Дело №2-1165/2022 16 мая 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Коваль Н.Ю.,
с участием помощника прокурора Згурского А.В.,
при секретаре Очкиной В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Центрального района Санкт-Петербурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга об обязании совершить действия по установке пешеходных ограждений,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Центрального района Санкт-Петербурга обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ответчику, ссылаясь на следующие обстоятельства:
По результатам проведенных проверочных мероприятий установлено, что на перекрестке наб. р. Мойки и ул. Садовая отсутствуют пешеходные ограждения перильного типа. При этом, в перспективную адресную программу установки дорожных ограждений указанный адрес не включен.
Прокурор указывает на то, что отсутствие пешеходных ограждений в необходимых местах создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
С учетом данных обстоятельств, истец просит суд обязать Комитет по благоустройству Правительства Санкт-Петербурга в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу включить в Адресную программу установки дорожных ограждений на 2023 год – установку пешеходных ограждений перильного типа по адресу: Санкт-Петербург, пересечение наб. р. Мойки и ул. Садовая.
Помощник прокурора Центрального района Санкт-Петербурга - Згурский А.В., в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика - Гуськов Е.А., действующий на основании доверенности, в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения иска в полном объеме. Свою позицию по делу изложил в письменных возражениях на иск (л.д.42-44).
Третьи лица: УГИБДД ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Комитет финансов Санкт-Петербурга, Комитет по транспорту, КГИОП в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело без их участия в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав доводы прокурора и изучив возражения ответчика, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с данным иском в защиту неопределенного круга лиц, поскольку нарушение ответчиком закона создает угрозу здоровью неопределенного круга людей.
Статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее – Закон о безопасности дорожного движения), основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга была проведена проверка наличия пешеходных ограждений на регулируемых объектах улично-дорожной сети на территории Центрального района Санкт-Петербурга, в ходе которой было установлено, что на пересечении наб. р. Мойки и ул. Садовая отсутствуют пешеходные ограждения перильного типа. По данному факту был составлен акт от 15.11.2021 года (л.д. 12).
Каких-либо доказательств наличия ограждений, либо отсутствия оснований к их установке суду не представлено.
Согласно статье 5 Закона о безопасности дорожного движения одним из основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения является осуществление деятельности по организации дорожного движения, а также материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. При этом под обеспечением безопасности дорожного движения (ст. 2 указанного Закона) понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, а организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
В соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" дорожные ограждения относятся к техническим средствам организации дорожного движения (п. 4.4.1).
Согласно п. 3.14 ГОСТ 52289-2019 "Национальный стандарт РФ. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" дорожное ограждение - это устройство, предназначенное для обеспечения движения транспорта с наименьшими рисками столкновений и съездов с дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновений и съездов с дорог, предотвращения переезда через разделительную полосу, столкновения со встречными транспортным средством, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине в полосе отвода дороги, на разделительной полосе, снижения риска возможности падения пешеходов с дороги или мостового сооружения, а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
В соответствии с п. 8.1.29. ГОСТ Р 52289-2019. Национального стандарта Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст), ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа применяют на газонах, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766) шириной 1 м и менее, или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону; от всех регулируемых наземных пешеходных переходов; нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц: проходящих вдоль детских учреждений; в местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода.
Также установка ограничивающих пешеходных ограждений у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 метров в каждую сторону от пешеходного перехода, предусмотрена п. 4.5.2.5 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 23 октября 2007 года №270-ст.
Согласно п. п. 1, 5, 6, 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" к дорожным сооружениям автомобильной дороги, являющимися ее технологической частью, относятся элементы обустройства автомобильных дорог, к которым относятся дорожные ограждения; дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6). Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12).
В силу п. 3 ст. 6 указанного Закона осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности относится к полномочиям исполнительной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст. 12 Закона об автомобильных дорогах ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 9 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ремонта и содержания автомобильных дорог в Санкт-Петербурге" от 11 апреля 2013 года N 163-34 организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченными Правительством Санкт-Петербурга, или подведомственным им государственным учреждениям Санкт-Петербурга с привлечением в установленном законодательством РФ порядке подрядных организаций.
Согласно ст. 17 Закона об автомобильных дорогах содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.
Согласно п. 3.73 Положения о Комитете по благоустройству Санкт-Петербурга, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 июня 2010 года N 836, Комитет обязан обеспечивать осуществление дорожной деятельности в части, касающейся содержания автомобильных дорог регионального значения в Санкт-Петербурге (включая проведение первоочередных мероприятий по обеспечению безопасности и организации дорожного движения), если указанное полномочие в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Санкт-Петербурга не отнесено к компетенции иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, в том числе, осуществлять установку дорожных ограждений (за исключением дорожных ограждений на искусственных дорожных сооружениях), обеспечивать содержание искусственных дорожных сооружений, являющихся имуществом казны Санкт-Петербурга, в части, касающейся выполнения работ по очистке, обеспыливанию, механизированной снегоочистке, расчистке от снежных заносов, борьбе с зимней скользкостью, погрузке и вывозу снега, распределению противогололедных материалов, очистке от снега и льда, борьбе с наледями, выполняемых на проезжей части указанных искусственных дорожных сооружений, а также на тротуарах и иных частях указанных искусственных дорожных сооружений, на которых разрешено движение пешеходов.
Таким образом, обязанность по формированию ведомственной адресной программы по установке на пешеходных переходах ограничивающих пешеходных ограждений перильного типа, а соответственно, и включение адресов в адресную программу возложена на Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Центрального района Санкт-Петербурга и ОГИБДД УМВД России по Центральному району установлено, что на пересечении наб. р. Мойки и ул. Садовая отсутствуют пешеходные ограждения перильного типа.
Таким образом, непринятие мер по обеспечению безопасности дорожного движения в указанном месте может привести к совершению дорожно-транспортных происшествий, создает угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, что делает возражения ответчика в данной части несостоятельными. Ответчик не отрицал, что именно в его компетенцию входит включение в адресную программу установки данных дорожных ограждений.
При таких обстоятельствах, учитывая установленные судом нарушения в виде отсутствия обеспечивающих безопасность пешеходных ограждений, заявленный истцом адрес подлежит включению в Адресную программу по установке пешеходных ограждений перильного типа.
Возражения ответчика суд не принимает во внимание, поскольку в последующем Комитет вправе взаимодействовать с иными органами государственной власти Санкт-Петербурга для целей согласования работ и их выполнения, что, однако, предметом рассмотрения по настоящему делу не является.
При этом, суд учитывает, что доказательств необходимости установки пешеходных ограждений в первоочередном порядке на данном участке не представлено, а также процедуру формирования бюджета, особенности осуществления деятельности ответчиком, порядка принятия, утверждения Адресной программы, в связи с чем, по мнению суда, заявленный прокурором срок исполнения не отвечает принципу исполнимости решения суда.
При таких обстоятельствах, суд обязывает ответчика включить спорный адрес в Адресную программу установки дорожных ограждений на 2023 год.
В порядке ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 300 руб., от уплаты которой истец был освобожден при подаче иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга включить в Адресную программу установки дорожных ограждений на 2023 год - установку пешеходных ограждений перильного типа на пересечении наб. р. Мойки и ул. Садовая в Санкт-Петербурге.
Взыскать с Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга в доход местного бюджета госпошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с даты его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья