Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-3935/2023 от 28.02.2023

Судья: Кощеева И.А. адм.дело № 33а-3935/2023

(2а-338/2022)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 апреля 2023 г. г. Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Ромадановой И.А., Роменской В.Н.

при секретаре Исмаилове Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.о. Отрадный Самарской области на решение Отрадненского городского суда Самарской области от 20 октября 2022 г. по административному делу № 2а-338/2022 по иску прокурора г. Отрадного Самарской области к Администрации городского округа Отрадный Самарской области, МКУ «Комитет по вопросам демографии, опеки и попечительства городского      округа     Отрадный» и МКУ «Экология г. Отрадного» о признании бездействия Администрации городского округа Отрадный Самарской области незаконным, возложении обязанности,

заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ромадановой И.А., представителя административного истца Поднебесовой Ю.Е., представителя Администрации г.о. Отрадный Самарской области (по доверенности) Никитиной У.Р, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

Прокурор г. Отрадного Самарской области обратился в суд с административным иском к Администрации городского округа Отрадный Самарской области о признании бездействия Администрации городского округа Отрадный Самарской области незаконным, возложении обязанности.

В обоснование заявленных требований, административный истец указал, что прокуратурой города Отрадного Самарской области проведена проверка исполнения требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, в ходе которой в деятельности органов местного самоуправления г.о. Отрадный Самарской области выявлены нарушения.

Согласно представленной администрацией г.о. Отрадный информации от 29.12.2021 , в соответствии с реестром муниципальных услуг г.о. Отрадный Самарской области, утвержденным постановлением администрации г.о. Отрадный Самарской области от 10.07.2015 , на территории г.о. Отрадный Самарской области предоставляется 42 муниципальной услуги, получателями которых, в том числе, являются субъекты предпринимательской деятельности.

Однако проведенной проверкой установлено, что администрацией г.о. Отрадный возможность предоставления всех муниципальных услуг в электронной форме не обеспечена, чем нарушаются права и законные интересы граждан и субъектов предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, в соответствии с абз. 7 п. 1.2 р. 4.6 национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019, одной из целей программы является разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.

Кроме того, невыполнение указанных требований законодательства не отвечает целям и задачам национального проекта «Цифровая экономика», так как влияет на показатели регионального проекта «Цифровое государственное управление (Самарская область)»: обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, стимулирование граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием ЕПГУ.

В целях устранения указанных нарушений прокурором города Отрадного Самарской области в адрес исполняющего обязанности главы г.о. Отрадный Самарской области 26.01.2022 за внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.

Вместе с тем, из ответа администрации г.о. Отрадный Самарской области от 25.02.2022 на представление прокурора города Отрадного Самарской области от 26.01.2022 за не следует, что возможность предоставления всех муниципальных услуг в электронной форме администрацией г.о. Отрадный Самарской области обеспечена, в связи с чем прокуратурой города организовано проведение повторной проверки исполнения вышеуказанных требований федерального законодательства, в ходе которой установлено, что органами местного самоуправления городского округа Отрадный Самарской области всего оказывается 59 муниципальных услуг, предоставление которых, согласно принятым административным регламентам, возможно в электронной форме, однако до настоящего времени администрацией г.о. Отрадный Самарской области не обеспечена возможность получения в электронной форме 44 муниципальных услуг.

Непринятие администрацией г.о. Отрадный Самарской области своевременных мер по устранению нарушений законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, в части обеспечения предоставления органами местного самоуправления г.о. Отрадный Самарской области всех муниципальных услуг в электронной форме, свидетельствует о ненадлежащем выполнении целей и задач национального проекта «Цифровая экономика», что негативно влияет на показатели регионального проекта «Цифровое государственное управление (Самарская область)», нарушают права неопределенного круга лиц на получение муниципальных услуг в электронной форме.

В настоящее время администрацией г.о. Отрадный Самарской области не обеспечена возможность получения в электронной форме 33 муниципальных услуги.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, с учетом уточненных требований, административный истец просил суд признать бездействие администрации городского округа Отрадный Самарской области по непринятию мер по созданию условий для оказания 33 муниципальных услуг в электронной форме, незаконным.

2. Обязать администрацию городского округа Отрадный Самарской области в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры для оказания следующих 33 муниципальных услуг в электронной форме:

- принятие решения по заявлению лица об отказе от права на земельный участок;

- предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду;

- предоставление сведений об объектах недвижимого имущества, содержащихся в реестре муниципального имущества;

- предоставление муниципального имущества в аренду;

- предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование;

- признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом;

- выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей;

- предоставление в собственность жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду;

- выдача согласия на вселение граждан (за исключением супруга, детей, родителей) в занимаемое жилое помещение гражданам-нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- выдача согласия на обмен занимаемых жилых помещений гражданам- нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- выдача согласия на передачу в поднаем жилых помещений (части жилого помещения), занимаемых гражданами-нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- расторжение договора найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда;

- предоставление в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в порядке реализации преимущественного права;

- изменение (расторжение) договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда;

- предоставление жилых помещений меньшего размера взамен занимаемых жилых помещений гражданам - нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам;

- предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма;

- выдача разрешений на право организации розничного рынка;

- согласование схемы расположения ярмарки;

- оказание консультационных услуг субъекта малого и среднего предпринимательства;

- принятие решения об установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок;

- предоставление места для захоронения (подзахоронения) умершего на кладбищах, находящихся в собственности муниципального образования либо на ином вещном праве;

- предоставление информации о порядке предоставления жилищно- коммунальных услуг населению;

- согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов;

- включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- прием на хранение архивных документов;

- информационное обслуживание пользователей в читальных залах муниципальных архивов;

- информационное обеспечение граждан, организаций и общественных объединений на основе документов архивного фонда Самарской области и других архивных документов;

- согласование номенклатур дел, положений об архивах, об экспертных комиссиях;

- выдача выписок из похозяйственных книг;

- выдача лицам, достигшим четырнадцатилетнего возраста, разрешения на вступление в брак;

- регистрация заявления о проведении общественной экологической экспертизы;

- выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъема привязных аэростатов над городским округом Отрадный Самарской области, а также выполнения посадки (взлета) на расположенные в границах городского округа Отрадный Самарской области площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.

Решением Отрадненского городского суда Самарской области от 20 октября 2022 г. постановлено: «Признать бездействие администрации городского округа Отрадный Самарской области по непринятию мер по созданию условий для оказания 33 муниципальных услуг в электронной форме, незаконным.

Обязать администрацию городского округа Отрадный Самарской области в срок до 01 января 2024 года принять меры для оказания следующих 33 муниципальных услуг в электронной форме:

- принятие решения по заявлению лица об отказе от права на земельный участок;

- предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду;

- предоставление сведений об объектах недвижимого имущества, содержащихся в реестре муниципального имущества;

- предоставление муниципального имущества в аренду;

- предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование;

- признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом;

- выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей;

- предоставление в собственность жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду;

- выдача согласия на вселение граждан (за исключением супруга, детей, родителей) в занимаемое жилое помещение гражданам-нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- выдача согласия на обмен занимаемых жилых помещений гражданам- нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- выдача согласия на передачу в поднаем жилых помещений (части жилого помещения), занимаемых гражданами-нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- расторжение договора найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда;

- предоставление в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в порядке реализации преимущественного права;

- изменение (расторжение) договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда;

- предоставление жилых помещений меньшего размера взамен занимаемых жилых помещений гражданам - нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам;

- предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма;

- выдача разрешений на право организации розничного рынка;

- согласование схемы расположения ярмарки;

- оказание консультационных услуг субъекта малого и среднего предпринимательства;

- принятие решения об установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок;

- предоставление места для захоронения (подзахоронения) умершего на кладбищах, находящихся в собственности муниципального образования либо на ином вещном праве;

- предоставление информации о порядке предоставления жилищно- коммунальных услуг населению;

- согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов;

- включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- прием на хранение архивных документов;

- информационное обслуживание пользователей в читальных залах муниципальных архивов;

- информационное обеспечение граждан, организаций и общественных объединений на основе документов архивного фонда Самарской области и других архивных документов;

- согласование номенклатур дел, положений об архивах, об экспертных комиссиях;

- выдача выписок из похозяйственных книг;

- выдача лицам, достигшим четырнадцатилетнего возраста, разрешения на вступление в брак;

- регистрация заявления о проведении общественной экологической экспертизы;

- выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъема привязных аэростатов над городским округом Отрадный Самарской области, а также выполнения посадки (взлета) на расположенные в границах городского округа Отрадный Самарской области площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации» (т. 2 л.д. 172-192).

В апелляционной жалобе Администрация г.о. Отрадный Самарской области просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований прокурора г.Отрадного Самарской области отказать в полном объеме (т. 3 л.д. 1-7).

Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.

Представитель административного истца Поднебесова Ю.Е., просила решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Представитель Администрации г.о. Отрадный Самарской области Никитина У.Р., просила решение отменить, принять новый судебный акт, которым в административных исковых требованиях отказать, поддержала доводы апелляционной и дополнительной жалобы.

Исполняющий обязанности руководителя департамента информационных технологий и связи Самарской области П.Е. Гокин, просил решение оставить усмотрение судебной коллегии, предоставил пояснения по существу апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании статей 150, 307 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4, 15 и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что прокуратурой города Отрадного Самарской области проведена проверка исполнения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в деятельности администрации, в ходе которой выявлено, что администрацией не в полном объеме обеспечена возможность получения гражданами и субъектами предпринимательской деятельности муниципальных услуг в электронной форме.

Согласно представленной администрацией г.о. Отрадный информации от 29.12.2021 , в соответствии с реестром муниципальных услуг г.о. Отрадный Самарской области, утвержденным постановлением администрации г.о. Отрадный Самарской области от 10.07.2015 , на территории г.о. Отрадный Самарской области предоставляется 42 муниципальной услуги, получателями которых, в том числе, являются субъекты предпринимательской деятельности.

Вместе с тем, в соответствии с абз. 7 п. 1.2 р. 4.6 национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам 04.06.2019, одной из целей программы является разработка, внедрение и эксплуатация облачной цифровой платформы обеспечения оказания государственных (муниципальных) услуг и сервисов, в том числе в электронном виде.

Кроме того, невыполнение указанных требований законодательства не отвечает целям и задачам национального проекта «Цифровая экономика», так как влияет на показатели регионального проекта «Цифровое государственное управление (Самарская область)»: обеспечение удовлетворенности граждан качеством предоставления массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, стимулирование граждан к получению государственных и муниципальных услуг в электронном виде с использованием ЕПГУ.

В целях устранения вышеуказанных нарушений прокурором города Отрадного Самарской области в адрес исполняющего обязанности главы г.о. Отрадный Самарской области 26.01.2022 за внесено представление об устранении выявленных нарушений федерального законодательства.

Вместе с тем, из ответа администрации г.о. Отрадный Самарской области от 25.02.2022 на представление прокурора города Отрадного Самарской области от 26.01.2022 за не следует, что возможность предоставления всех муниципальных услуг в электронной форме администрацией г.о. Отрадный Самарской области обеспечена.

В период с 18.03.2022 по 30.03.2022 прокуратурой города была проведена повторная проверка исполнения вышеуказанных требований федерального законодательства, что подтверждается актом проверки от 18.03.2022.

В ходе данной проверки установлено, что органами местного самоуправления г.о. Отрадный Самарской области всего оказывается 59 муниципальных услуг, предоставление которых, согласно принятым административным регламентам, возможно в электронной форме, однако до настоящего времени администрацией г.о. Отрадный Самарской области не обеспечена возможность получения в электронной форме 44 муниципальных услуг.

В настоящее время не обеспечена возможность получения в электронной форме 33 муниципальных услуг, а именно:

- принятие решения по заявлению лица об отказе от права на земельный участок;

- предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду;

- предоставление сведений об объектах недвижимого имущества, содержащихся в реестре муниципального имущества;

- предоставление муниципального имущества в аренду;

- предоставление муниципального имущества в безвозмездное пользование;

- признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом;

- выдача копий архивных документов, подтверждающих право на владение землей;

- предоставление в собственность жилых помещений, относящихся к муниципальному жилищному фонду;

- выдача согласия на вселение граждан (за исключением супруга, детей, родителей) в занимаемое жилое помещение гражданам-нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- выдача согласия на обмен занимаемых жилых помещений гражданам- нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- выдача согласия на передачу в поднаем жилых помещений (части жилого помещения), занимаемых гражданами-нанимателями жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- расторжение договора найма жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда;

- предоставление в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности, в порядке реализации преимущественного права;

- изменение (расторжение) договора социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда;

- предоставление жилых помещений меньшего размера взамен занимаемых жилых помещений гражданам - нанимателям жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

- предоставление освободившихся жилых помещений муниципального жилищного фонда в коммунальной квартире гражданам;

- предоставление информации об очередности предоставления жилых помещений на условиях социального найма;

- выдача разрешений на право организации розничного рынка;

- согласование схемы расположения ярмарки;

- оказание консультационных услуг субъекта малого и среднего предпринимательства;

- принятие решения об установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок;

- предоставление места для захоронения (подзахоронения) умершего на кладбищах, находящихся в собственности муниципального образования либо на ином вещном праве;

- предоставление информации о порядке предоставления жилищно- коммунальных услуг населению;

- согласование создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов;

- включение сведений о месте (площадке) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- прием на хранение архивных документов;

- информационное обслуживание пользователей в читальных залах муниципальных архивов;

- информационное обеспечение граждан, организаций и общественных объединений на основе документов архивного фонда Самарской области и других архивных документов;

- согласование номенклатур дел, положений об архивах, об экспертных комиссиях;

- выдача выписок из похозяйственных книг;

- выдача лицам, достигшим четырнадцатилетнего возраста, разрешения на вступление в брак;

- регистрация заявления о проведении общественной экологической экспертизы;

- выдача разрешений на выполнение авиационных работ, парашютных прыжков, демонстрационных полетов воздушных судов, полетов беспилотных летательных аппаратов, подъема привязных аэростатов над городским округом Отрадный Самарской области, а также выполнения посадки (взлета) на расположенные в границах городского округа Отрадный Самарской области площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации.

Из письменных пояснений Департамента информационных технологий и связи Самарской области по административному иску усматривается, что из 44 муниципальных услуг, оказываемых Администрацией г.о. Отрадный, указанных прокурором города Отрадного в административном исковом заявлении, только 13 услуг относятся к массовым социально значимым услугам. Из 13 массовых социально значимых услуг, оказываемых Администрацией г.о. Отрадный, на ЕПГУ доступны 12, за исключением интерактивной формы на ЕПГУ по услуге «Информационное обеспечение граждан, организаций и общественных объединений на основе документов архивного фонда Самарской области и других архивных документов», которая дорабатывается со стороны Минцифры России. Услуга «Принятие решения об установлении, изменении, отмене муниципальных маршрутов регулярных перевозок», оказываемая Администрацией г.о. Отрадный, в настоящий момент не доступна для заявителей. Департамент указывает, что по 31 муниципальной услуге во исполнение Федерального закона № 210-ФЗ в Самарской области создана инфраструктура электронного правительства, автоматизирующая процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Созданы государственные информационные системы Самарской области «Система автоматизированного межведомственного взаимодействия» и «Портал государственных и муниципальных услуг». Постановлениями от 15.10.2013 «О государственной информационной системе Самарской области «Система автоматизированного межведомственного взаимодействия» и от 27.04.2015 «О государственной информационной системе Самарской области «Портал государственных и муниципальных услуг», органам местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области рекомендовано обеспечить использование указанных систем при организации предоставления в электронной форме муниципальных услуг, а также государственных услуг, предоставляемых при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами Самарской области. Администрация г.о. Отрадный Самарской области имеет технологическую возможность перевода 31 муниципальной услуги в электронную форму. При этом Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» определена национальная цель «Цифровая трансформация», в рамках которой установлен целевой показатель, характеризующий достижение национальной цели к 2030 году, увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов.

В письменных возражениях Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ указывает, что на федеральном уровне реализовано законодательное предписание относительно перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

Таким образом, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде является обязательным.

Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие возможности получения услуги в электронной форме нарушает законные права граждан на получение государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе право на электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Бездействие административного ответчика противоречит требованиям действующего законодательства и нарушает права граждан на предоставление государственных и муниципальных услуг.

Вместе с тем указал, что Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ определены сроки перевода муниципальных услуг в электронный вид, сроком до 2024 года. В связи с чем суд определил срок для оказания администрацией г.о. Отрадный Самарской области 33 муниципальных услуг в электронной форме до 01 января 2024 года.

Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется, поскольку выводы суда являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы, поскольку они основаны на неверной оценке обстоятельств дела и неправильном толковании норм действующего права.

Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ) предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме - предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, в том числе осуществление в рамках такого предоставления электронного взаимодействия между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. В целях предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут использоваться другие средства информационно-телекоммуникационных технологий в случаях и порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Из пункта 3 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ следует, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ).

Формирование и ведение реестра муниципальных услуг осуществляются в порядке, установленном местной администрацией (часть 7 статьи 11 Федерального закона N 210-ФЗ).

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении Конституционного Суда РФ от 22 июля 2014 года N 138-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав положениями частей 1 - 8 статьи 26 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" гражданам и иным установленным Федеральным законом "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" лицам гарантируется по их выбору получение государственных и муниципальных услуг как в электронной, так и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 5 названного Федерального закона). Такое регулирование направлено на обеспечение выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления своих обязанностей, связанных с предоставлением гражданам государственных (муниципальных) услуг, на защиту прав и интересов лиц, нуждающихся в получении государственных (муниципальных) услуг, предусматривает выбор получателем государственных и муниципальных услуг способа их предоставления.

Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона N 210-ФЗ предусмотрена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.

Согласно пункту 1 части 4 статьи 29 Федерального закона N 210-ФЗ в отношении реализации положений настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в том числе с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, осуществляется поэтапно в соответствии с планами-графиками перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, утверждаемыми соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Учитывая положения указанного выше законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оказание государственных и муниципальных услуг в электронном виде является обязательным, в связи с чем доводы апелляционной жалобы о том, что Администрацией начали оказываться 11 муниципальных услуг в электронном виде, являются несостоятельными, поскольку органами местного самоуправления г.о. Отрадный Самарской области всего оказывается 59 муниципальных услуг, предоставление которых, согласно принятым административным регламентам, возможно в электронной форме, однако до настоящего времени администрацией г.о. Отрадный Самарской области не обеспечена возможность получения в электронной форме.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не отражены объективные причины вменения именно Администрации г.о. Отрадный Самарской области обязанности по принятию мер для оказания муниципальных услуг, судебной коллегией отклоняются ввиду следующего.

Исполнение Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ и реализация национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» возложена на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые должны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме.

Из положений части 15 статьи 13 Закона N 210-ФЗ следует, что порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией. Государственные и муниципальные услуги подлежат включению, соответственно, в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг (часть 1 статьи 11 Закона N 210-ФЗ).

Реестр муниципальных услуг г.о. Отрадный Самарской области включает в себя муниципальные услуги, предоставляемые органами местного самоуправления г.о. Отрадный Самарской области, в котором указаны исполнители муниципальной услуги

Администрацией г.о. Отрадный Самарской области было вынесено распоряжение от 09.03.2022 -р «Об актуализации и размещении муниципальных услуг городского округа Отрадный Самарской области в Реестре государственных муниципальных услуг Самарской области и на Региональном портале государственных муниципальных услуг Самарской области» в соответствии с планом-графиком приведения административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствие с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Лицам, ответственным за предоставление муниципальных услуг в органах местного самоуправления г.о. Отрадный Самарской области, на 1 и 15 число каждого месяца с 01.04.2022 предоставлять в отдел документооборота и кадрового обеспечения Администрации городского округа Отрадный Самарской области информацию о ходе исполнения настоящего распоряжения (п.2 Распоряжения). Контроль за исполнением распоряжения возложен на руководителя аппарата Администрации городского округа Отрадный Самарской области ФИО8 (п.3 Распоряжения).

Согласно распоряжения Администрации г.о.Отрадный от 12.04.2022 -р «О назначении ответственных лиц предоставление государственных и муниципальных услуг в г.о.Отрадный Самарской области» установлен круг ответственных лиц за организацию и обеспечение предоставления муниципальных услуг.

Представление прокурора г. Отрадного Самарской области об устранении выявленных нарушений федерального законодательства от 26.01.2022 за внесено в адрес исполняющего обязанности главы г.о. Отрадный Самарской области и предметом административных исковых требований является бездействие администрации городского округа Отрадный Самарской области по непринятию мер по созданию условий для оказания 33 муниципальных услуг в электронной форме и об обязании административного ответчика принять решение по совершению определенных действий в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Доводы апелляционной жалобы о том, что срок на организацию оказания муниципальных услуг в электронном виде не истец, судебной коллегией отклонятся, поскольку прокуратурой г. Отрадного Самарской области проведена проверка на предмет соблюдения органами местного самоуправления г.о. Отрадный Самарской области о предоставлении муниципальных услуг, в результате которой выявлены нарушения Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", выразившееся в необеспечении ответчиком возможности получения гражданами муниципальных услуг в электронном виде.

Таким образом, у судебной коллегии отсутствуют основания не соглашаться с выводами суда, поскольку они основаны на объективной оценке доказательств по делу, правильном применении норм материального права, подтверждаются материалами дела.

Учитывая вышеизложенное, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имелось, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в связи с чем, оспариваемые действия администрации г.о. Отрадный нельзя признать законными и обоснованными.

При рассмотрении дела судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права не допущено, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела.

Между тем судебная коллегия не может согласиться в части указания срока для оказания администрацией г.о. Отрадный Самарской области 33 муниципальных услуг в электронной форме до 01 января 2024 г.

Поскольку Распоряжением Правительства Самарской области от 19.01.2023 О внесении изменений в распоряжение Правительства Самарской области от 07.06.2022 -р «Об утверждении плана-графика приведения административных регламентов предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствие с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлен срок до 01 января 2025 г.

Таким образом, в остальной части выводы суда судебная коллегия признает правильными, полагая, что они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и положениям закона, регулирующего спорные правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом, оснований для признания их незаконными по доводам апелляционной жалобы административного ответчика не имеется.

Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Отрадненского городского суда Самарской области от 20 октября 2022 г. изменить в части.

Изложить резолютивную часть решения суда в абзаце 2 следующим образом: «Обязать администрацию городского округа Отрадный Самарской области в срок до 01 января 2025 года принять меры для оказания следующих 33 муниципальных услуг в электронной форме».

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Шестой кассационной суд общей юрисдикции и Верховный Суд Российской Федерации через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий:

Судьи:

33а-3935/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
иные несущественные изменения по существу решений, не учитываемые в качестве нижестоящей инстанции
Истцы
Прокурор г. Отрадного
Ответчики
МКУ Экология г. Отрадного
Администрация г.о. Отрадный Самарской области
МКУ «Комитет по вопросам демографии, опеки и попечительства городского округа Отрадный»
Другие
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
Департамент информационных технологий и связи Самарской области
Управление жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания населения г.о. Отрадный Самарской области
Комитет по управлению имуществом г.о. Отрадный Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.02.2023Передача дела судье
28.03.2023Судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
27.04.2023Судебное заседание
29.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.05.2023Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее