Дело № 2-1403/2023
11RS0005-01-2023-000596-17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Романюк Л.И.,
при секретаре Тимошкиной Л.А.,
с участием истца Гадирова Э.Ф.о., представителя истца Глущука И.С., третьего лица Гадировой Е.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 21 марта 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Гадирова Э.Ф.о. к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», администрации МОГО «Ухта» об обязании принять на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья,
у с т а н о в и л:
Гадиров Э.Ф.о. обратился в Ухтинский городской суд Республики Коми с требованиями к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» (далее - КУМИ МОГО «Ухта»), администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа в принятии на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья как ветерана боевых действий, об обязании поставить семью заявителя на учет. В обоснование требований указал, что отказ КУМИ МОГО «Ухта» является незаконным, поскольку семья не обеспечена жилым помещением. В обоснование отказа в постановке на учет указано, что истец не представил документы, подтверждающие право граждан на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья.
Определением Ухтинского городского суда РК от <...> г. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Гадирова Е.Г.
В судебном заседании истец Гадиров Э.Ф.о., представитель истца Глушук И.С., действующий на основании ордера, исковые требования поддержали.
Представитель КУМИ МОГО «Ухта» по доверенности Канева М.С., представитель администрации МОГО «Ухта» по доверенности Уланова О.С., в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие. В письменном отзыве указали, что с исковыми требованиями не согласны, просили отказать в их удовлетворении.
Третье лицо Гадирова Е.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала, подтвердила, что проживает совместно с истцом по адресу: ....
Свидетель ФИО15 и ФИО16 сообщили, что Гадиров Э.Ф.о. и Гадирова Е.Г. проживают совместно по адресу: ..... Так же свидетель ФИО15 пояснила, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: ...., истец зарегистрирован в нем временно, фактически в нем не проживает, в него не вселялся.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно пп. «д» п.1 ст.1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют ветераны боевых действий и члены их семей, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган).
На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств, при этом являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми, чьи полномочия в силу п. 13, п. 14, п. 21 ч. 1 ст. 38 Устава муниципального образования городского округа «Ухта» в этой части на территории МОГО «Ухта» осуществляет администрация МОГО «Ухта». Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», входящим в ее структуру, в силу п. 2 Положения о нем, утвержденного решением Совета МОГО «Ухта» от <...> г. ...., является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».
Установлено, что <...> г. истец Гадиров Э.Ф.о. обратился в КУМИ МОГО «Ухта» с запросом о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «ветеран боевых действий», с составом семьи он и супруга Гадирова Е.Г., в качестве места жительства семьи указав адрес своей регистрации: .... указанное жилое помещение не является собственностью истца и третьего лица.
Как следует из оспариваемого ответа КУМИ МОГО «Ухта» .... от <...> г. «Об отказе в принятии на учет», доводов ответчиков при рассмотрении дела, истцу отказано в принятии на учет по категории «ветеран боевых действий», поскольку супруга истца зарегистрирована по адресу: .....
Доводы ответчиков обоснованными признаны быть не могут.
Согласно п.1 ст.1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют ветераны боевых действий, состоящие на учете на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа (муниципального района) в Республике Коми, наделенном законодательством Республики Коми полномочиями в области государственной поддержки граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья (далее - уполномоченный орган).
На основании ст.2 указанного Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств, при этом являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства предусмотрен Законом РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст.3 Закона). Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно ч.2 ст.3 указанного Закона, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Как следует из содержания искового заявления, материалов гражданского дела и установленных обстоятельств в ходе судебного разбирательства, Гадиров Э.Ф.о. с супругой Гадировой Е.Г. с июня 2021 года совместно проживают по адресу: ...., супруга истца зарегистрирована по адресу: .....
Жилые помещения, расположенные по вышеуказанным адресам, не являются собственностью истца и третьего лица
В связи с указанным обстоятельствами, члены семьи истца не обеспечены жилым помещением.
Наличие регистрации у третьего лица в .... не препятствует включению ее в качестве члена семьи истца с целью постановки на учет, так как фактически истец проживает в ...., регистрация не может быть ограничением в реализации жилищных прав, кроме того, согласно содержанию ст. 1 Закона Республики Коми от 05.04.2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья имеют граждане РФ, зарегистрированные в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и истцом доказано наличие у неё права на принятие на соответствующий учет, ответчики же доказательств обратного не представили.
На основании ч.10 ст.2 Закона Республики Коми «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по результатам рассмотрения запросов граждан о принятии на учет в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья и необходимых документов, уполномоченный орган в течение одного месяца со дня подачи указанных запросов и документов принимает решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья и доводит их в письменной форме до сведения граждан.
При этом согласно ч. 11 указанной статьи датой принятия на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья (далее - учет) считается для граждан, принимаемых на учет и ранее не состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в Республике Коми, - дата подачи запроса о принятии на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
Поскольку каких – либо иных оснований для отказа в принятии на учет семьи истца не установлено, срок для принятия решения о принятии на учет истек, истец с супругой подлежит постановке на учет по категории «ветеран боевых действий» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья с <...> г..
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» от <...> г. .... в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «инвалиды боевых действий и ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий» Гадирова Э.Ф.о. и членов его семьи.
Обязать администрацию МОГО «Ухта» поставить Гадирова Э.Ф.о., Гадирову Е.Г., на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «инвалиды боевых действий и ветераны боевых действий, члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий» с <...> г..
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения.
Решение в окончательной форме изготовлено 28.03.2023 года.
Судья Л.И. Романюк