пределами районов Крайнего Севера, истец перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено без участия сторон и третьего лица.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, Козьмина В.Н. согласно ее заявлению от 07.05.1997 была поставлена в очередь на получение жилья за пределами г. Воркуты с заявленным составом семьи 4 человек.
Согласно протоколу №14 заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации МО ГО «Воркута» от 24.04.2020, утвержденного постановлением администрации МО ГО «Воркута» №553 от 27.04.2020 истец была снята с учета граждан имеющих право на получение социальных выплат с датой постановки на учет 29.05.1997 в соответствии с п.21 «в» Постановления Правительства РФ от 10.12.2002 №879, в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений, а именно имела в собственности жилье (1/8 доля в праве) общей площадью 50,6 кв.м по адресу: Кемеровская обл, <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство.
В соответствии со ст.1 Федерального Закона от 25.10.2002 год № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют в том числе, инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет.
Таким образом, по общему правилу право гражданина на получение жилищной субсидии определяется временем прибытия в районы Крайнего Севера (не позднее 1 января 1992 года), продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (не менее пятнадцати календарных лет), отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации.
В отношении инвалидов I и II групп, к категории которых относиться истец, условие о продолжительности стажа: не менее пятнадцати лет не применяется, вместе с тем наличие стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях является обязательным.
Исходя из анализа как статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели, следует, что сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, если и после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» принято Постановление Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Действующее с 01.01.2003 Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв.Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на приобретение (строительство) жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Пунктом 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 №879 определено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в ряде случаев, включая такие как: в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; д) приобретение (строительство) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам.
Необходимо учитывать, что снятие с учета по названному основанию возможно при предоставлении гражданином не любых недостоверных сведений, а лишь тех, предоставление которых преследовало цель создания искусственного мнения о наличии определенного права, требующего участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении его жильем.
Администрация МО ГО «Воркута» проводит перерегистрацию граждан, во время которой гражданин обязан подтвердить своё право состоять на учете на получение субсидии (социальной выплаты) или представить документы об изменившихся обстоятельствах.
При этом снятие гражданина с учета - не право, а обязанность соответствующего органа.
Нормами статьи 1 Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ и п.п. «з» п.5 Правил, предусмотрено, что право на получение субсидий имеют граждане, наряду с наличием иных условий, которые не имеют жилья в других регионах Российской Федерации или нуждаются в его улучшении, и не получившие субсидии на эти цели. Т.е. сохранение права за гражданином состоять в очереди на получение социальной выплаты возможно при условии, если и после приобретения жилья на собственные средства, гражданин при этом остался нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Кроме этого, анализ Федерального закона от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879, свидетельствует о том, что члены семьи гражданина учитываются при постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат, а также при определении размера данной выплаты.
По смыслу указанных выше законодательных и нормативных актов граждане, состоящие на учете, обязаны представлять в орган, осуществляющий учет, сведения и документы, подтверждающие, что состояние нуждаемости не прекратилось, а уполномоченные органы вправе требовать представления соответствующих сведений, а также проверять наличие указанных обстоятельств.
Из приведенных выше норм, суд проверяет наличие нуждаемости в улучшении жилищных условий истца и членов его семьи, начиная с момента постановки на учет, то есть с 07.05.1997.
Судом установлено, что Козьмина В.Н. являлась собственником 1/8 части жилого помещения, расположенного по адресу: Кемеровская обл, <адрес>, в размере 1/8 доли в праве общей площадью 50,6 кв.м на основании свидетельства о праве на наследство от 07.11.2012. Право собственности прекращено 08.06.2015.
Согласно ч.4,5 ст.50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Калтанского городского Совета народных депутатов от 21.09.2005 № 319 на территории г. Калтан установлена учетная норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма - 13 кв.м общей площади на одного члена семьи из двух человек и более, 26 кв.м на одиноко проживающего, в период с 2005 года и по 28.02.2018; с 28.02.2018 по 28.09.2022 - 13 кв.м общей площади на одного члена семьи из двух человек и более, 28 кв.м на одиноко проживающего, с 28.09.2022 по настоящее время 26 кв.м на одиноко проживающего.
Соответственно, после вступления в наследство Козьминой В.Н. в виде жилого помещения по адресу: Кемеровская обл, <адрес>, в размере 1/8 доли в праве общей площадью 50,6 кв.м, она не перестала быть нуждающейся в жилом помещении, поскольку ее доля составляла 6,325 кв.м, что менее установленной учетной нормы 13 кв.м.
Таким образом, нахождение в собственности такого объекта у Козьминой В.Н. не лишало ее права состоять на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Согласно записям в трудовой книжке истца, на дату постановки (07.05.1997) у Козьминой В.Н. имелась непрерывная трудовая деятельности в г.Воркуте с 03.05.1982.
Установив, что площадь принадлежащего Козьминой В.Н. жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера менее учетной нормы, суд приходит к выводу о том, что состояние нуждаемости в жилье у истца не прекратилось, в связи с чем не имелось оснований для снятия ее с учета на получение социальной выплаты в связи с наличием жилья за пределами районов Крайнего Севера.
С учетом установленных обстоятельств, суд находит требования истца о восстановлении ее в список граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с датой постановки на учет 07.05.1997 по категории «пенсионеры» обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковые требования Козьминой В.Н. удовлетворить.
Признать право Козьминой В.Н. на получение социальной выплаты на приобретение жилья за пределами районов Крайнего Севера с датой постановки на учёт 07.05.1997 по категории «пенсионеры».
Возложить на администрацию муниципального образования городского округа «Воркута» включить Козьмину В.Н. в списки граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с датой постановки на учет 07.05.1997 по категории «пенсионеры».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда, то есть 14.11.2023.
Председательствующий Е.В.Машковцева