Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1691/2024 от 09.04.2024

Дело N 2-1691/2024

УИД: 77RS0002-02-2024-000798-20

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июня 2024 года. Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Залугина С.В.

при секретаре Русановой М.С.,

с участием: представителя истца Ставропольского транспортного прокурора по доверенности помощника Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Кибалова А.С., представителя ответчика – ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением - филиала ОАО "РЖД" по доверенности Богдашкиной М.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело N 2-1691/2024 по иску Ставропольского транспортного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением – филиала ОАО "РЖД" о возложении обязанности в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на станции Старомарьевская, путем утверждения организационно-распорядительных документов ОАО "РЖД" о назначении ответственных лиц среди персонала субъекта реализации транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Старомарьевская; внесения изменений в паспорт транспортной безопасности железнодорожной станции Старомарьевская в части добавления сведений об ответственных лицах персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; аттестации и подготовки в соответствии со статьёй 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" ответственных должностных лиц, среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Старомарьевская,

У С Т А Н О В И Л:

Ставропольский транспортный прокурор, выступающий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Басманный районный суд города Москвы с иском к ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением – филиала ОАО "РЖД", в обоснование которого указал, что Ставропольской транспортной прокуратурой проведена документальная проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на поднадзорных железнодорожных станциях, по результатам которой выявлены факты несоблюдения установленных законодательством требований по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности железнодорожной станции Старомарьевская.

Установлено, что железнодорожная станция Старомарьевская относится к структурным подразделениям открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), являющегося собственником объекта, в связи с чем на общество возложена обязанность исполнения требований законодательства о транспортной безопасности.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Требований N 1635, заместителем начальника Северо-Кавказской дирекцией управления движением - Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" разработан и в июле 2021 года утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию - железнодорожная станция Старомарьевская (далее - паспорт ОТБ). В связи с тем, что паспорт ОТБ является документом ограниченного доступа с грифом для служебного пользования (ДСП), он истребован, изучен и к исковому заявлению не прилагается.

Распоряжением от 05.08.2022 N СКАВД-393/р назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской дирекции управления движением, согласно которому начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Буклаков В.И. назначен лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Минераловодского центра организации движения железнодорожных станций (в период его официального отсутствия - первый заместитель Минераловодского центра).

В паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Старомарьевская ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности на объектах назначен начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Буклаков В.И. и/или его первый заместитель.

Таким образом, в нарушение требований пункта 7.2 статьи 1 Закона N 16-ФЗ и подпунктов "б", "и" пункта 5 Требований N 1635 не утверждены организационно-распорядительные документы ОАО "РЖД" о назначении ответственного лица среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Старомарьевская.

В нарушение требований пункта 7.2 статьи 1 Закона N 16-ФЗ и подпункта "с" пункта 5 Требований N 1635, не внесены изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Старомарьевская в части добавления сведений об ответственном лице среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Кроме того, в нарушение требований статьи 12.1 Закона N 16-ФЗ и подпункта "н" пункта 5 Требований N 1635, начальник железнодорожной станции Старомарьевская не аттестован и не подготовлен в области транспортной безопасности.

Согласно приказу начальника Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" Константинова В.А. от 15.03.2017 N 201 ЛС, начальником железнодорожной станции Старомарьевская назначена Сиденко Е.И.

В соответствии с пунктом 2.33 должностной инструкции N 55 от 25.02.2022, утвержденной начальником Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД" Буклаковым В.И. (далее - Должностная инструкция), в обязанности начальника железнодорожной станции Старомарьевская входит осуществление контроля за транспортной безопасностью на железнодорожной станции на основании Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Согласно пункта 1.7 Должностной инструкции следует, что на время отсутствия начальника железнодорожной станции Старомарьевская, его обязанности исполняет работник центра, назначенный в установленном порядке, в соответствии с приказом о распределении обязанностей.

Указанные обстоятельства свидетельствует о необходимости наличия у указанных должностных лиц подготовки и аттестации в соответствии со статьёй 12.1 указанного Федерального закона.

На основании подпунктом 8 части 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица: не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

В связи с тем, что работа начальника станции Старомарьевская связана с обеспечением транспортной безопасности непосредственно на объекте транспортной инфраструктуры, он должен быть аттестован.

В целях устранения названных нарушений федерального законодательства Ставропольским транспортным прокурором 11.09.2023 начальнику Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" внесено представление, которое рассмотрено 05.10.2023. По результатам рассмотрения представления в его удовлетворении отказано, нарушения не устранены.

Отсутствие необходимой квалификации у уполномоченных работников объектов транспортной инфраструктуры влечет недостаточную и ненадлежащую их компетентность в вопросах, от разрешения которых зависит обеспечение транспортной безопасности станций и уровень антитеррористической защищенности объектов, что приводит к созданию условий их не устойчивого функционирования, реальной угрозы безопасности неопределенного круга лиц, прибывающих на территории станций.

Невыполнение указанных требований по обеспечению транспортной безопасности железнодорожных станций снижает уровень антитеррористической защищенности объекта, приводит к созданию условий их неустойчивого функционирования, реальной угрозы безопасности неопределенного круга лиц, прибывающих на территории объектов.

Непринятие достаточных и необходимых мер к подготовке и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности объектов свидетельствует об уклонении субъекта транспортной инфраструктуры от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров, посетителей и работников железнодорожных станций.

Изложенные нарушения федерального законодательства свидетельствуют об уклонении ОАО "РЖД" от реализации комплексных мер по должному обеспечению транспортной безопасности, а также организации защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа пассажиров, посетителей и работников железнодорожной станции.

На основании вышеизложенного, просил суд возложить на ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением – филиала ОАО "РЖД" обязанность в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на станции Старомарьевская, путем утверждения организационно-распорядительных документов ОАО "РЖД" о назначении ответственных лиц среди персонала субъекта реализации транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Старомарьевская; внести изменения в паспорт транспортной безопасности железнодорожной станции Старомарьевская в части добавления сведений об ответственных лицах персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; аттестовать и подготовить в соответствии со статьёй 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" ответственных должностных лиц, среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Старомарьевская.

Определением судьи Басманного районного суда города Москвы от 19 февраля 2024 данное гражданское дело передано по подсудности в Минераловодский городской суд.

В своих письменных возражениях на иск представитель ответчика ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением – филиала ОАО "РЖД" указал, что ОАО "РЖД" считает исковые требования необоснованными, по следующим основаниям.

Исковые требования транспортного прокурора об обеспечении аттестации и подготовки в соответствии со статьёй 12.1 Закона N 16-ФЗ ответственных должностных лиц, среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Старомарьевская, являются необоснованными, не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с подпунктом "и" пункта 5 Требований N 1635, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения ТБ объектов ТИ обязаны утвердить организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению ТБ объекта ТИ.

В соответствии с подпункта "и" пункта 5 Требований N 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения ТБ объектов ТИ обязаны допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением ТБ объекта ТИ, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта ТИ от актов незаконного вмешательства в соответствии с паспортом ОТБ ОТИ только лиц из числа сил обеспечения ТБ, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьёй 12.1 Закона N 16-ФЗ.

В соответствии с указанием Центральной дирекции управления движением от 6 апреля 2021 г. N ЦД-94/р, ответственными за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры назначены начальники центров организации работы железнодорожных станций.

Ранее, распоряжением начальника Северо-Кавказской Дирекции управления движением от 12.11.2021 N СКАВД-455/р "О назначении ответственных лиц за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской: дирекции управления движением" ответственным за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожных станциях Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций был назначен Буклаков В.И., который прошел специальную профессиональную подготовку и аттестацию.

На основании письма Северо-Кавказской дирекции управления движением от 18.01.2024 N ИСХ-533/СКАВД, распоряжением начальника Северо-Кавказской Дирекции управления движением от 15 января 2024 г. N СКАВД-5/р "О внесении изменений в распоряжение N СКАВД-393/р от 5 августа 2022 г. "О назначении ответственных лиц за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской дирекции управления движением" ответственным за обеспечение транспортной безопасности на железнодорожных станциях Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций назначен начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Прокофьев Р.А., который также прошел специальную профессиональную подготовку и аттестацию по вопросам обеспечения транспортной безопасности (ответственный за ТБ в отсутствие Прокофьева Р.А. является Макухин В.Д. - первый заместитель начальника центра)

В настоящее время в Северо-Кавказской дирекции управления движением организована работа по внесению изменений в паспорта обеспечения транспортной безопасности, в том числе в части указания сведений о лицах, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на железнодорожных станциях в отношении Прокофьева Р.А. Работу по внесению изменений запланировано завершить во II квартале 2024 года.

В соответствии с пунктами 2.32 и 2.43 должностной инструкции Прокофьева Р.А. начальника центра, начальник центра организует проведение мероприятий по защите производственных объектов и работников Центра от террористических актов, предусмотренных в соответствии с требованиями ФЗ N 16-ФЗ от 09.02.2007, а также начальник центра является ответственным за обеспечение транспортной безопасности на станциях, входящих в границы Минераловодского центра.

Требования прокурора о том, что начальник станции Старомарьевская обязан быть аттестован и подготовлен, а также в отношении него должны быть утверждены организационно-распорядительные документы ОАО "РЖД" о назначении ответственного лица и внесены изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Старомарьевская считаем не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

Согласно Должностной инструкции Начальник станции Старомарьевская не является ответственным за обеспечение транспортной безопасности на станции, а в соответствии с пунктом 2.33, он лишь осуществляет контроль за транспортной безопасностью на станции.

Согласно Порядку организации обеспечения транспортной безопасности жд станций в Центральной дирекции управления движением и ее структурных подразделениях, утвержденного распоряжением Центральной дирекции управления движением от 20.07.2022 N ЦД-226/р в функциональные обязанности начальников жд станций входит, а именно начальники станций:

- подготавливают сведения для категорирования железнодорожных станций (исключения из Реестра) и проведения специализированными организациями оценки (дополнительной оценки) их уязвимости;

- взаимодействуют в установленном порядке со специализированными организациями при обследовании железнодорожных станций для проведения оценки (дополнительной оценки) уязвимости, и представляют обобщенные данные в центр организации работы железнодорожных станций;

- организуют изучение и исполнение дежурно-диспетчерским персоналом, находящимся на железнодорожных станциях, организационно-распорядительных документов, регламентирующих реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности железнодорожных станций и используемых в служебной деятельности;

- осуществляют контроль за состоянием и работоспособностью ИТСОТБ, эксплуатируемых на железнодорожных станциях (при их наличии);

- контролируют выполнение договорных обязательств организациями, оказывающими услуги по защите железнодорожных станций от актов незаконного вмешательства, а также организациями, осуществляющими работы по оснащению (оборудованию) железнодорожных станций ИТСОТБ, их техническому обслуживанию и ремонту, и представляют обобщенные данные в центр организации работы железнодорожных станций;

- обеспечивают доступ к данным с технических средств обеспечения транспортной безопасности и их передачу уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с установленным порядком (при наличии ТСОТБ);

- обеспечивают доведение полученной информации об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства, об изменении уровней безопасности до сведения работников железнодорожной станции и смежных структурных подразделений, расположенных в границах железнодорожной станции;

- взаимодействуют с сотрудниками подразделений транспортной безопасности, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти при проведении проверок по выполнению мер, направленных на предотвращение и пресечение актов незаконного вмешательства;

- проводят первоочередные мероприятия по ликвидации (минимизации) последствий актов незаконного вмешательства.

Учитывая вышеизложенное просит суд отказать Ставропольской транспортной прокуратуре в удовлетворении исковых требований по делу 2-1691/2024 в полном объеме.

Представитель третьего лица – Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу, извещенный судом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. В своем заявлении просит суд рассмотреть данное дело в отсутствие их представителя.

Частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие представителя третьего лица - Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу.

В судебном заседании представитель истца Ставропольского транспортного прокурора по доверенности помощник Минераловодского межрайонного транспортного прокурора Кибалов А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме, дал суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Просит суд требования Ставропольского транспортного прокурора удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика – ОАО "Российские железные дороги" в лице Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением - филиала ОАО "РЖД" по доверенности Богдашкина М.Л. требования Ставропольского транспортного прокурора не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Просила суд в удовлетворении требований Ставропольского транспортного прокурора отказать в полном объеме.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценивая доказательства по делу в их совокупности суд пришел к выводу о том, что требования Ставропольского транспортного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Из пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно пункту 10 части 1 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее Закон N 16-ФЗ) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

В силу части 1 статьи 2 Закона N 16-ФЗ целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Отношения по обеспечению состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства урегулированы Законом N 16-ФЗ и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.

В пункте 4 статьи 1 Закона N 16-ФЗ под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (противоправного действия (бездействия), в том числе террористического акта, угрожающего безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшего за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшего угрозу наступления таких последствий).

Частью 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возложено на субъекты транспортной инфраструктуры.

Под субъектами транспортной инфраструктуры понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (пункт 9 статьи 1 Закона N 16-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона N 16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: - определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; - оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; - категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; - разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности; - разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности; - подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности; - осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности; - сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ).

Согласно пункту 7.2 статьи 1 Закона N 16-ФЗ силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 12.1 Закона N 16-ФЗ подготовка сил обеспечения транспортной безопасности осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Для целей аттестации сил обеспечения транспортной безопасности компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности имеют право привлекать аттестующие организации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 3 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.06.2023 N 905 "О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности" (далее - Правила) установлено, что Аттестация проводится с периодичностью один раз в 5 лет органами аттестации и заключается в установлении соответствия знаний, умений и навыков аттестуемых лиц, личностных (психофизиологических) качеств и уровня физической подготовки отдельных категорий аттестуемых лиц требованиям законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности в целях принятия субъектом транспортной инфраструктуры решения о допуске (невозможности допуска) аттестуемых лиц к выполнению работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, либо об отстранении от выполнения такой работы.

Во исполнение положений Закона N 16-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1635 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования N 1635).

Указанные Требования N 1635 вступили в силу 15.04.2021 (пункт 3 постановления).

Согласно пункту 4 Требований N 1635 настоящий документ является обязательным для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.

Во исполнение подпункта "и" пункта 5 Требований N 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны утвердить организационно-распорядительные документы, которые направлены на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, заверены субъектом транспортной инфраструктуры и копии которых являются приложениями к паспорту объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с подпункта "н" пункта 5 Требований N 1635 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны допускать к работе на должностях, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства в соответствии с паспортом обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры только лиц из числа сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных и подготовленных в соответствии со статьей 12.1 Закона N 16-ФЗ.

Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что действие настоящего Федерального закона распространяется на организации железнодорожного транспорта общего пользования, к которым относится ОАО "РЖД".

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования представляет собой технологический комплекс, включающий в себя пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.

Часть 1 статьи 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" содержит требование, согласно которому перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечить, в том числе безопасность перевозок пассажиров.

В силу пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" одними из основных принципов обеспечения безопасности являются: приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

Так в судебном заседании установлено, и из материалов дела следует, что Ставропольской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Старомарьевская.

По смыслу статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" станция Старомарьевская является объектом транспортной инфраструктуры и частью производственно-технологического комплекса железнодорожного транспорта общего пользования.

Обратившись с указанным иском, Ставропольский транспортный прокурор, действующий в интересах и в защиту неопределенного круга лиц, исходил из того, что железнодорожная станция Старомарьевская относится к структурным подразделениям открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), являющегося собственником данного объекта.

В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Требований N 1635 заместителем начальника Северо-Кавказской дирекцией управления движением Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" разработан и 12.07.2021 утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащего категорированию - станции Старомарьевская (далее - паспорт ОТБ).

Распоряжением от 05.08.2022 N СКАВД-393/р назначены лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Северо-Кавказской дирекции управления движением, согласно которому начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Буклаков В.И. назначен лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры Минераловодского центра организации движения железнодорожных станций (в период его официального отсутствия - первый заместитель Минераловодского центра).

Установлено, что в паспорте обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Старомарьевская ответственным лицом за обеспечение транспортной безопасности на объектах назначен начальник Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Буклаков В.И. и/или его первый заместитель.

Вместе с тем по результатам проведенной проверки, выявлены многочисленные нарушения законодательства о транспортной безопасности, в части в нарушение требований пункта 7.2 статьи 1 Закона N 16-ФЗ и подпунктов "б", "и" пункта 5 Требований N 1635 не утверждены организационно-распорядительные документы ОАО "РЖД" о назначении ответственного лица среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Старомарьевская.

В нарушение требований пункта 7.2 статьи 1 Закона N 16-ФЗ и подпункта "с" пункта 5 Требований N 1635 не внесены изменения в паспорт обеспечения транспортной безопасности железнодорожной станции Старомарьевская в части добавления сведений об ответственном лице среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры (начальник железнодорожной станции), непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Кроме того, в нарушение требований статьи 12.1 Закона № 16-ФЗ и подпункта "н" пункта 5 Требований N 1635 начальник железнодорожной станции Старомарьевская не аттестован и не подготовлен в области транспортной безопасности.

Согласно приказу начальника Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской железной дороги - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" Константинова В.А. от 15.03.2017 N 201 ЛС, начальником железнодорожной станции Старомарьевская назначена Сиденко Е.И.

В соответствии с пунктом 2.33 должностной инструкции N 55 от 25.02.2022, утвержденной начальником Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением Центральной дирекции управления движением филиала ОАО "РЖД" Буклаковым В.И. в обязанности начальника железнодорожной станции Старомарьевская входит осуществление контроля за транспортной безопасностью на железнодорожной станции на основании Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".

Согласно пункту 1.7 Должностной инструкции следует, что на время отсутствия начальника железнодорожной станции Старомарьевская, его обязанности исполняет работник центра, назначенный в установленном порядке, в соответствии с приказом о распределении обязанностей.

Указанные обстоятельства свидетельствует о необходимости наличия у указанных должностных лиц подготовки и аттестации в соответствии со статьёй 12.1 указанного Федерального закона.

Прокурор в обоснование своих требований ссылается на положения Федерального закона 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", Постановления Правительства РФ от 08.10.2020 N 1635 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию", постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1635 "Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию".

На основании подпункта 8 части 1 статьи 10 Закона N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица: не прошедшие в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности.

В связи с тем, что работа начальника станции Старомарьевская связана с обеспечением транспортной безопасности непосредственно на объекте транспортной инфраструктуры, он должен быть аттестован.

В целях устранения названных нарушений федерального законодательства Ставропольским транспортным прокурором 11.09.2023 начальнику Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" внесено представление, которое рассмотрено 05.10.2023. По результатам рассмотрения представления в его удовлетворении отказано, нарушения не устранены.

Таким образом, факт выявленных нарушений установлен в ходе рассмотрения дела и свидетельствует о неисполнении ответчиком Требований N 1635. Отсутствие необходимой квалификации у уполномоченных работников объектов транспортной инфраструктуры влечет недостаточную и ненадлежащую их компетентность в вопросах, от разрешения которых зависит обеспечение транспортной безопасности станций и уровень антитеррористической защищенности объектов, что приводит к созданию условий их не устойчивого функционирования, реальной угрозы безопасности неопределенного круга лиц, прибывающих на территории станций.

В данной связи требования истца о возложении обязанности в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на станции Старомарьевская, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При этом, указанный прокурором срок для выполнения соответствующей обязанности – 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, принять меры к реализации выявленных нарушениях требований законодательства о транспортной безопасности, является недостаточным по устранению указанных нарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статей 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы, в том числе и государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями.

Следовательно, государственная пошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден, подлежит взысканию с ответчика в бюджет Минераловодского городского округа.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Ставропольского транспортного прокурора, выступающего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением – филиала ОАО "РЖД", удовлетворить.

Возложить на ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением структурного подразделения Центральной дирекции движением – филиала ОАО "РЖД" обязанность в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности на станции Старомарьевская, путем утверждения организационно-распорядительных документов ОАО "РЖД" о назначении ответственных лиц среди персонала субъекта реализации транспортной инфраструктуры, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Старомарьевская; внести изменения в паспорт транспортной безопасности железнодорожной станции Старомарьевская в части добавления сведений об ответственных лицах персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; аттестовать и подготовить в соответствии со статьёй 12.1 Федерального закона "О транспортной безопасности" ответственных должностных лиц, среди персонала субъекта транспортной инфраструктуры, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожной станции Старомарьевская.

Взыскать ОАО "РЖД" в бюджет Минераловодского городского округа государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда составлено 11 июня 2024 года.

Судья

Копия верна:

Судья Минераловодского городского суда Залугин С.В.

2-1691/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ставропольский транспортный прокурор
Ответчики
ОАО "Российские железные дороги" в лице Минераловодского центра организации работы железнодорожных станций Северо-Кавказской дирекции управления движением-Центральной дирекции управления движением-филиала ОАО "РЖД"
Другие
Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Залугин Сергей Валентинович
Дело на сайте суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
09.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
09.04.2024Передача материалов судье
12.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.05.2024Судебное заседание
28.05.2024Судебное заседание
04.06.2024Судебное заседание
11.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.07.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее