Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-428/2023 от 03.08.2023

дело № 2-1-428\2023

УИД77RS0021-02-2022-021080-21

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г.Козельск 11 октября 2023 года

Козельский     районный суд Калужской области, в составе председательствующего судьи Борзова И.А.,    

при секретаре Трошиной В.В.,

с участием представителя ответчика Гарагуля Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Козельского районного суда дело по иску военного прокурора Калужского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, войсковую часть 55443-КК о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Калужского гарнизона обратился в суд с иском и с учетом уточненных требований просит обязать ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, войсковую часть 55443-КК не позднее 6 (шести) месяцев со дня вынесения решения суда по результатам рассмотрения иска, устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации объекта теплового хозяйства (котельной инв.), расположенного по адресу : <адрес>, а именно: провести режимно-наладочные испытания водно-химического режима котлов, а также контрольно-измерительных приборов и автоматики котлов с выдачей карт срабатывания датчиков защиты и режимных карт, произвести их наладку; осуществлять эксплуатацию установок докотловой обработки воды и ведение водно-химического режима котлов с режимными картами; произвести анализ питательной воды котлов на содержание растворенного кислорода; выполнить техническое освидетельствование тепловых энергоустановок (тепловых сетей), участвующих в обеспечении теплоснабжения, а также дымовой трубы; провести техническое диагностирование трубопроводов тепловой сети, отработавших расчетный ресурс; организовать проведение наладки тепловых сетей от котельной; обеспечить промывку тепловых энергоустановок (котлов); осуществить обследование технического состояния резервуаров и приемных емкостей (мазутные емкости), отработавших нормативно-расчетный ресурс, а также их очистку и калибровку; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности, а также договор с профессиональными аварийно-спасательными службами; произвести ремонт наружного освещения территории объекта теплоснабжения; выполнить ремонт (замену) окон здания котельной, его дверных проемов, стен, потолков, лестниц и площадок, железобетонных конструкций, а также устройства ограждения территории котельной; осуществить ремонт (замену) 2 котлов ( №№1 и 3) объекта теплоснабжения, внутренних трубопроводов, экономайзеров, насосного оборудования, а также электро-сетевого хозяйства; установить приборы учета манометра.

Военный прокурор Калужского гарнизона Военный прокуратуры Западного военного округа в судебное заседание не явился, просит уточненные требования удовлетворить и рассмотреть дело в отсутствие работника военной прокуратуры Калужского гарнизона.

Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в судебное заседание не явился, представил возражение, согласно которого в удовлетворении исковых требований Военного прокурора Калужского гарнизона просит отказать и рассмотреть дело без своего участия. В возражении на исковые требования указано, с декабря 2022 года котельная №122 не эксплуатируется. В рамках оптимизации было принятое решение о временной консервации мазутной котельной №122, решение на стадии разработки. По согласованию с руководством филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЗВО, в целях экономии бюджетных средств, было принято решение о переходе на альтернативный источник теплоснабжения АМКУ на твердом топливе для обеспечения теплоснабжения военного городка №1, базы в\ч 55443-КК.

Представитель соответчика войсковой части 55443-КК Гарагуля Н.В. не возражал против исковых требований, показал следующее. Он является начальником базы хранения войсковой части 55443-КК. Коммунальное обслуживание войсковой части осуществляет ЖК №2 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России. Так котельная №122, расположенная на территории части является единственным официальным источником тепла для всей части. В настоящее время котельная находится в неисправном состоянии. Все неисправности и нарушения, указанные в иске и в материалах прокурорской проверки соответствуют действительности. Котельная №122 является единственной внесенной в паспорт военного городка №40-2-328, она отапливается на мазуте, количество мазута необходимого для отопления части достаточно. Каких либо письменных указаний о временной либо постоянной консервации мазутной котельной №122 ему, как начальнику войсковой части, не поступало и ему ничего не известно о данном факте.

Представитель третьего лица МО РФ в судебное заседание не явился, о дне и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом.

Выслушав представителя ответчика и ознакомившись с материалами дела суд приходит к выводу о следующем.

В судебном заседании установлено, что в силу положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, названное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных данному министерству организаций; финансирование ФГБУ "ЦЖКУ" осуществляется за счет, в том числе средств федерального бюджета с учетом государственного задания на финансовый год, которое формируется и утверждается Министерством обороны Российской Федерации. Следовательно, требование к ответчику ФГБУ «ЦЖКУ» обязанности по устранению допущенного нарушения является правомерным, исходя из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны Российской Федерации.

Как предусмотрено пунктом 3 статьи 10.1 названного закона, комплектование формирований Вооруженных Сил Российской Федерации военнослужащими, гражданским персоналом, обеспечение материально-техническими средствами и предоставление входящим в их состав военнослужащим и гражданскому персоналу медицинского и иных видов обеспечения осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее Положение), в соответствии с пунктом 1 которого указанное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России. К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации в соответствии с подпунктами 68, 71 пункта 7 Положения отнесена в том числе организация выполнения работ по капитальному ремонту объектов социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, а также эксплуатация таких объектов.

В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2).

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из приведенных положений закона следует, что собственник по своему усмотрению владеет и пользуется принадлежим ему имуществом и определяет расходы, необходимые для его содержания или ремонта.

Возложение на собственника обязанностей по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года № 155 в целях содержания, эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно пунктам 12, 21, 25 Устава ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации данное учреждение создано в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации; для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны в сфере жилищно-коммунального хозяйства; осуществляет функции по обеспечению содержания (эксплуатации), проектирования, капитального и текущего ремонта, реконструкции недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование; осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по его эксплуатации (в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем в многоквартирных домах закрытых военных городков).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 года № 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, в котором предусмотрена ответственность ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 14 - 16 Руководства филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" отвечают, в том числе, за обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; осуществляют контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре; жилищно-коммунальная служба ФГБУ "ЦЖКУ" несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ", и осуществляет, в частности, устранение аварийных ситуаций, мероприятия по подготовке к отопительному периоду и иную деятельность, предусмотренную Уставом данного учреждения.

Министерство обороны Российской Федерации выделяет лимиты бюджетных средств на текущий, капитальный ремонты и реконструкцию зданий и сооружений ФГКУ "ЦЖКУ" единовременно на текущий год. При этом реализация указанных обязанностей ФГБУ "ЦЖКУ" не ставится в зависимость от его финансирования, а также самостоятельно решает вопросы распределения лимитов бюджетных средств на эти цели.

Военным прокурором Калужского гарнизона была проведана проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации объектов теплового хозяйства, расположенных на территории <адрес>, эксплуатируемых ФГБУ "ЦЖКУ" в интересах оборонного ведомства.

В результате проверки, в том числе акта осмотра системы теплоснабжения №122\во от 2022 года, проведенного в составе комиссии в составе начальника базы хранения А.А., ведущего инженера отделения ЖКС№2 (Калуга) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны по ЗВО Н.Г., инженера отделения ЖКС №2 (Калуга) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЗВО М.А., начальника отдела хранения В.А., начальника котельной инв№122 ЖКС№2 (Калуга) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны по ЗВО А.А., следует, что выявлены дефекты. Так отсутствует ограждение территории котельной; растрескивание изоляции электропроводки наружного освещения; отслаивание штукатурки внутри здания, осыпалась побелка по всей площади потолков; отслоение лакокрасочного покрытия и штукатурки; разрушение дверей и дверных блоков в помещениях котельной и МНС, пороги прогнили на до основания пола, двери закрываются неплотно; после монтажа окон остались не оштукатурены откосы; наличие коррозии металлических деталей лестниц; течь конвективного и кипятильного пучка в районе нижнего барабана; износ продувочных вентилей Ду25РУ25 кг\см2; износ рычажных клапанов Ду80, поломка стального фланцевого вентиля Ду50 Ру40-1 шт.; течь конвективного и кипятильного пучка районе нижнего барабана; износ продувочных вентилей Ду25 РУ 25 кг\см2; износ рычажных клапанов Ду80; поломка стального фланцевого вентиля Ду50 Ру40-1 шт; трубная система прогорела (ремонту не подлежит); трубная система изношена на 60%, неисправность предохранительного клапана; трубная система прогорела ( ремонту не подлежит) ; отсутствует ЭПБ; отсутствует устройство защитного отключения трехфазного электродвигателя; насос К45\30 не исправен, требует замена насосов К20\30, ЦДВ-25\20, ЦДВ 25\20; а также другие нарушения.

После проведения акта осмотра, комиссия пришла к заключению, что для обеспечения бесперебойной эксплуатации котельной и тепловых сетей необходимо провести ремонт, а именно : устройство ограждения территории котельной; ремонт наружного освещения, ремонт стен и потолка площадью 578 кв.метров, замена дверных блоков, ремонт полов 16 кв.метров, капитальный ремонт котлов №1,3; капитальный ремонт экономайзеров; техническое освидетельствование оборудования и дымовой трубы; замена насосов ПДВ25\20- 2 шт., замена деаэратора ДА5\4; наладка оборудования водоподготовки; очистить, откалибровать мазутные емкости; замена эл.проводки; ремонт внутренних трубопроводов; замена вентилятора №2 ВДН-3,5; обслуживание наружных трубопроводов; наладка и регулировка систем автоматики КА и экономайзеров №1-3; установка манометра.

15.08.2022 года военной прокуратурой Калужского гарнизона было внесено представление об устранении нарушений закона по вопросу проведения капитального ремонта котельной № 122, вынесено в адрес начальника ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, а 31.08.2026 года в адрес начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ЗВО), неисполнение которого явилось основанием для заявления иска по настоящему делу.

Из п. 1 ст. 296 ГК РФ следует, что учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне", имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно подпункта 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года № 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

В соответствии с подп. 68, 68(4) п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации к полномочиям Министерства обороны Российской Федерации также отнесены осуществление управления и распоряжения жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организация строительства и эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах; организация выполнения организациями, находящимися в ведении Минобороны России, работ по капитальному строительству и реконструкции специальных объектов, объектов производственного и жилищного назначения для нужд Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций в оперативном управлении или хозяйственном ведении подведомственных федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, дает задания по его использованию в случаях, установленных законодательством Российской Федерации (пункт 1, подпункт "ж" пункта 2).

Согласно положениям Устава ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации предусмотрено, что учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем в соответствии с настоящим уставом и основными видами деятельности, а также вправе выполнять работы и оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, сверх установленного государственного задания (пункты 6, 16). Учреждение наделяется имуществом, закрепленным за ним Министерством обороны Российской Федерации на праве оперативного управления или предоставленным в безвозмездное пользование; учреждение обязано обеспечивать сохранность закрепленного за ним или предоставленного в безвозмездное пользование имущества и использование его по назначению в соответствии с целями, определенными Уставом (пункты 19, 27). Пункт 21, 25 Устава учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию, недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления в безвозмездное пользование. Осуществляет деятельность по эксплуатации, в том числе капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленных в безвозмездное пользование объектов материально-технической базы, оборудования и технических сетей, обеспечивающих их функционирование, а также капитальный ремонт общего имущества, отдельных элементов строительных конструкций и инженерных сетей в многоквартирных домах закрытых военных городков.

Как установлено в судебном заседании ответчик возложенные на него обязанности по проведению капитального ремонта котельной и ее тепловых сетей не выполняет, что может повлечь создание чрезвычайной ситуации в котельной, и причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Обязанность по выполнению капитального ремонта котельной возложена на ответчика в лице ФГБУ "ЦЖКУ", при этом ответчик возложенные на него обязанности не исполняет, доказательств обратного в рамках состязательного процесса в соответствии со ст. 56, 59 ГПК РФ, не представлено.

При этом реализация указанных обязанностей ФГБУ "ЦЖКУ" не ставится в зависимость от его финансирования, так как ФГБУ "ЦЖКУ" является получателем бюджетных средств на текущий, капитальный ремонт и реконструкцию объектов, закрепленных за ним на праве оперативного управления, а также самостоятельно решает вопросы распределения лимитов бюджетных средств на эти цели.

Таким образом, в судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что помещение котельной инв.№122 передано в эксплуатацию ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны Российской Федерации, которое в силу специальной правоспособности исполняет обязанности по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации, в том числе электромонтажные работы и строительные специализированные работы, а также капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленного за ним имущества, поэтому исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы, представителя ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, указанные в отзыве о том, что в рамках оптимизации было принятое решение о временной консервации мазутной котельной №122, в судебном заседании не нашло своего подтверждения, так как каких либо решений, распоряжений, указаний о создании такой консервации стороной ответчика представлено не было. При этом представитель соответчика, начальник войсковой части 55443-КК Гарагуля Н.В. сообщил суду, что письменных распоряжений о временной консервации мазутной котельной №122 в адрес части не поступало.

    Руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 199 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:    

Исковые требования в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, удовлетворить.

Обязать ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889), не позднее 6 (шести) месяцев со дня вынесения решения суда по результатам рассмотрения иска, устранить нарушения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при эксплуатации объекта теплового хозяйства (котельной инв.), расположенного по адресу : <адрес>, а именно: провести режимно-наладочные испытания водно-химического режима котлов, а также контрольно-измерительных приборов и автоматики котлов с выдачей карт срабатывания датчиков защиты и режимных карт, произвести их наладку; осуществлять эксплуатацию установок докотловой обработки воды и ведение водно-химического режима котлов с режимными картами; произвести анализ питательной воды котлов на содержание растворенного кислорода; выполнить техническое освидетельствование тепловых энергоустановок (тепловых сетей), участвующих в обеспечении теплоснабжения, а также дымовой трубы; провести техническое диагностирование трубопроводов тепловой сети, отработавших расчетный ресурс; организовать проведение наладки тепловых сетей от котельной; обеспечить промывку тепловых энергоустановок (котлов); осуществить обследование технического состояния резервуаров и приемных емкостей (мазутные емкости), отработавших нормативно-расчетный ресурс, а также их очистку и калибровку; заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности, а также договор с профессиональными аварийно-спасательными службами; произвести ремонт наружного освещения территории объекта теплоснабжения; выполнить ремонт (замену) окон здания котельной, его дверных проемов, стен, потолков, лестниц и площадок, железобетонных конструкций, а также устройства ограждения территории котельной; осуществить ремонт (замену) 2 котлов ( №№1 и 3) объекта теплоснабжения, внутренних трубопроводов, экономайзеров, насосного оборудования, а также электро-сетевого хозяйства; установить приборы учета манометра.

Исковые требования в отношении войсковой части 55443-КК оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Калужский областной суд через Козельский районный суд в течении месяца, с момента составления мотивированного решения.        

Мотивированное решение

изготовлено в окончательной форме

18 октября 2023 года

Председательствующий : __________________________

03.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
03.08.2023Передача материалов судье
04.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2023Судебное заседание
05.09.2023Судебное заседание
20.09.2023Судебное заседание
11.10.2023Судебное заседание
18.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее