УИД: 91RS0№-34
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 августа 2023 года пгт. Ленино
Ленинский районный суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Ермаковой Н.А.,
при секретаре ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в пгт. Ленино Республики Крым гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> Республики Крым в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФИО5 сельского поселения <адрес> Республики Крым, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Крым обратился в Ленинский районный суд Республики Крым с указанным выше иском, в котором ссылается на следующие обстоятельства.
<адрес> проведена проверка исполнения ФИО5 сельского поселения <адрес> Республики Крым требований законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг в части полноты принимаемых мер по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме. Распоряжением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О некоторых вопросах, связанных с переходом на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в 2022 году» (далее по тексту - Распоряжение №-р) утвержден план-график перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде на 2022 год. В соответствии с планом-графиком к Распоряжению №-р датой свершения работы по переводу следующих муниципальных услуг: «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования» и «Постановка граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно» в электронный вид указан IV квартал 2022 года. Проведенной проверкой установлено, что ФИО5 сельского поселения <адрес> Республики Крым предоставляются следующие муниципальные услуги: «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования» и «Постановка граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно». Мониторингом сети «Интернет» установлено, что на официальном сайте https//gosuslugi82.ru/ в нарушение Распоряжение №-р, ФИО5 сельского поселения <адрес> не переведены в электронный вид муниципальные услуги: «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования» и «Постановка граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно». Отсутствие возможности получения муниципальных услуг в электронной виде создает административные барьеры для реализации прав граждан и влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, в целом не соответствует действует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе по повышению качества доступности муниципальных услуг. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в адрес главы ФИО5 сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены. В связи с изложенным, прокурор просит обязать ФИО12 сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев устранить нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а именно: обеспечить возможность предоставления в электронной форме следующих муниципальных услуг: «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования» и «Постановка граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно», а также обязать в течение 6 месяцев разместить на Едином портале государственных и муниципальных услуг актуальную информацию об оказываемой муниципальной услуге ««Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования» и «Постановка граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно».
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым,
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Республики Крым ФИО8 исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме.
ФИО2 сельского поселения <адрес> Республики Крым явку представителя в судебное заседание не обеспечил, возражений не представил.
Третье лицо - Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, явку представителя в судебное заседание не обеспечили, надлежаще извещены. В суд поступило ходатайство о рассмотрении дела без их участия, подали в суд отзыв и дополнительные пояснения, согласно которым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заявка на подключение ФИО5 сельского поселения <адрес> Республики Крым для подключения в электронном виде муниципальных услуг не поступала.
Суд, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц в судебное заседание.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, дав оценку доказательствам по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации.
На основании абз. 3 ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон № 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме -предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе, осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме.
К правам граждан в соответствии со ст. 5 Закона №210-ФЗ относятся получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, а также получения государственных и муниципальных услуг з электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В силу ч. 1 ст. 10 Закона №210-ФЗ при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме осуществляются предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной и муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом, иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Пунктом 1 части 4 статьи 29 Закона №210-ФЗ предусмотрено, что переход на оказание публичных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утвержденными соответственно Правительством Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами сетного самоуправления в электронном виде, в том числе, в рамках полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 Распоряжения 1993-р органам местного самоуправления рекомендовано при переходе на предоставление первоочередных г: су дарственных и муниципальных услуг в электронном виде, предусмотренных приложениями № и 1(1) к настоящему распоряжению, руководствоваться этапами переходу на предоставление услуг (функций) в электронном виде согласно приложению №.
Реализация мероприятий по переводу государственных и муниципальных услуг в электронную форму производится с целью реализации мероприятий регионального проекта «Цифровое государственное управление» входящего в состав национального проекта «Цифровая экономика».
Постановлением Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена Государственная программа Республики Крым «Информационное общество», в состав которой входит Подпрограмма 4 Электронное Правительство Республики Крым».
Ключевыми направлениями развития «Электронного Правительства Республики Крым» и информационного общества в <адрес> являются реорганизация предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде, организация межведомственного и межуровневого взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг функций).
В соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 29 Закона № 210-ФЗ предусмотрено, что переход на оказание публичных услуг в электронной форме осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Распоряжением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №-р О некоторых вопросах, связанных с переходом на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде в 2022 году» утвержден план-график перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде на 2022 год (л.д. 12-14).
Как установлено судом, прокуратурой <адрес> Республики Крым проведена проверка исполнения ФИО5 сельского поселения <адрес> Республики Крым требований законодательства в сфере предоставления государственных и муниципальных услуг в части полноты принимаемых мер по предоставлению муниципальных услуг в электронной форме
По результатам проверки, мониторингом сети «Интернет» установлено, что на официальном сайте https//gosuslugi82.ru/ ФИО5 сельского поселения <адрес> Республики Крым не переведены в электронный вид муниципальные услуги: «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования» и «Постановка граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно».
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения проверки исполнения федерального законодательства в адрес главы ФИО5 сельского поселения <адрес> Республики Крым заместителем прокурора <адрес> Республики Крым вынесено Представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере предпринимательства (исх. №). Проверкой установлены нарушения требований законодательства на предоставление муниципальных услуг в электронной форме (л.д. 6-9).
По результатам рассмотрения Представления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 сельского поселения <адрес> Республики Крым в адрес <адрес> Республики Крым дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, согласно которому ФИО6 будет проведена работа по устранению допущенных нарушений. За допущенные нарушения законодательства к заместителю главы ФИО6 ФИО9 применено дисциплинарное взыскание в виде замечания (л.д. 10-11).
Исследовав и оценив все представленные по делу доказательства, суд приходит выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по совершению конкретных мер для устранения нарушений требований законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Срок исполнения обязанности по устранению выявленных нарушений определяется судом исходя из характера выявленных нарушений и комплекса мероприятий, необходимых для их полного устранения.
Таким образом, учитывая, что отсутствие у неопределенного круга лиц возможности получения муниципальных услуг в электронной форме создает административные барьеры для реализации прав граждан и влечет нарушение прав субъектов предпринимательской деятельности, предусмотренных законодательством о предоставлении муниципальных услуг, исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Крым удовлетворить.
Обязать ФИО15 сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев устранить нарушения законодательства о предоставлении государственных и муниципальных услуг, а именно: обеспечить возможность предоставления в электронной форме следующих муниципальных услуг: «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования» и «Постановка граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно».
Обязать ФИО16 сельского поселения <адрес> Республики Крым в течение 6 месяцев разместить на Едином портале государственных и муниципальных услуг актуальную информацию об оказываемой муниципальной услуге «Переоформление прав или завершение оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования» и «Постановка граждан на учёт в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Ленинский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Н.А. Ермакова