Дело № 2-2541/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 ноября 2023 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего Эрзихановой С.Ф.
при секретаре судебного заседания Гончаровой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Климковича Александра Александровича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент образования и науки г. Севастополя, ГБУ "Госжилфонд" о понуждении к заключению договора социального найма,
установил:
Климкович А.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя о понуждении к заключению договора социального найма, ссылаясь на то, что с 06.11.2013 по настоящее время, он постоянно проживает и зарегистрирован по адресу: <адрес>, был вселен в жилое помещение на основании ордера от 01.04.2009, выданного ООО «Нефтида». В 2023 году Климкович А.А. обратился в Департамент капитального строительства города Севастополя с заявлением о заключении договора социального найма, однако 26.09.2023 в заключении договора было отказано по тем основаниям, что данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд, является общежитием. Ссылаясь на невозможность оформления прав в административном порядке, фактическое проживание в спорном жилом помещении, отсутствие иного жилья, Климкович А.А. просил суд обязать Департамент капитального строительства города Севастополя заключить с ним договор социального найма указанного жилого помещения.
Определением Ленинского районного суда города Севастополя от 15.08.2023 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент образования и науки г. Севастополя, ГБУ "Госжилфонд".
Протокольным определением Ленинского районного суда города Севастополя от 09.10.2023 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя.
Истец Климкович А.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен судом. Согласно представленному в материалы дела заявлению представитель истца - Баскакова Е.И., просила суд рассматривать дело в ее отсутствие. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие истца и его представителя в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик Департамент капитального строительства города Севастополя в судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно представленным в материалы дела возражениям на исковое заявление, просил суд отказать в удовлетворении иска, рассматривать дело в отсутствие представителя Департамента. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика в порядке ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. Как следует из содержания возражений, против удовлетворения возражал, ввиду отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент образования и науки г. Севастополя, ГБУ "Госжилфонд", Департамент архитектуры и градостроительства г. Севастополя в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Согласно представленному в материалы дела заявлению представителя Департамента образования и науки г. Севастополя, просил суд рассматривать дело в отсутствие представителя Департамента. При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие третьих лиц в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Как следует из справки по месту жительства (регистрации) ГУПС «ЕИРЦ» по состоянию на 03.08.2023, в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрирован Климкович А.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ; ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. дочь с ДД.ММ.ГГГГ.
Климкович А.А. занимает комнату, расположенную по адресу: <адрес>, на основании ордера № 14 от 01.04.2009, выданного ООО «Нефтида» (договор № 14 от 01.04.2009).
Климкович А.П. обратился в Департамент с заявлением о заключении договора социального найма в отношении спорной комнаты.
26.09.2023 Климковичу А.А. Департаментом отказано (исх. 8568/01-05-02.1-50/02/23) в предоставлении государственной услуги по тем основаниям, что данное жилое помещение включено в специализированный жилищный фонд, является общежитием. Кроме того, в жилом помещении проведены работы по перепланировке в отсутствие разрешительной документации.
По состоянию на 02.08.2023 в Реестре содержится информация об объекте недвижимого имущества, расположенном по адресу: <адрес> - жилое помещение общежития, общая площадь 17,2 кв. м. Объект включен в Реестр на основании распоряжения Департамента № 148-РДИ от 25.01.2016 и закреплен на праве оперативного управления за ГУП «Центр эффективного использования имущества города» на основании распоряжения Департамента № 1129-РДИ от 01.04.2022.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.12.2022, правообладателем жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 17,2 кв.м., кадастровый №, является город Севастополь.
Сведения о том, что жилое помещение по адресу: <адрес> является помещением общежития и относится к помещениям специализированного жилищного фонда, материалы дела не содержат.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В силу части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.
В силу части 1 статьи 63 указанного кодекса договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований этого же кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (часть 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Часть 1 статьи 60 и пункт 1 части 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагают на наймодателя обязанность передать жилое помещение по договору социального найма.
Следовательно, правоотношения по социальному найму жилого помещения подлежат юридическому оформлению путем заключения между сторонами таких правоотношений - наймодателем и нанимателем - договора социального найма в письменной форме.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Ввиду утраты домом, в котором расположено спорное жилое помещение, статуса общежития, а также с учетом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма граждане, занимавшие часть жилого помещения, также приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.
Из указанной нормы права следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Из материалов дела усматривается, что право пользования спорным жилым помещением у истца возникло на основании ордера на жилую площадь в общежитии № 14 от 01.04.2009, выданного Климковичу А.А. Решение о выдаче ордера не оспорено, недействительным не признано.
Поскольку факт принятия решения о передаче здания общежития в коммунальную собственность города Севастополя предполагает изменение статуса жилого помещения с применением к нему правового режима, установленного для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, принимая во внимание, что в настоящее время, занимаемое Климковичем А.А. жилое помещение учтено в Реестре собственности города Севастополя без указания на отнесения к специализированному фонду, суд полагает, что исковые требования Климковича А.А являются обоснованными.
Отсутствие договора социального найма, а также решения уполномоченного органа об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами указанных документов.
Согласно представленному техническому паспорту, подготовленному ГУП «БТИ» по состоянию на 20.10.2023, комната №, расположенная на 4 этаже по адресу: <адрес>, состоит из жилой комнаты, площадью 17,8 кв.м. Из справки ГУП «БТИ» от 14.11.2023 № 3/1609 следует, что сведений о перепланировке, реконструкции жилого помещения не зарегистрировано.
Таким образом, из предоставленных суду письменных доказательств следует, что истец на протяжении длительного времени непрерывно зарегистрирован и проживает по адресу спорного жилого помещения (<адрес>, ком. 414), несет расходы по содержанию жилого помещения и оплате коммунальных услуг, в жилом помещении отсутствуют работы проведенные самовольно. При таких обстоятельствах, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Климковича Александра Александровича, действующего в своих интересах и в интересах малолетней ФИО1 к Департаменту капитального строительства города Севастополя, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, Департамент образования и науки г. Севастополя, ГБУ "Госжилфонд" о понуждении к заключению договора социального найма, удовлетворить.
Обязать Департамент капитального строительства города Севастополя (ИНН 9204003373, ОГРН 1149204006434) заключить с Климковичем Александром Александровичем <данные изъяты>) договор социального найма на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 17,8 кв.м., кадастровый №, указав в качестве члена семьи нанимателя ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента изготовления в окончательной форме в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя.
В окончательной форме решение изготовлено 21 ноября 2023 года.
Судья: С.Ф. Эрзиханова