Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2023 г. <адрес>
Рассказовский районный суд <адрес> в составе:
судьи Дробышевой Т.В.,
при секретаре Чекалиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Балашовой С. В., Шляндиной А. В. к администрации Татарщинского сельсовета <адрес> о признании права собственности на земельный участок в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Балашова С.В., Шляндина А.В. обратились в суд с иском к администрации Татарщинского сельсовета <адрес>, в котором, с учетом уточнения требований, просят признать за ними право собственности в порядке наследования на ? доли в общей долевой собственности земельного участка 140/36190, категория земель: земли сельскохозяйственного использования, адрес: <адрес> с кадастровым номером №.
В обосновании заявленного требования указав, что Балашова С.В. и Шляндина А.В. являются доччерьми по отношению к наследодателю Моисейкину В.П., умершему дд.мм.гггг. При жизни Моисейкину В.П. на праве собственности принадлежала доля в общей долевой собственности земельного участка 140/36190, категория земель: земли сельскохозяйственного использования, адрес (местонахождение): <адрес> с кадастровым номером №. С заявлением о принятии наследства к нотариусу в установленный законом срок они не обращались, так как не знали о существовании указанного имущества. О земельном участке истцы узнали, когда с ними связалась ИП глава КФХ Кураева Г.В., пожелавшая взять в аренду земельный пай. Истцы фактически приняли наследство после смерти отца, о чем свидетельствует их участие в организации и проведении похорон Моисейкина В.П., после его смерти личные вещи умершего находились у Балашовой С.В. и Шляндиной А.В. Оригинал свидетельства о смерти Моисейкина В.П. и оригиналы документов на земельный участок находились у истцов, они обеспечивали их сохранность. Администрация Татарщинского сельсовета предоставила истцам справки о фактическом вступлении во владение имуществом. Получить документы о праве собственности на долю земельного участка не представляется возможным, в связи с чем вынуждены обратились в суд с заявлением.
В судебное заседание истцы Балашова С.В. и Шляндина А.В. не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель истцов Судоргина Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
В судебное заседание представитель администрации Татарщинского сельсовета <адрес> не явился, от главы сельсовета Ендальцевой В.Н. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с иском согласна.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст.1142 ГК РФ, наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с ч. 4 ст. 1152 ГК РФ принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Согласно ч.1 ст.1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В силу ч.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как следует из материалов дела, Моисейкин В.П., дд.мм.гггг г.р. являлся собственником 140/36190 доли земельного участка в праве общей долевой собственности, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения – для сельскохозяйственного использования, площадь 19387500 кв.м., адрес (местоположение): <адрес> кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дд.мм.гггг №-АБ 065971.
Моисейкин В.С. умер дд.мм.гггг, о чем представлено свидетельство о смерти, выданное администрацией Татарщинского сельсовета <адрес> от дд.мм.гггг.
Согласно справке администрации Татарщинского сельсовета <адрес> от дд.мм.гггг, Моисейкин В.П. на день смерти постоянно проживал по адресу: <адрес>.
По сообщению нотариуса <адрес> и <адрес> Сёминой Е.Н., наследственного дела после смерти Моисейкина В.П. в её производстве не зарегистрировано.
Наследство после его смерти фактически приняли дочери Моисейкина В.П. – Балашова С.В. и Шляндина А.В., забрав себе документы и личные вещи наследодателя, приняли меры по сохранению наследственного имущества.
Таким образом, истцы Балашова С.В. и Шляндина А.В. являются наследниками первой очереди по закону на земельный участок после смерти отца Моисейкина В.П.
Согласно п.2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
На основании п.36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дд.мм.гггг № «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных ч.2 ст.1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В целях подтверждения фактического принятия наследства наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
В обосновании доводов о фактическом принятии наследства, истцами представлены личные вещи наследодателя, находящиеся у истцов: свидетельство на праве собственности Моисейкина В.П. на землю от дд.мм.гггг, а также свидетельство о государственной регистрации права на указанный земельный участок от дд.мм.гггг.
Также, согласно представленным администрацией Татарщинского сельсовета <адрес> справкам, Балашова С.В. и Шляндина А.В. действительно после смерти Моисейкина В.П. фактически вступили во владение имуществом, находящимся в <адрес>, пользуются им, принимают меры к его содержанию, производят за свой счет расходы по содержанию наследуемого имущества, уплачивают налоги.
В настоящее время истцы планируют сдать спорную недвижимость в аренду ИП главе КФХ Кураевой Г.В., тем самым распорядиться имуществом наследодателя.
Таким образом, суд считает установленным, что истцы Балашова С.В. и Шляндина А.В. фактически приняли наследство, а именно: вступили во владение и пользование земельным участком и имеют все правовые основания для признания за ними права собственности на указанный объект недвижимости в порядке наследования.
В силу ч.2 ст.1141 ГК РФ наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления (статья 1146).
Поскольку наследственное имущество состоит из 140/36190 доли в праве общей долевой собственности, то наследуемая доля каждого из истцов составит 70/36190.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Анализируя в совокупности представленные доказательства, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Балашовой С. В., дд.мм.гггг г.р. (ИНН №) право собственности на 70/36190 и за Шляндиной А. В., дд.мм.гггг г.р. (ИНН №) право собственности на 70/36190 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного использования, адрес: <адрес> с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд через Рассказовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.В. Дробышева
Решение в окончательной форме принято судом дд.мм.гггг
Судья Т.В. Дробышева