О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Сызрань 18 октября 2022 года
Судья Сызранского городского суда Самарской области Фомина А.В.,
с участием ст. помощника прокурора г.о. Сызрань Ковалевой З.С.,
при секретаре судебного заседания Никитиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 2685/2022 по иску прокурора г.Сызрани Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Сызрань Самарской области о возложении обязанности осуществить мероприятия по сносу многоквартирного дома по адресу: г.Сызрань, <адрес>,
у с т а н о в и л:
Истец прокурор г.о.ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.о.ФИО5 и просил обязать Администрацию г.о.ФИО5 осуществить мероприятия по сносу многоквартирных домов в течение 4 месяцев с даты вступления судебного решения в законную силу по адресу: г.Сызрань, <адрес>, ссылаясь на то, что прокуратурой города ФИО5 в рамках осуществления надзора за исполнением требований жилищного законодательства проведен анализ исполнения органами местного самоуправления жилищного законодательства в части своевременности произведения сноса фактически расселенных многоквартирных домов, в ходе которой выявлены нарушения означенного законодательства.
Из представленной в прокуратуру города информации Комитета жилищно- коммунального хозяйства Администрации г.о. ФИО5, Комитета по строительству и архитектуре Администрации городского округа ФИО5 от <дата> следует, что до настоящего времени не снесены многоквартирные жилые дома, расположенные на территории городского округа по адресу <адрес>, г. Сызрань и расселенные в период 2014-2021г.г.
Администрацией г.о.ФИО5 <дата> принято постановление за № *** «Об определении срока сноса аварийных домов», которым установлены сроки сноса указанных ранее расселенных домов, признанных ветхими и аварийными. Действующим законодательством обязанность выполнения таких работ, а также их финансирования возложены на органы местного самоуправления. Однако, указанное постановление принято без учета требований принципа разумности установления сроков - сроки сноса фактически расселенных домов составляют от 5 до 10 лет с момента их фактического расселения. Наличие на территории городского округа ФИО5 аварийных жилых домов, подлежащих сносу, создает условия для беспрепятственного доступа в них неограниченного круга лиц, что влечет угрозу их жизни и здоровью.
Кроме того, прокуратурой города проанализированы неисполненные в истекшем финансовом периоде обязательства муниципального бюджета, а также процесс формирования бюджета г.о. ФИО5 на 2022 финансовый год, в ходе которого установлено, что бюджетное планирование на 2022 год осуществляется с дефицитом финансовых средств.
Фактически не исполненными остаются работы по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов. Выделявшееся в 2020-2021 г.г. финансирование недостаточно для сноса уже расселенных домов. Вместе с тем, в рамках реализации национального проекта «Жилье и комфортная городская среда» в 2020-2021 г.г. расселено значительное количество аварийных домов, сроки сноса которых постановлением Администрации городского округа ФИО5 от <дата> № *** «Об определении срока сноса аварийных домов» не установлены, финансирование на произведение работ по их сносу, ограничению доступа к расселенным многоквартирным домам, путем установки ограждения, в границах земельного участка, на котором расположены указанные многоквартирные дома, препятствующему свободному доступу граждан на прилегающую территорию указанных домов, не предусмотрено.
Предусмотренный местным бюджетом на 2022 год общий объем финансирования для выполнения мероприятий по сносу аварийных домов на 2022 гг. является недостаточным для сноса фактически расселенных в предыдущих периодах аварийных домов.
На территории г.о. ФИО5 в период 2014-2020 действовала муниципальная программа «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания на территории городского округа ФИО5» на 2014-2020 годы», утвержденная Постановлением Администрации г.о. ФИО5 от <дата> № ***.
Указанной муниципальной программой, в том числе предусмотрены мероприятия по ликвидации домов, подлежащих сносу, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
В г.о. ФИО5 переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, осуществляется в рамках государственной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дата>» до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от <дата> № *** (далее - Госпрограмма), в которую вошли дома, признанные аварийными и подлежащими сносу в период с <дата> по <дата> и включенные в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до <дата> до 2024», утвержденную Постановлением Администрации г.о. ФИО5 от <дата> № *** и реализуемую на территории г.о. ФИО5. Исполнителями программы являются Комитет по строительству и архитектуре Администрации городского округа ФИО5; МКУ городского округа ФИО5 «СызраньСтройЗаказчик»; Комитет жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа ФИО5.
По выявленным нарушениям законодательства Прокуратурой города <дата> за № *** в адрес Главы г.о. ФИО5 внесено представление об устранении нарушений, по результатам рассмотрения которого установлено, что снос 14 расселенных многоквартирных домов предусмотрен на 2022 год.
Согласно информации КСиА Администрации г.о. ФИО5 от <дата> за № ***/окс до настоящего времени муниципальный контракт на снос домов по адресу <адрес>, г. Сызрань не заключен.
Таким образом, администрацией муниципального образования не принимаются исчерпывающие меры, направленные на снос ранее расселенных аварийных домов. Длительное бездействие должностных лиц органов местного самоуправления городского округа ФИО5 по сносу аварийных домов нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, и является недопустимым.
В судебном заседании ст. помощник прокурора г.о.ФИО5 ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме, привела доводы изложенные в иске.
Представитель Администрации г.о.ФИО5 по доверенности ФИО4 возражала против заявленных требований, предоставила письменные возражения, из которых следует, что в соответствии с Постановлением Администрации г.о.ФИО5 от <дата> № *** «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, о переводе жилых помещений в нежилые» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Решением Сызранского городского суда от <дата> по делу № *** г. по иску прокурора г. Сызрани на Администрацию возложена обязанность по: установлению срока сноса многоквартирных жилых домов; принятию мер по ограничению доступа к расселенным жилым домам; принятию мер по сносу аварийных домов с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории, в том числе дома по <адрес> г. Сызрани.
Апелляционным определением Самарского областного суда от <дата> решение оставлено без изменения.
<дата> судебным приставом-исполнителем было возбуждено Исполнительное производство № ***-ИП. Решение суда исполняется Администрацией городского округа ФИО5 в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве». Во исполнение решения суда, Постановлением Администрации г.о.ФИО5 от <дата> № *** «Об определении срока сноса аварийных домов», срок сноса дома по адресу: г. Сызрань, <адрес> установлен в 2024 году. Данное Постановление является действующим и исполняется в установленном порядке. Финансирование расходов по сносу аварийного жилищного фонда является расходным обязательством городского округа ФИО5 и осуществляется в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных в установленном порядке Решением Думы городского округа ФИО5 о бюджете городского округа ФИО5 соответствующий финансовый год.
Постановлением Администрации г.о.ФИО5 от <дата> 3526 «Об установлении расходных обязательств городского округа ФИО5», было установлено расходное обязательство городского округа ФИО5 на снос аварийного жилищного фонда: в 2020 году в сумме 5 860, 3 тыс. руб., в 2021 году в сумме 4 245 тыс. руб. В 2020 году и первом полугодии 2021 года всего снесено 16 домов.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, том же предмете и по тем же основаниям решение суда. На основании изложенного просят прекратить производство по делу № ***.
Представитель 3-го лица – Сызранский отдел Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Представитель 3-го лица Управление финансов Администрации г.о. ФИО5, привлеченные к участию в деле на основании определения Сызранского городского суда от <дата> в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Представитель 3-го лица - Комитет по строительству и архитектуре администрации г.о.ФИО5 в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Представитель 3-го лица - МКУ г.о.ФИО5 «СызраньСтройЗаказчик» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили.
Проверив дело, суд полагает исковое заявлением подлежит прекращению по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением Сызранского городского суда от <дата> по делу № *** г. по иску прокурора г. Сызрани ФИО5 в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Сызрань о понуждении сноса аварийных жилых домов с ликвидацией свалок и зачисткой территории от строительного мусора, на Администрацию возложена обязанность по установлению срока сноса многоквартирных жилых домов; принятию мер по ограничению доступа к расселенным жилым домам; принятию мер по сносу аварийных домов с последующей ликвидацией свалок с зачисткой территории, в том числе дома по <адрес> г. Сызрани.
Апелляционным определением Самарского областного суда от <дата> решение оставлено без изменения.
<дата> судебным приставом-исполнителем было возбуждено Исполнительное производство № ***-ИП. Решение суда исполняется Администрацией городского округа ФИО5 в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве». Во исполнение решения суда, постановлением Администрации г.о.ФИО5 от <дата> № *** «Об определении срока сноса аварийных домов», срок сноса дома по адресу: г. Сызрань, <адрес> установлен в 2024 году. Данное Постановление является действующим и исполняется в установленном порядке.
В соответствии со ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым прекратить производство по гражданскому делу по иску прокурора г.Сызрани Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.Сызрань Самарской области о возложении обязанности осуществить мероприятия по сносу многоквартирного дома по адресу: г.Сызрань, <адрес>
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 171, 220, 221, 224, 225 ГПК РФ, суд
о п р е д е л и л:
Производство по гражданскому делу № 2 – 2685/2022 по иску прокурора г.Сызрани Самарской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.о.ФИО5 Самарской области о возложении обязанности осуществить мероприятия по сносу многоквартирного дома по адресу: г.Сызрань, <адрес> - прекратить.
На определение может быть подана частная жалоба в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение 15 дней.
Судья: А.В.Фомина