Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1000/2023 от 24.05.2023

УИД 32RS0-68

Дело № 2-1000/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 июля 2023 года                            город Брянск

Фокинский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи        Ткаченко Т.И.,

при секретаре                             Демидовой Л.В.,

с участием истца                             Каршкова Н.В.,

представителя ответчика                     Ширшовой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каршкова Н.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о понуждении произвести перерасчет пенсионных выплат,

установил:

Каршков Н.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области (далее – ОСФР по Брянской области) о понуждении произвести перерасчет пенсионных выплат.

В обоснование заявленных исковых требований Каршков Н.В. указал, что является пенсионером. Согласно ответу ОСФР по Брянской области на обращение Каршкова Н.В. от <дата> , на дату назначения страховой пенсии размер страховой пенсии составлял <...>, на <дата><...>.

При этом в справке о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица сведения о заработке, доходе, учитываемом при начислении страховой пенсии, за периоды работы Каршкова Н.В. на Брянской мебельной фабрике в 1982-1983, 1990-1994 годы отсутствуют. Вместе с тем, из сведений, представленных МБУ «Архив г. Брянска» следует, что информация о полученной истцом заработной плате и соответствующих отчислениях для расчета пенсионных выплат, имеется за период с 1982 пода по 1994 год.

Каршков Н.В. неоднократно обращался к ответчику о перерасчете пенсионных выплат, однако обращения оставлены без удовлетворения.

Полагая, что отказ в перерасчете пенсионных выплат нарушает права истца, поскольку занижаются начисленные пенсионные выплаты, истец просил суд обязать ОСФР по Брянской области пересчитать размер начисленных Каршкову Н.В. пенсионных выплат с учетом представленных документов на момент начисления пенсионных выплат.

В судебном заседании истец Каршков Н.В. исковые требования поддержал по основаниям иска, просил удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика по доверенности Ширшова С.Н. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. При этом суду пояснила, что Каршков Н.В. с <дата> является получателем страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты) в соответствии с частью 6 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» как лицо, являющееся получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей». В страховой стаж Каршкова Н.В. учтены все периоды трудовой и иной деятельности на основании представленных документов и сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Расчет пенсии Каршкова Н.В. произведен с учетом максимального отношения по заработной плате, исчисление пенсии с учетом справок о заработной плате за другие периоды не приведет к увеличению размера пенсии. Расчетный размер пенсии истца определен по наиболее выгодному варианту исчисления по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от <дата> - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до <дата> и после <дата> составила <...> На дату назначения стоимость одного индивидуального пенсионного коэффициента (далее – ИПК) составила – <...>. Размер страховой пенсии без учета фиксированной выплаты составлял <...>, который ежегодно пересматривался с учетом увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента. С <дата> размер страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты) с учетом стоимости одного ИПК (<...>

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области, Федеральной службы исполнения наказания в судебное заседание не явились, причины неявки суду не известны. Ранее в судебном заседании представитель Щербакова Е.В. в разрешении заявленных требований полагалась на усмотрение суда. Суду пояснила, что Каршков Н.В. является получателем пенсии за выслугу лет (23 года в льготном исчислении) по линии УИС с <дата>. Периоды, вошедшие в расчет выслуги лет для начисления пенсии: с <дата> по <дата> – трудовая деятельность (обучения), с <дата> по <дата> – службы в Вооруженных Силах РФ, с <дата> по <дата> – служба в МВД РФ, с <дата> по <дата> – служба в УИС.

Информация о времени и месте судебного разбирательства своевременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Суд, в соответствии со статьями 117, 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от <дата> -О, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсий в установленных законом случаях и размерах, реализация которого обеспечивается в Российской Федерации путем создания систем пенсионного страхования, а также государственного пенсионного обеспечения. Федеральный законодатель обладает достаточно широкой дискрецией в указанной сфере и вправе закрепить в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты.

Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 166-ФЗ военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В силу статьи 7 Закона РФ лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».

В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от <дата> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.

В определении Конституционного Суда РФ от <дата> -О изложена следующая правовая позиция. В целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров федеральный законодатель предусмотрел правовой механизм, гарантирующий им, помимо выплаты пенсии по государственному пенсионному обеспечению, возможность получать страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, - при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Часть 4 статьи 13 названного Федерального закона является элементом данного правового механизма, направленного на реализацию указанной категорией граждан конституционного права на социальное обеспечение. Закрепленное ею правило, исключающее возможность одновременного зачета хронологически совпадающих периодов в выслугу лет и в страховой стаж, в равной мере распространяющееся на всех граждан, получающих пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от <дата> -I, осуществляющих трудовую деятельность, не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права, притом что такие периоды были учтены при установлении пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона военнослужащим и приравненным к ним лицам как лицам с особым правовым статусом.

Согласно абзацу 7 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - страховые взносы) - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Статьей 17 Федерального закона от <дата> № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» абзац 7 статьи 3 Федерального закона от <дата> № 167-ФЗ, изложен в новой редакции, в соответствии с которой страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений.

Таким образом, действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы лицам, проходившим службу в органах уголовно-исполнительной системы как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы. В законодательстве не содержится нормы, позволяющей таким пенсионерам при реализации права на одновременное получение двух пенсий по их выбору исключить период, учтенный при расчете стажа для назначения им пенсии за выслугу лет, и включить этот же период в страховой стаж при назначении трудовой (с <дата> – страховой) пенсии по старости.

Исходя из вышеприведенных норм, при установлении страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты) лицам, проходившим службу в органах уголовно-исполнительной системы и получающим пенсию за выслугу лет по линии УИС, суммы страховых взносов, имеющиеся на их индивидуальных лицевых счетах по состоянию на дату назначения страховой пенсии по старости за периоды работы и иной деятельности, совпадающие по времени с периодами прохождения службы, учтенными при установлении пенсии за выслугу лет, не учитываются при исчислении величины ИПК, для определения права на страховую пенсию по старости.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Каршков Н.В. с <дата> является получателем пенсии за выслугу лет (23 года в льготном исчислении) по линии Уголовно-исполнительной системы, назначенной в соответствии с Законом РФ от <дата> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей».

При определении права на пенсию за выслугу лет были учтены следующие периоды: с <дата> по <дата> (трудовая деятельность (обучение), с <дата> по <дата> (служба в Вооруженных силах РФ), с <дата> по <дата> год (служба в МВД РФ), с <дата> по <дата> (служба в УИС).

С <дата> Каршкову Н.В. назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федеральный закон от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в размере <...>

Истец обратился с заявлением в ОПФР по Брянской области о перерасчете размера пенсии по старости.

Согласно ответу УПФР в городском округе г. Брянска (межрайонное) от <дата> Каршкову Н.В. разъяснено, что расчет пенсии произведен ответчиком правильно, предложенный вариант расчета является наиболее выгодным для истца.

Из материалов дела следует, что на день назначения пенсии по старости у истца страховой стаж <...>

<...>

Отношение заработной платы истца к заработной плате по Российской Федерации с 1 августа 1984 года по 31 июля 1989 года – 1,353, в соответствии со статьей 30 Федерального Закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года к расчету взято отношение с ограничением - 1,2.

Сумма страховых взносов согласно выписке из индивидуального лицевого счета за период с <дата> по <дата> составила 113872 рубля 45 копеек. Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после <дата> по данным индивидуального (персонифицированного) учета составляет <...>

В силу положений статьи 15 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент, СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

При этом ИПК складывается из индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до <дата> и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место после <дата> (часть 9 статьи 15 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В соответствии с пенсионным законодательством при назначении пенсии с <дата> осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на <дата> путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

С учетом всех указанных показателей, величина ИПК Каршкова Н.В. за периоды до <дата> и после <дата> составила <...>. На дату назначения страховой пенсии (<дата>) стоимость одного ИПК составляла <...>.

Размер страховой пенсии без учета фиксированной выплаты на дату ее назначения составлял <...> из расчета по нормам Федерального закона от <дата> № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Таким образом, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что ОСФР по Брянской области в страховой стаж учтены все периоды трудовой и иной деятельности Каршкова Н.В., в том числе, периоды, на которые ссылается истец в исковом заявлении, применяемый расчет пенсии Каршкова Н.В. соответствует пенсионному законодательству и является наиболее выгодным вариантом оценки пенсионных прав истца.

Поскольку нарушений при начислении пенсии Каршкову Н.В. не установлено, расчет пенсии произведен правильно по нормам действующего законодательства, оснований для удовлетворения исковых требований Каршкова Н.В. к ОСФР по Брянской области о понуждении произвести перерасчет пенсионных выплат у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Каршкова Н.В. (паспорт серия 15 04 выдан Отделом внутренних дел <адрес> <дата>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> (ОГРН <...>) о понуждении произвести перерасчет пенсионных выплат оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Фокинский районный суд города Брянска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья     подпись      Т.И. Ткаченко

Решение принято в окончательной форме 11 июля 2023 года.

2-1000/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Каршков Николай Владимирович
Ответчики
ОСФР по Брянской обл
Другие
ФСИН России
Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области
Суд
Фокинский районный суд г. Брянска
Судья
Ткаченко Тамара Игоревна
Дело на странице суда
fokinsky--brj.sudrf.ru
24.05.2023Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
25.05.2023Передача материалов судье
25.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2023Подготовка дела (собеседование)
29.05.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
13.06.2023Судебное заседание
15.06.2023Судебное заседание
05.07.2023Судебное заседание
11.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2024Дело оформлено
19.03.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее