Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-77/2023 от 12.01.2023

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

27 февраля 2023 года <адрес>

Судья Куйбышевского районного суда <адрес> Смертина Т.М.,

с участием защитника ООО «<данные изъяты>» - <ФИО>2 (по доверенности от <дата>),

рассмотрев материалы дела <номер> по жалобе защитника ООО «<данные изъяты>» <ФИО>2 на постановление главного специалиста - эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>, а также по <адрес> в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния <адрес> <ФИО>4<номер> от <дата> по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1, 8.5, частью 1 статьи 8.50, частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>»; ИНН <номер>, ОГРН <номер>; юридический адрес: <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением главного специалиста - эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>, государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>, а также по <адрес> в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния <адрес> <ФИО>4<номер> от <дата> ООО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.5, частью 1 статьи 8.50, частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, защитник ООО «<данные изъяты>» <ФИО>2 обратился в суд с жалобой на постановление, в обоснование доводов которой указал, что считает постановление № <номер> от <дата> незаконным и необоснованным в части признания его виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, по следующим основаниям.

В соответствии с Постановлением ООО «<данные изъяты>» не исполнена обязанность по отнесению образованного отхода производства и потребления к конкретному классу опасности, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ - неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения. ООО «<данные изъяты>» с указанным выводом не согласно ввиду следующих обстоятельств.

Отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ - неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения.

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», (далее - Закон об отходах) на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

ООО «<данные изъяты>» в <дата> году при возникновении аналогичного инцидента, в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Закона об отходах, на образованный отход при ликвидации нефтяного загрязнения окружающей среды - «Грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)», разработан паспорт отходов. Тем самым, осуществлено отнесение данного отхода к конкретному классу опасности, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дата> <номер> «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», действовавшим на тот момент. Так, был разработан и утвержден паспорт отходов I-IV классов опасности на отход: «Грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)» имеющий IV класс опасности, ФККО <номер> (прилагается). В данном паспорте отходов также указан процесс, в результате которого образовался отход - ликвидация нефтяных загрязнений окружающей среды.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона об отходах, подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

По итогам рассматриваемого в данном случае инцидента, произошедшего на скважине <номер> кустовой площадки <номер> Аянского (Западного) лицензионного участка <дата>, в результате ликвидации нефтяного загрязнения окружающей среды, также образован отход - «грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктами менее 15%)», код по ФККО <номер>, в объеме 25 м3. Данный отход был передан ООО «<данные изъяты>» <дата> в объеме 25 м3, что подтверждается актом сдачи-приемки отходов за <дата> года.

Действующим законодательством в области обращения с отходами производства и потребления не установлены требования о необходимости повторного подтверждения отнесения к конкретному классу опасности отходов, образованных в рамках одно и того же производственного процесса.

Согласно пункту 1 статьи 14 Закона об отходах юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В целях реализации пункта 1 статьи 14 Закона об отходах Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 утвержден Порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности (далее - Порядок).

Данный Порядок устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальные органы Росприроднадзора) документов и материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242.

Из анализа приведенных выше норм, следует, что обязанность по осуществлению отнесения соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения, распространяется исключительно на отходы, не включенные в Федеральный классификационный каталог отходов.

Учитывая, что образованный в данном случае отход «Грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)» имеющий IV класс опасности, включен в Федеральный классификационный каталог отходов и на него разработан соответствующий паспорт отходов, Постановление по части 9 статьи 8.2 Ко All РФ вынесено неправомерно в отсутствии состава правонарушения.

Как следует из Постановления, в ходе проведения проверки, <дата> был осуществлен осмотр скважины <номер> кустовой площадки <номер> <адрес> и прилегающей территории, в результате которого установлено отсутствие загрязнения грунта нефтепродуктами и иными загрязняющими веществами. Отходы в виде грунта, загрязненного нефтепродуктами, образованные в результате произошедшего инцидента в объеме 25 м3 переданы ООО «<данные изъяты>» для дальнейшей утилизации. Отборы проб образованного отхода административным органом не производились ввиду его отсутствия на момент осмотра.

Учитывая изложенное у Административного органа отсутствуют достоверные доказательства о фактическом наличии какого-либо отхода в виде грунта, загрязненного нефтепродуктами, образованного в результате произошедшего инцидента. Есть лишь косвенные доказательства в виде письма ООО «<данные изъяты>» и иных пояснений, подтверждающего лишь прием отхода «Грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)» имеющий IV класс опасности в объеме 25 м3, в данном документе отсутствует сведения о месте образования отхода (данный грунт, гипотетически, мог быть образован, например, в результате планировки кустовой площадки и т.п.).

Таким образом, административным органом ставится под сомнение факт образования отхода, имеющего IV класс опасности в виде - «Грунта, загрязненного нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)», вместе с тем, отсутствуют доказательства, подтверждающие факт образования какого-либо другого отхода.

Заявитель также считает, что постановление является незаконным и необоснованным, в части признания его виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, поскольку отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ. В соответствии с Постановлением ООО «<данные изъяты>» несвоевременно оповестило Управление о произошедшем инциденте, а также представлена неполная информация об инциденте.

В соответствии с пп. 1, п. 14 ст. 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатирующая организация при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов обязана, среди прочего, обеспечить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, оповещение о факте разлива нефти и нефтепродуктов федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, на которой произошел разлив нефти и нефтепродуктов.

Согласно п. 25 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и" нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451 (далее- Правила), по каждому факту разлива нефти и нефтепродуктов эксплуатирующая организация незамедлительно обязана оповестить, в том числе, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект эксплуатирующей организации. При этом ни указанными Правилами, ни иными нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей среды не дано нормативного толкования термину «незамедлительно».

Учитывая существо властно-публичных правоотношений, возникающих при осуществлении государственного и муниципального контроля (надзора), а также декларируемый Российской Федерацией принцип необходимости защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении такого контроля (надзора), произвольное и субъективное правоприменение указанной нормы со стороны органов исполнительной власти и иных уполномоченных лиц влечет явное нарушение прав и законных интересов указанных лиц. В указанной ситуации не подвергаемого сомнению правового пробела и правовой неопределённости, а также в целях защиты прав и законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по аналогии права должны быть применены нормы, регулирующие сходные правоотношения.

В частности, согласно пункта 5 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (утв. Приказ Ростехнадзора от 08.12.2020 №503) уведомление органов исполнительной власти об авариях и инцидентах должно быть осуществлено эксплуатирующей организацией в течение 24-х часов с момента возникновения аварии или инцидента.

ООО «<данные изъяты>» после получения достоверной и полной информации об инциденте, произошедшем <дата> на скв.<номер> КП-<номер> <адрес> участка недр, в течение 24-х часов с момента его возникновения в адрес территориального органа Росприроднадзора было направлено соответствующее уведомление о произошедшем инциденте (вх. <номер> от <дата>).

Таким образом, считает, что ООО «<номер>» своевременно оповестило Межрегиональное Управление Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> о произошедшем инциденте.

В Постановлении в качестве неполноты представленных сведений указано, что согласно пункту 26 Правил, в строке «Дата и время инцидента» содержится неполная информация - не указано время (местное); отсутствуют сведения о принимаемых эксплуатирующей организацией мер с указанием количества сил и средств, используемых для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов.

В сообщении об инциденте, направленном в территориальный орган Росприроднадзора (вх. <номер> от <дата>) в строке «Дата и время инцидента» было указано время московское, без указания дополнительно местного времени, как предусмотрено пунктом 26 Правил, но вместе с тем, позволяет определить местное время путем простого математического вычисления (+5 часов), не влечет никаких негативных последствий.

По вопросу об отсутствии сведений о принимаемых эксплуатирующей организацией мер с указанием количества сил и средств, используемых для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, поясняют, что при направлении сведений в Территориальный орган Росприроднадзора, по инциденту разлив нефтепродуктов был уже локализован и ликвидирован, то есть отсутствовала актуальность данных сведений. Так как данная информация необходима для определения достаточности сил и средств, используемых в процессе ликвидации разлива нефтепродуктов.

Как указано в Постановлении, данное мероприятие, предусмотренное пунктом 25 Правил (оповещение) Территориального органа Росприроднадзора, направлено в первую очередь на недопущение перехода инцидента (аварии) в чрезвычайную ситуацию и необходимо для целей принятия срочных и эффективных мер по охране окружающей среды.

Учитывая вышеизложенное, полагает ООО «<данные изъяты>» предприняты все необходимые меры, предусмотренные Правилами в достижении вышеуказанной цели.

С учетом изложенного, просит суд отменить Постановление о назначении административного наказания № <номер> от <дата> в части признания ООО «<данные изъяты>» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ и о прекращении производства по делу при отсутствии состава административного правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; отменить Постановление о назначении административного наказания № <номер> от <дата> в части признания ООО «<данные изъяты>» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ и о прекращении производства по делу при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока обжалования постановления, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Учитывая, что жалоба на постановление подана ащитником <дата>, т.е. в десятидневный срок со дня получения ею копии постановления <дата>, направлена по почте в Куйбышевский районный суд <адрес>, судья приходит к выводу о том, что срок для подачи жалобы заявителем не пропущен.

В судебное заседание законный представитель ООО «<данные изъяты>» - генеральный директор <ФИО>5, будучи надлежащим образом уведомлённый о дате, времени и месте рассмотрения дела, не явился по неизвестным суду причинам, в связи с чем, в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ настоящее дело рассмотрено в его отсутствие, при участии защитника общества <ФИО>2

В судебном заседании защитник ООО «<данные изъяты>» <ФИО>2 доводы жалобы поддержал, по мотивам и основаниям, изложенным в ней, просит суд постановление № <номер> от <дата> отменить в части признания ООО «<данные изъяты>» виновным в совершении правонарушений, предусмотренных частью 9 статьи 8.2, статьей 8.5 КоАП РФ и прекратить производство по делу.

В соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. При этом в силу части 3 данной статьи судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении, обжалуемое постановление, проанализировав доводы жалобы, выслушав объяснения защитника ООО «<данные изъяты>» <ФИО>2, судья находит постановление не законным и не обоснованным, а жалобу - подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

Подпунктом 1 пункта 14 статьи 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатирующая организация при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов обязана обеспечить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, оповещение о факте разлива нефти и нефтепродуктов федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, на которой произошел разлив нефти и нефтепродуктов.

Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территории моря Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451 (далее - Правила) устанавливают, в том числе, порядок оповещения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых произошел разлив нефти нефтепродуктов, о факте разлива нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации.

Согласно подпункту «в» пункта 25 Правил, эксплуатирующая организация по каждому факту разлива нефти и нефтепродуктов обязана незамедлительно оповестить территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект эксплуатирующей организации.

Пунктом 26 Правил установлено, что оповещение о разливе нефти и нефтепродуктов представляется с использованием электронного документооборота и должно содержать следующие сведения: а) дату, время (московское и местное) и место возникновения разлива нефти и нефтепродуктов; б) вид, характеристика и масштаб разлива нефти и нефтепродуктов, а также сведения о попадании или угрозе попадания нефти или нефтепродуктов в акваторию поверхностных водных объектов - для разлива на суше (для разлива на акваторию поверхностных водных объектов - сведения о прогнозируемой скорости распространения и направления пятна разлива нефти или нефтепродуктов); в) вид объекта, на котором произошел разлив нефти и нефтепродуктов, эксплуатирующая организация, являющаяся собственником объекта; г) количество пострадавших, в том числе погибших и получивших травмы в результате разлива нефти и нефтепродуктов; д) обстоятельства (причины) возникновения разлива нефти и нефтепродуктов, достоверно известные на момент оповещения; е) принимаемые эксплуатирующей организацией меры с указанием количества сил и средств, используемых для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов; ж) должность, фамилия, имя, отчество лица, передавшего оповещение.

Данные мероприятия направлены в первую очередь на недопущение перехода инцидента (аварии) в чрезвычайную ситуацию и необходимы для целей принятия срочных и эффективных мер по охране окружающей среды.

Согласно статье 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» одним из принципов охраны окружающей среды является соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды.

Как установлено при рассмотрении дела административным органом, в период с <дата> по <дата> на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки <номер>-р от <дата> в отношении ООО «<данные изъяты>» проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой <дата> составлен акт № <номер>, в котором отражены выявленные нарушения обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды.

ООО «<данные изъяты>», основным видом деятельности которого, является добыча нефти, осуществляет хозяйственную и иную деятельность, в том числе на участке с кадастровым номером <номер>, расположенном по адресу: <адрес>, <адрес> муниципальное образование, <адрес> лесничество, <адрес> участковое лесничество, <адрес>, квартала <номер> (6ч, 7ч, 13ч, 45 ч), 55 (1ч., 32 ч) на основании лицензии на право пользования недрами <номер> с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья на участке «<адрес>)», участок недр расположен в <адрес>, <адрес> и <адрес>х <адрес>. Срок окончания действия данной лицензии - <дата>. Разработка Ярактинского НГМК в пределах <адрес> участка недр ведется в соответствии с техническим проектом «Дополнение к технологическому проекту разработки <адрес>», утвержденного протоколом <данные изъяты> от <дата> <номер>.

Из сведений об объекте <данные изъяты> (код объекта: <номер>), содержащихся в федеральном государственном реестре, согласно которому на объекте имеется 8 неорганизованных источников выбросов и 1 организованный источник выбросов.

Основными источниками загрязнения атмосферного воздуха на данном объекте являются: 1) <номер> - Неплотности технологического оборудования (КП-<номер>); 2) <номер> - Неплотности технологического оборудования (КП-<номер>); 3) <номер> - Неплотности технологического оборудования (КП-<номер>); 4) <номер> - Неплотности технологического оборудования (КП-<номер>); 5) <номер> - Неплотности технологического оборудования (КП-<номер>); 6) <номер> - Неплотности технологического оборудования (КП-<номер>); 7) <номер> - Неплотности технологического оборудования (КП-<номер>); 8) <номер> - Факельная. Суммарный валовый выброс при существующем положении составляет <номер> тонн загрязняющих веществ в год.

Кустовая площадка <номер> расположена в границах объекта: «Производственная территория <адрес> (<номер>)», который включен в федеральный государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением кода <номер> и I категории негативного воздействия на окружающую среду.

Объекты: Фонд скважин (<адрес> (per. № <номер> от <дата>, III класс опасности) и Система промысловых трубопроводов Ярактинского месторождения (per. № <номер> от <дата> (IV класс опасности) включены в государственный реестр опасных производственных объектов, что подтверждается свидетельством о регистрации № <номер> от <дата>.

Из акта выездной внеплановой проверки № <номер> от <дата>, оперативного сообщения от <дата> следует, что <дата> в 02:30 - время московское (в 07:30 - время местное), на объекте (место инцидента): скважина <номер>, кустовая площадка <номер> <адрес> ЛУ, <адрес>, <адрес> муниципальное образование, <адрес> лесничество, <адрес> участковое лесничество, <адрес>, квартала <номер> (6ч, 7ч, 13ч, 45 ч), 55 (1ч., 32 ч), кадастровый номер: <номер>, при проведении замеров дебита скважины <номер> произошла разгерметизация соединительного шланга (РВД), с выходом нефтегазовой смеси и последующим возгоранием. Скважина загерметизирована, возгорание ликвидировано <дата> в 04:25 (время московское). Пострадавших в результате инцидента нет. Угрозы загрязнения окружающей среды нет.

Обществом представлен расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в результате инцидента на скважине <номер> кустовой площадки <номер> <адрес> ЛУ, произошедшего <дата> (исх. <номер> от <дата>), из содержания которого следует, что в результате указанного инцидента произошел выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также, что при возгорании происходило частичное распыливание и разбрасывание (разлив) нефтегазовой смеси (смеси органических соединений, в основном углеводородов), нефтепродуктов (смеси углеводородов, нефть представляет собой сложную смесь углеводородов с содержанием небольшого количества других химических веществ, таких как соединения серы, азота, кислорода) на небольшую площадь, в результате чего на территории кустовой площадки <номер> образовался отход в виде грунта, загрязненного нефтью и нефтепродуктами в объеме 25 м3, который передан на утилизацию, как отход в виде грунта, загрязненного нефтью и нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%, код по ФККО <номер>).

О произошедшем инциденте ООО «<данные изъяты>» оповестило Управление <дата> посредством направления информации электронной почтой - в 15:18 - время московское (в 20:18 - время местное), то есть спустя более, чем 12 часов после происшествия, что подтверждается оперативным сообщением (информацией) об инциденте (вх. <номер> от <дата>).

<дата> в Управление от ООО «<данные изъяты>» поступило сообщение об инциденте (вх. <номер> от <дата>), в котором указаны сведения, не отвечающие требованиям, установленным пунктом 26 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>, а именно: в строке «Дата и время инцидента» содержится неполная информация - не указано время (местное); отсутствуют сведения о принимаемых эксплуатирующей организацией мер с указанием количества сил и средств, используемых для локализации и ликвидации инцидента. Следовательно, обществом была представлена неполная информация об инциденте.

Между тем, протоколом № <номер> от <дата> об административном правонарушении установлено, что ООО «<данные изъяты>» не выполнена обязанность по незамедлительному оповещению Управления о разгерметизации соединительного шланга (РВД), в результате чего произошел выход нефтегазовой смеси с последующим возгоранием на скважине <номер> кустовой площадки <номер> (<адрес> ЛУ, что является нарушением п.1 ч.14 ст. 46 ФЗ РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», абз.12 ст. 30 ФЗ РФ от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», абз. «в» п. 25 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451, за что предусмотрено привлечение виновного лица к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 8.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо неосуществление мероприятий, предусмотренных указанным планом, либо неисполнение обязанности создать систему наблюдений за состоянием морской среды в районе осуществления деятельности, в том числе систему обнаружения разливов нефти и нефтепродуктов, или систему связи и оповещения о разливах нефти и нефтепродуктов, соответствующие установленным требованиям, либо неисполнение обязанности подтвердить финансовое обеспечение осуществления мероприятий, предусмотренных планом предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, либо неисполнение обязанности иметь в наличии собственные аварийно-спасательные службы и (или) аварийно-спасательные формирования, силы и средства постоянной готовности, предназначенные для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и (или) привлекать на договорной основе указанные аварийно-спасательные службы и (или) указанные аварийно-спасательные формирования.

Согласно пункту 1 статьи 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

Пунктом 4 статьи 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработка производство), транспортировка, хранение, реализация углеводородного сырья и произведенной из него продукции осуществляются при наличии планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Согласно пункту 6 статьи 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - эксплуатирующая организация), при условии наличия: заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности этой эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2451 устанавливают, в том числе, требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации (пункт 5 Правил); порядок уведомления федеральных органов исполнительной власти об утверждении эксплуатирующей организацией плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (пункт 24 Правил).

Из материалов дела следует, что в рамках проверки обществом представлен план предупреждения и ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов на кустовых площадках ООО «<данные изъяты>», который согласован <адрес> управлением Ростехнадзора (письмо ООО «<данные изъяты>», исх. <номер> от <дата>) и утвержден ГУ МЧС России по <адрес> (письмо ООО «<данные изъяты>», исх. <номер> от <дата>).

Представленный обществом план предупреждения и ликвидации разливов нефти или нефтепродуктов разработан эксплуатирующей организацией - ООО «<данные изъяты>», для кустовых площадок <адрес> нефтяного месторождения и <адрес> лицензионного участка. При этом, эксплуатирующей организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на лицензионном участке недр <адрес> по лицензии на право пользование недрами <номер> является ООО «<данные изъяты>».

Таким образом, в ходе проверки, проведенной Управлением, установлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность на опасном производственном объекте, в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья (лицензия на право пользование недрами <номер>) в отсутствие в ООО «<данные изъяты>» утвержденного в установленном порядке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Таким образом, протоколом № <номер> от <дата> об административном правонарушении установлено, что в нарушение указанных требований ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность на опасном производственном объекте, в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья (лицензия на право пользование недрами <номер>) в отсутствие утвержденного в установленном порядке плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.50 КоАП РФ - неисполнение обязанности утвердить в установленном порядке план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

В соответствии с частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, предусмотрена административная ответственность.Пунктом 1 статьи 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности, которых «разуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 3 статьи 14 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых з паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

В силу пункта 5 Порядка паспортизации отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026, установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах.

Как установлено административным органом, в ходе проведения проверки <дата> был осуществлен осмотр скважины <номер> остовой площадки <номер> <адрес> ЛУ и прилегающей территории, в результате которого установлено отсутствие загрязнения грунта нефтепродуктами и иными загрязняющими веществами и захламления отходами производства и потребления.

Отходы в виде грунта, загрязненного нефтью и нефтепродуктами, образованные в результате произошедшего инцидента в объеме 25 м3 <дата> ООО «<данные изъяты>» переданы ООО «<данные изъяты>» (основание: Договор <номер> от <дата>) для дальнейшей утилизации, что подтверждается актом сдачи-приемки отходов от <дата>. Отборы проб образованного отхода не производились ввиду его отсутствия на момент осмотра. Выброс нефтегазовой смеси спровоцировал возгорание трех единиц автотехники.

В рамках проверки обществом представлены: акт приема - передачи проб от <дата> <номер>, протокол исследования состава отходов производства и потребления от <дата><номер> и паспорт на отход «грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктами менее 15%)», код ФККО <номер>, утвержденный в <дата> году (число и месяц утверждения отсутствуют).

Вместе с тем, из представленного обществом акта приема - передачи проб от <дата> <номер> следует, что отбор проб отхода, образованного при ликвидации нефтяных загрязнений окружающей среды, был произведен <дата> на производственной площадке КП-<номер> <адрес> ЛУ с целью определения компонентного состава данного отхода.

При этом, отход в виде грунта, загрязненного нефтью и нефтепродуктами, образовался в результате произошедшего <дата> инцидента на скважине <номер> кустовой площадки <номер> <адрес> ЛУ.

Таким образом, протоколом № <номер> от <дата> об административном правонарушении установлено, что ООО «<данные изъяты>» не исполнена обязанность по отнесению образованного отхода производства и потребления к конкретному классу опасности, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения.

Статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса.

В рамках проверки, обществом представлен расчет выбросов вредных и загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в результате инцидента на скважине <номер> кустовой площадки <номер> <адрес> ЛУ, произошедшего <дата> (исх. <номер> от <дата>).

В ходе проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» является владельцем лицензии на право пользования недрами <номер> с целевым назначением и видами работ - геологическое изучение, разведка и добыча углеводородного сырья на участке «<адрес>», участок недр расположен в <адрес>, <адрес> и <адрес>х <адрес>. Срок окончания действия данной лицензии - <дата>. Разработка <данные изъяты> в пределах <адрес> участка недр ведется в соответствии с техническим проектом «Дополнение к технологическому проекту разработки <данные изъяты>», утвержденного протоколом ЦКР Роснедра от <дата> <номер>. Деятельность на территории КП-<номер>, скважина <номер> на участке «<адрес>» осуществляется подрядной организацией ООО «<данные изъяты>» на основании заключенного <дата> договора <номер> на выполнение работ по обустройству инфраструктуры <адрес> лицензионного участка недр, владельцем лицензии на право пользования недрами которой является заказчик - ООО «<данные изъяты>».

При этом, договором подряда от <дата> <номер>, заключенным между ООО «<данные изъяты>» (заказчик) и ООО «<данные изъяты>» подрядчик) не предусмотрена обязанность подрядчика по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и тез риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими названному Закону. Пунктом 10 части второй статьи 22 данного Закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

В соответствии с пунктом 10 условий пользования недрами «Изменений к лицензии за пользование недрами <номер> от <дата>, пользователь недр - ООО «<данные изъяты>» обязан выполнять установленные законодательством "требования, в том числе по охране окружающей среды, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недр.

Под экологическими требованиями следует понимать обязательные требования, установленные в законодательных и нормативных документах, которые направлены на обеспечение рационального природопользования, охрану окружающей среды.

Согласно требованиям законодательства природопользователи обязаны соблюдать экологические требования, а также обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия на окружающую среду, в том числе осуществлять надлежащий контроль по выполнению работ подрядными организациями.

Таким образом, в ходе проверки, проведенной Управлением, установлено, что ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность на опасном производственном объекте, в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья (лицензия на право пользование недрами <номер>) с соблюдением экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства. Обществом не обеспечен надлежащий контроль и проведение необходимых мероприятий в целях безопасного проведения работ по строительству скважины при ее освоении, вследствие чего <дата> на кустовой площадке <номер> <адрес> ЛУ (скважина 375) в результате разгерметизации соединительного шланга (РВД) произошел выход нефтегазовой смеси с последующим возгоранием и выбросом вредных загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Согласно пункту 1 статьи 46 ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, тестирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 34 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды (пункт 1). При осуществлении такой деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности (пункт 2).

Согласно части 1 статьи 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Таким образом, протоколом № <номер> от <дата> об административном правонарушении установлено, что в нарушение указанных требований, ООО «<данные изъяты>» осуществляет деятельность на опасном производственном объекте, в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья (лицензия на право пользование недрами <номер>) с несоблюдением экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, что свидетельствует о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения вышеуказанных административных правонарушений ООО «<данные изъяты>» подтверждены письменными доказательствами, представленными в дело, а именно: протоколами об административных правонарушениях № <номер>, <номер>, <номер>, <номер> от <дата>, решением о проведении внеплановой выездной проверки <номер> от <дата>, актом внеплановой выездной проверки № <номер> от <дата> с приложением, оперативным сообщением об инциденте от <дата>, вх. <номер>, сведениями из реестра ОНВОС, лицензией на право пользования недрами <номер> свидетельством о регистрации ОПО от <дата><номер>, договором <номер> от <дата>, актом приема - передачи проб от <дата> <номер>, протоколом исследования состава отходов от <дата><номер>, паспортом на отход «грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктами менее 15%)» от <дата>, выпиской из ЕГРЮЛ и др.

Определением должностного лица Управления от <дата> дела объединены в одно производство в связи с вступлением в законную силу Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

По результатам рассмотрения протоколов и приложенных к ним материалов постановлением главного специалиста - эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>, а также по <адрес> в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния <адрес> <ФИО>4<номер> от <дата> ООО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.5, частью 1 статьи 8.50, частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.

Исходя из положений ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Установленный нормами административного законодательства порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание условий, необходимых для реализации права на защиту лицам, участвующим в административном производстве.

Изучение материалов дела показало, что должностным лицом требования закона, установленные положениями ст. 24.1, ст. 26.1, ст. 29.10 КоАП РФ, при принятии обжалуемого постановления № <номер> от <дата> в отношении ООО «<данные изъяты>» не выполнены.

Каких-либо оснований сомневаться в законности выводов должностного лица согласно обжалуемого постановления о наличии в действиях ООО «<данные изъяты>» составов административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, частью 1 статьи 8.50 КоАП РФ, судья не находит, тогда как в правомерности выводов о наличии в действиях общества правонарушений, предусмотренных ст. 8.5, ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, судья склонна сомневаться, исходя из следующего.

Рассматривая доводы жалобы защитника Общества <ФИО>2 об отмене постановления № <номер> от <дата> в части признания ООО «<данные изъяты>» виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, и о прекращении производства по делу при отсутствии состава административного правонарушения, т.к. ООО «<данные изъяты>» своевременно оповестило Межрегиональное Управление Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> о произошедшем инциденте, учитывая то, что ООО «<данные изъяты>» после получения достоверной и полной информации об инциденте, произошедшем <дата> на с<адрес> КП-<номер> <адрес> участка недр, в течение 24-х часов с момента его возникновения в адрес территориального органа Росприроднадзора было направлено соответствующее уведомление о произошедшем инциденте (вх. <номер> от <дата>), что, исходя из правил аналогии закона не противоречит сроку уведомления органов исполнительной власти об авариях и инцидентах, установленному в пункте 5 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (утв. Приказ Ростехнадзора от <дата> <номер>), судья исходит из следующего.

В соответствии с пп. 1, п. 14 ст. 46 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» эксплуатирующая организация при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов обязана, среди прочего, обеспечить в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, оповещение о факте разлива нефти и нефтепродуктов федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, на которой произошел разлив нефти и нефтепродуктов.

Согласно п. 25 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и" нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2451, по каждому факту разлива нефти и нефтепродуктов эксплуатирующая организация незамедлительно обязана оповестить, в том числе, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, на территории деятельности которого расположен объект эксплуатирующей организации.

Делая вывод о том, что в нарушение указанных требований ООО «<данные изъяты>» несвоевременно оповестило Управление о произошедшем инциденте, должностное лицо в обжалуемом постановлении № <номер> от <дата> ссылается на то, что «в ходе проверки, проведенной Управлением установлено, что ООО «<данные изъяты>» сообщение по факту указанного происшествия в Управление не было направлено незамедлительно. Из выработанной судебной практики понятие «незамедлительно» означает «в минимальный срок». В данном конкретном случае, в минимальный срок, объективно необходимый для совершения первоочередных действий по устранению источника опасного фактора: 1. Принятие мер по локализации инцидента. -> 2. Направление оповещения), тогда как доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «<данные изъяты>» предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства (незамедлительному оповещению), либо доказательства невозможности принятия этих мер ввиду чрезвычайных или иных непреодолимых обстоятельств, в материалах дела не имеются, обществом не представлены».

Между тем, с выводом должностного лица о том, что ООО «<данные изъяты>» несвоевременно оповестило Управление о произошедшем инциденте, судья согласиться не может, учитывая то, что он сделан преждевременно без полного исследования фактических обстоятельств дела и требований закона.

Как установлено, ни нормами ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ни Правилами организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании от <дата> <номер>, ни иными нормативно-правовыми актами в области охраны окружающей среды не дано нормативного толкования термину «незамедлительно», что явно указывает на пробел в законодательстве.

При наличии пробела в законодательстве возможно исходить из аналогии закона. В частности, согласно пункта 5 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (утв. Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №503) уведомление органов исполнительной власти об авариях и инцидентах должно быть осуществлено эксплуатирующей организацией в течение 24-х часов с момента возникновения аварии или инцидента.

Как следует из доводов жалобы защитника Общества, ООО «<данные изъяты>» после получения достоверной и полной информации об инциденте, произошедшем <дата> на скв. <номер> КП-<номер> <адрес> участка недр, в течение 24-х часов с момента его возникновения в адрес территориального органа Росприроднадзора было направлено соответствующее уведомление о произошедшем инциденте (вх. <номер> от <дата>).

Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с доводами жалобы, судья находит, что должностное лицо, придя к выводу, что ООО «<данные изъяты>» сообщение по факту указанного происшествия в Управление не было направлено незамедлительно, т.к. о произошедшем инциденте ООО «<данные изъяты>» оповестило Управление <дата> посредством направления информации электронной почтой - в 15:18 - время московское (в 20:18 - время местное), то есть спустя более, чем 12 часов после происшествия, между тем, не привело в обжалуемом постановлении оценки сложившихся фактических обстоятельств дела и требований закона, исходя из аналогии закона. При этом, ссылки в постановлении на судебную практику, по мнению судьи, не свидетельствует о законности вывода должностного лица о том, что ООО «<данные изъяты>» сообщение по факту указанного происшествия в Управление не было направлено незамедлительно.

Кроме того, этим же обжалуемым постановлением № <номер> от <дата> о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ, установлено, что, как усматривается из материалов проверки, <дата> в Управление от ООО «<данные изъяты>» поступило сообщение об инциденте (вх. <номер> от <дата>), в котором указаны сведения, не отвечающие требованиям, установленным пунктом 26 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> <номер>, а именно: в строке «Дата и время инцидента» содержится неполная информация - не указано время (местное); отсутствуют сведения о принимаемых эксплуатирующей организацией мер с указанием количества сил и средств, используемых для локализации и ликвидации инцидента. Следовательно, обществом была представлена неполная информация об инциденте.

Пунктом 26 Правил установлено, что оповещение о разливе нефти и нефтепродуктов представляется с использованием электронного документооборота и должно содержать следующие сведения: а) дату, время (московское и местное) и место возникновения разлива нефти и нефтепродуктов; б) вид, характеристика и масштаб разлива нефти и нефтепродуктов, а также сведения о попадании или угрозе попадания нефти или нефтепродуктов в акваторию поверхностных водных объектов - для разлива на суше (для разлива на акваторию поверхностных водных объектов - сведения о прогнозируемой скорости распространения и направления пятна разлива нефти или нефтепродуктов); в) вид объекта, на котором произошел разлив нефти и нефтепродуктов, эксплуатирующая организация, являющаяся собственником объекта; г) количество пострадавших, в том числе погибших и получивших травмы в результате разлива нефти и нефтепродуктов; д) обстоятельства (причины) возникновения разлива нефти и нефтепродуктов, достоверно известные на момент оповещения; е) принимаемые эксплуатирующей организацией меры с указанием количества сил и средств, используемых для локализации и ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов; ж) должность, фамилия, имя, отчество лица, передавшего оповещение.

Между тем, вынесенное постановление в отношении ООО «<данные изъяты>» в части привлечения к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ не содержит описания обстоятельств совершения ООО «<данные изъяты>» правонарушения в части представления <дата> неполной информации об инциденте в Управление, и, как следствие, ссылок на нарушение им пункта 26 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2411.

При таких обстоятельствах, обжалуемое постановление № <номер> от <дата> в части привлечения Общества к административной ответственности по ст. 8.5 КоАП РФ нельзя признать отвечающим требованиям законности и обоснованности.

Также из обжалуемого постановления № <номер> от <дата> следует, что из представленных обществом документов в данном конкретном случае невозможно однозначно установить класс опасности отхода, образованного в результате произошедшего <дата> инцидента на скважине <номер> кустовой площадки <номер> <адрес>; доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «<данные изъяты>» предприняло все зависящие от него меры к выполнению требований действующего законодательства (определение компонентного состава образованного отхода в виде грунта, загрязненного нефтью и нефтепродуктами и его соответствие определенному классу опасности), либо доказательства невозможности принятия этих мер ввиду чрезвычайных или иных непреодолимых обстоятельств, в материалах дела не имеются, обществом не представлены, в связи с чем, должностное лицо, установив, что в ходе проверки, проведенной Управлением установлено неисполнение ООО «<данные изъяты>» обязанности по отнесению образованного отхода производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу гласности для подтверждения такого отнесения, что свидетельствует о нарушении требований к обращению с отходами I - V классов опасности, привлекло ООО «Тихоокеанский <данные изъяты>» к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ.

Постановление № <номер> от <дата> в части привлечения Общества к административной ответственности по ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, по мнению судьи, также не отвечает требованиям законности и обоснованности.

Согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», (далее - Закон об отходах) на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1 Порядка паспортизации отходов I - IV классов опасности (утв. Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1026) паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.

Согласно пункту 2 статьи 14 Закона об отходах, подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется.

Как установлено должностным лицом при вынесении постановления, в рамках проверки обществом представлены: акт приема - передачи проб от <дата> <номер>, протокол исследования состава отходов производства и потребления от <дата><номер> и паспорт на отход «грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктами менее 15%)», код ФККО <номер>, утвержденный в 2019 году (число и месяц утверждения отсутствуют).

Вместе с тем, из представленного обществом акта приема - передачи проб от <дата> <номер> следует, что отбор проб отхода, образованного при ликвидации нефтяных загрязнений окружающей среды был произведен <дата> на производственной площадке КП-<номер> <адрес> ЛУ с целю определения компонентного состава данного отхода.

При этом, отход в виде грунта, загрязненного нефтью и нефтепродуктами, образовался в результате произошедшего <дата> инцидента на скважине <номер> кустовой площадки <номер> <адрес> ЛУ.

Также установлено, что отходы в виде грунта, загрязненного нефтью и нефтепродуктами, образованные в результате произошедшего инцидента в объеме 25 м3 <дата> ООО «<данные изъяты>» переданы ООО «<данные изъяты>» (основание: Договор <номер> т <дата>) для дальнейшей утилизации, что подтверждается актом сдачи-приемки отходов от <дата>. Отборы проб образованного отхода не производились ввиду его отсутствия на момент осмотра. Выброс нефтегазовой смеси спровоцировал возгорание трех единиц автотехники.

В целях реализации пункта 1 статьи 14 Закона об отходах Приказом Минприроды России от 08.12.2020 N 1027 утвержден Порядок подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности (далее - Порядок).

Данный Порядок устанавливает требования к рассмотрению территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - территориальные органы Росприроднадзора) документов и материалов отнесения отходов, образующихся у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе их деятельности, не включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 г. № 242.

Как установлено судом, ООО «<данные изъяты>» ранее в <дата> году был разработан и утвержден паспорт отходов I-IV классов опасности на отход: «Грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)» имеющий IV класс опасности, ФККО <номер>. В данном паспорте отходов также указан процесс, в результате которого образовался отход - ликвидация нефтяных загрязнений окружающей среды.

Учитывая то, что ООО «<данные изъяты>» ранее в <номер> году был разработан и утвержден паспорт отходов I-IV классов опасности на отход: «Грунт, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%)» имеющий IV класс опасности, ФККО <данные изъяты>; отборы проб образованного отхода в результате инцидента, имевшего место <дата>, административным органом не производились ввиду его отсутствия на момент осмотра, имеющимся в деле доказательствам и установленным по делу обстоятельствам должностным лицом не дана полная правовая оценка в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ, судья не может признать вынесенное по делу постановление в части установления виновности общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ, законным и обоснованным.

Согласно ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая то, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.5, ст. 8.1, ч. 9 ст. 8.2, ч. 1 ст. 8.50 КоАП РФ, в отношении Общества определением должностного лица Управления от <дата> дела объединены в одно производство и по результатам рассмотрения протоколов и приложенных к ним материалов было вынесено одно постановление № <номер> от <дата>, которым ООО «<данные изъяты>» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 8.1, 8.5, частью 1 статьи 8.50, частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, судья, исследовав письменные материалы дела в совокупности с доводами жалобы, приходит к выводу об отмене указанного постановления в полном объёме, поскольку обжалуемое постановление в нарушение требований ст. ст. 24.1, 29.10 КоАП РФ вынесено без полной и всесторонней     оценки доказательств, имеющихся в материалах дела, не получивших соответствующую правовую оценку с учётом установленных по делу обстоятельств.

С учетом того, что на момент рассмотрения жалобы защитника Общества <ФИО>2 в Куйбышевском районном суде <адрес> срок давности привлечения ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности по рассматриваемым составам правонарушений, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, не истек, настоящее дело в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит возвращению на новое рассмотрение в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>.

При новом рассмотрении данного дела суду следует учесть изложенное в настоящем решении суда, всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела об административных правонарушениях, в их совокупности, дать оценку всем приведенным выше и иным представленным участниками процесса доводам и доказательствам, и, правильно применив нормы права, вынести законное и обоснованное решение по делу.

При таких обстоятельствах, жалоба защитника ООО «<данные изъяты>» <ФИО>2 подлежит частичному удовлетворению с отменой обжалуемого постановления, при этом, в связи с возвращением дела на новое рассмотрение какие-либо законные основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>» по ст. 8.5 и ч. 9 ст. 8.2 КоАП РФ отсутствуют.

С учетом изложенного, руководствуясь требованиями п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Жалобу защитника ООО «<данные изъяты>» <ФИО>2 удовлетворить частично.

Постановление главного специалиста - эксперта отдела государственного надзора в области обращения с отходами и охраны атмосферного воздуха Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по <адрес>, а также по <адрес> в границах центральной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния <адрес> <ФИО>4<номер> от <дата> по делу об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1, 8.5, частью 1 статьи 8.50, частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» (ИНН <номер>, ОГРН <номер>) - отменить.

Настоящее дело об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 8.1, 8.5, частью 1 статьи 8.50, частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» возвратить на новое рассмотрение в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> и <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) в соответствии со ст. 30.9 КоАП РФ.

Судья:                   Т.М. Смертина

12-77/2023

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
ООО "Тихоокеанский терминал"
Другие
Шипхинеев Виталий Валерьевич
Суд
Куйбышевский районный суд г. Иркутска
Судья
Смертина Т.М.
Статьи

ст.8.5

ст.8.50 ч.1

ст.8.2 ч.9

ст.8.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
kuibyshevsky--irk.sudrf.ru
13.01.2023Материалы переданы в производство судье
17.01.2023Истребованы материалы
06.02.2023Поступили истребованные материалы
27.02.2023Судебное заседание
29.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее