Дело № 12-996/2022
УИД 21RS0025-01-2022-004357-18
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
25 августа 2022 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Волкова Е.Н.,
рассмотрев жалобу Столярова ФИО4 на постановление Городской административной комиссии администрации (г. Чебоксары – столицы Чувашской Республики) о назначении наказания по делу об административном правонарушении от дата ----- и дело об административном правонарушении,
установил:
Постановлением Городской административной комиссии (г. Чебоксары – столицы Чувашской Республики) о назначении наказания по делу об административном правонарушении от 6 июня 2022 года № 4-22-15788 Столяров ФИО5 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики ----- от 23 июля 2003 года «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб.
Как следует из постановления, дата в период времени с 09 час. 51 мин. по 10 час. 10 мин. собственник (владелец) транспортного средства Столяров Г.Е., находясь на платной муниципальной парковке по адресу: адрес, не осуществил оплату за размещение транспортного средства -----), государственный регистрационный знак ----- на парковке (парковочном месте), расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по указанному адресу и используемой в соответствии с постановлением администрации адрес от дата ----- «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения адрес» на платной основе, чем нарушил п. 4.6 «Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары», утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары от 1 июля 2014 года № 2240, что предусматривает административную ответственность по ч. 2 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике».
Вышеуказанное постановление обжаловано Столяровым Г.Е. в суд. Выражая несогласие с принятым постановлением, указал, что согласно учетным документам автомобиль зарегистрирован на его имя, однако автомобиль находится в общей совместной собственностью с супругой Столяровой В.К., является совместно нажитым имуществом. дата он обозначенным автомобилем не управлял, был передан во временное пользование другому лицу. Доказательствами является полис Обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором, помимо заявителя, указано и иное лицо, чьи данные заявитель на основании положения ст. 51 Конституции Российской Федерации не сообщает. Передачу транспортных средств иному лицу могут подтвердить свидетели. Выражена позиция, что административным органом неправильно установлен субъект административного правонарушения. Поставлено требование об отмене постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Столяров Г.Е., в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явился, участие защитника не обеспечил, заявлений и ходатайств не направил, доказательства не представил. О времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, извещение суда ему вручено дата, о чем свидетельствует уведомление.
Административный орган Городская административная комиссия (г. Чебоксары – столицы Чувашской Республики) участие своего представителя не обеспечила. От представителя поступил письменный отзыв, в котором выражена позиция о недоказанности доводов жалобы о том, что в момент фиксации транспортное средство выбыло из владения собственника, полис страхования это не подтверждает.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно поступившие доказательства, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» невнесение платы за пользование на платной основе муниципальными парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух до трех тысяч рублей.
Согласно примечанию к статье 10.5 Закона Чувашской Республики, под муниципальной парковкой в настоящей статье следует понимать объект благоустройства поселения, городского округа, представляющий собой специально обозначенное, в том числе путем установки соответствующих дорожных знаков и информационных указателей, а также нанесения необходимой дорожной разметки в соответствии с проектом для каждой парковки, и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги общего пользования местного значения и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности поселения, городского округа, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы в случаях, установленных правовыми актами органа местного самоуправления поселения, городского округа.
Согласно ч. 1 ст. 35 указанного закона производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу п. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
В примечании к ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.
В соответствии с ст.2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
Согласно разъяснениям, содержащимся постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2006 года № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», собственник (владелец) транспортного средства в случае несогласия с вынесенным в отношении его постановлением о привлечении к административной ответственности за правонарушение, выявленное и зафиксированное работающими в автоматическом режиме техническими средствами, при реализации своего права на обжалование данного Постановления, может быть освобожден от административной ответственности, при условии, что в ходе рассмотрения жалобы будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ, примечание к ст. 1.5 КоАП РФ). При этом собственник обязан представить доказательства своей невиновности. Доказательствами, подтверждающими факт нахождения транспортного средства во владении (пользовании) другого лица, могут, в частности, являться доверенность на право управления транспортным средством другим лицом, полис обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, в котором имеется запись о допуске к управлению данным транспортным средством такого лица, договор аренды или лизинга транспортного средства, показания свидетелей и (или) лица, непосредственно управлявшего транспортным средством в момент фиксации административного правонарушения. Указанные, а также иные доказательства, не имеют заранее установленной силы и при осуществлении производства по делу должны быть исследованы и оценены по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, в совокупности.
Таким образом, возложение на собственника (владельца) транспортного средства бремени доказывания своей невиновности (если нарушение зафиксировано специальными техническими средствами) означает, что при привлечении данных субъектов к административной ответственности действует презумпция их виновности. Привлечение к ответственности собственников в случае технической фиксации нарушения обусловлено объективным характером нарушения и презумпцией использования транспортного средства его собственником. Вместе с тем в качестве защиты от неосновательного наказания закон предусматривает освобождение собственника от административной ответственности за технически зафиксированное нарушение, если в результате обжалования акта о привлечении к ответственности будет доказано использование транспортного средства другим лицом либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (ч. 2 ст. 2.6.1 КоАП РФ).
Обязанность представить доказательства, с бесспорностью подтверждающие наличие оснований для освобождения от административной ответственности, заявителем не исполнена.
Как следует из фотоматериала с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства «Страж», идентификатор (№) С20-059, свидетельство о проверке: С------, проверка действительная до дата, дата загрузки: дата, находящегося в деле об административном правонарушении, транспортное средство с государственным регистрационным знаком В129МР21 дата в период времени с 09 час. 51 мин. 22,6 сек. до 10 час. 10 мин. 33,5 сек. по адресу: адрес (географические координаты: -----° ВД), было размещено в зоне парковки ----- – на парковке, расположенной на автомобильной дороге общего пользования местного значения по указанному адресу и используемой в соответствии с муниципальными правовыми актами на платной основе.
Согласно абз. 2 п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2019 года № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», под автоматическим режимом следует понимать работу соответствующего технического средства без какого-либо непосредственного воздействия на него человека, когда такое средство размещено в установленном порядке в стационарном положении либо на движущемся по утвержденному маршруту транспортном средстве, осуществляет фиксацию в зоне своего обзора всех административных правонарушений, для выявления которых оно предназначено, независимо от усмотрения того или иного лица.
Изучив всю представленную техническую документацию на средство автоматической фиксации правонарушений «Страж», идентификатор С20-059, свидетельство о поверке С------ (действительно до дата), Паспорт и Руководство по эксплуатации «Комплекс программно-аппаратный с фото и видеофиксацией «Страж» № С20-059, судья приходит к выводу, что комплекс «Страж» относится к специальным техническим средствам, имеющим функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствам фото- и киносъемки, видеозаписи, работающим в автоматическом режиме.
Время и место (адрес) совершения правонарушения, указанные в постановлении, определены в соответствии с геолокацией оборудования автоматически.
В соответствии с п. 5 ст. 3, п.п. 3.1, 3.2, 3.3 ст. 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» стоянка (парковка) транспортных средств – элемент обустройства автомобильных дорог; принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования; установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения; установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, - прерогатива органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляют мероприятия по созданию и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов. Парковки (парковочные места) в границах населенных пунктов создаются и используются в порядке, установленном Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Подпунктом 11 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
На территории города Чебоксары предусмотрены платные парковочные места в соответствии с:
- постановлением администрации г. Чебоксары от 01 июля 2014 года № 2240 «Об утверждении Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары»;
- постановлением администрации г. Чебоксары от 11 мая 2017 года № 1139 «Об утверждении методики расчета и максимального размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары»;
- постановлением администрации г. Чебоксары от 18 декабря 2017 года № 2928 «Об утверждении Перечня размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары».
Перечнем размещения парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения города Чебоксары, утвержденным постановлением администрации г. Чебоксары от 18 декабря 2017 года № 2928, на дату 29 апреля 2022 года предусмотрена платная парковка, расположенная по бульвару Президентскому с расположением у дома № 20 по ул. К. Воробьевых, четная сторона, (зона парковки 206) с установлением времени работы парковки: круглосуточно (при нахождении транспортного средства на платной парковке (парковочном месте) более 15 минут) (п. 6 Перечня).
Согласно п.п. 4.2.2, 4.3.3 Положения о порядке создания и использования парковок (парковочных мест) на платной основе, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального образования города Чебоксары, утвержденного постановлением администрации г. Чебоксары от 1 июля 2014 года № 2240, пользователи парковок (парковочных мест) обязаны при использовании парковок (парковочных мест) оплатить установленную стоимость пользования данным объектом с учетом фактического времени пребывания на нём; запрещается оставлять транспортное средство на парковке (парковочном месте) без оплаты услуг за пользование парковкой (парковочным местом).
В соответствии с п. 4.5 Положения, пользование парковкой (парковочным местом) осуществляется на основании публичного (фискального) договора между пользователем парковки (парковочного места) и оператором, согласно которому оператор обязан предоставить пользователю право пользования парковкой (парковочным местом), а пользователь – оплатить предоставленную услугу, за исключением категорий пользователей парковкой (парковочным местом), установленных пунктом 4.12 настоящего Положения.
По данным УМВД России по г. Чебоксары собственником (владельцем) транспортного средства с государственным регистрационным знаком ----- является Столяров Г.Е.
Оплата за парковку не осуществлялась.
Факт стоянки указанного транспортного средства, принадлежащего на праве собственности заявителю, на платной парковке и невнесения платы за размещение транспортного средства на платной парковке доказан административным органом и нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения жалобы.
Из схемы дислокации технических средств организации дорожного движения, из которой следует, что на данном участке автодороги возле адрес установлен дорожный знак 6.4 «Парковка (парковочное место)» с табличками 8.8 «Платные услуги» и 8.6 «Способ постановки транспортного средства на стоянку».
Информация о размещении парковок (парковочных мест) на платной основе на автомобильных дорогах общего пользования местного значения г. Чебоксары многократно доводилась и доводиться администрацией г. Чебоксары до неопределенного круга лиц, в том числе посредством средств массовой информации, нормативные правовые акты официально опубликованы. Любой гражданин, находящийся в границах соответствующего административно-территориального образования должен соблюдать нормативные правовые акты, действующие на определенной территории.
На данном участке, используемом под парковку, размещены информационные стенды, при должной осмотрительности и внимательности лицо, размещающее автомобиль на платной парковке имеет возможность ознакомиться с условиями пользования ею, а в случае несогласия с данными условиями – покинуть парковку до истечения времени пользования ею без взимания платы (до истечения 15 минут).
В своей жалобе Столяров Г.Е. не отрицает, что является собственником транспортного средства -----, но в период времени, указанный в постановлении, не он управлял транспортным средством. Данные о лице, которому был передан автомобиль, Столяров Г.Е. сообщать не желает на основании ст. 51 Конституции Российской Федерации.
Доказательства, подтверждающие доводы автора жалобы о его непричастности к совершению административного правонарушения, материалы дела не содержат, к жалобе не приложены, судье не представлены.
При этом в дело по запросу поступила информация, что Столяров Г.Е. как собственник транспортного средства с государственный регистрационным номером ----- привлекался к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области дорожного движения на основании постановлений от дата, дата, назначенное наказание им исполнено.
В материалах дела не имеется доказательств, достаточных для вывода о нахождении транспортного средства в момент фиксации административного правонарушения в автоматическом режиме во владении и пользовании лица, не являющегося собственником транспортного средства.
Содержащиеся в постановлении фактические обстоятельства подтверждаются фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме специального технического средства, имеющего функции фотосъемки. Сведения о марке автотранспортного средства, его государственном регистрационном знаке, принадлежности конкретному собственнику позволили достоверно установить собственника транспортного средства, подлежащего привлечению к ответственности, при отсутствии доказанности факта нахождения транспортного средства во владении (пользовании) иного лица.
Субъект правонарушения, зафиксированного работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, является специальным, и его вина основана на правомочиях собственника. В случае, если собственник (владелец) транспортного средства не подтвердит, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц, основания для его освобождения от административной ответственности отсутствуют.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
При рассмотрении жалобы не представлены доказательства, указывающие на то, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц.
При данных обстоятельствах в силу положений ч. 1 ст.2.6.1 КоАП РФ административную ответственность за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», должен нести Столяров Г.Е. как собственник транспортного средства.
Таким образом, в постановлении ----- от дата Городской административной комиссией (г. Чебоксары – столицы Чувашской Республики) сделан обоснованный вывод о виновности ФИО1 и его действия правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики ----- от дата «Об административных правонарушениях в Чувашской Республики».
Вместе с тем, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб. судья полагает не соответствующим характеру и степени общественной опасности правонарушения с учетом данных о личности лица.
Данных о привлечении Столярова Г.Е. к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не представлено.
Санкцией ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике» за совершение административного правонарушения предусмотрено административное наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере одной тысячи рублей.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Следовательно, установление административного наказания и определение его размера в каждом конкретном случае должно основываться на принципах справедливости наказания, его соразмерности совершенному правонарушению.
При таких обстоятельствах, назначенное Столярову Г.Е. административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 руб. не соответствует характеру совершенного административного правонарушения и может повлечь избыточное ограничение его прав, в связи с чем с учетом конкретных обстоятельств дела назначенное наказание подлежит изменению (замене) на предупреждение.
С учетом изложенного, постановление в отношении Столярова Г.Е. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 10.5 Закона Чувашской Республики от 23 июля 2003 года № 22 «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», подлежит изменению путем замены назначенного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление городской административной комиссии (г. Чебоксары – столицы Чувашской Республики) о назначении наказания по делу об административном правонарушении от дата -----, в соответствии с которым Столяров ФИО6 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10.5 Закона Чувашской Республики от дата ----- «Об административных правонарушениях в Чувашской Республике», с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 1 000 руб., изменить в части административного наказания, назначив административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части в удовлетворении жалобы Столярова ФИО7 отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный Суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики.
Судья Е.Н. Волкова