Дело № 2-184/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
|
Рамешковский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Волковой Т.М.,
при секретаре Цециной М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Рамешковского района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Никольская основная общеобразовательная школа», администрации Рамешковского района Тверской области, Рамешковскому районному отделу образования о возложении на МОУ «Никольская ООШ» обязанности привести наружную пожарную лестницу в соответствие с требованиями норм пожарной безопасности, провести эксплутационное испытание наружной пожарной лестницы,
установил:
Прокурор Рамешковского района Тверской области обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, мотивировав свои требования тем, что прокуратурой Рамешковского района проведена проверка исполнения законодательства МОУ «Никольская ООШ» в сфере охраны прав и свобод несовершеннолетних.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» указывает, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 124-ФЗ к принципам государственной политики в интересах детей относится ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
На основании п. 1.2 Устава МОУ «Никольская ООШ» создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон №69-ФЗ) работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относится, в том числе испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность.
В соответствии со ст. 37 Закона №69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
На основании п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. №390, руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие.
В ходе совместной проверки, проведенной прокуратурой района с дознавателем ОНД и ПР по Бежецкому, Сонковскому, Лесному, Максатихинскому, Рамешковскому районам Тверской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Тверской области установлено, что наружная пожарная лестница из актового зала образовательного учреждения не соответствует требованиям «Лестницы пожарные наружные стационарные и ограждения крыш. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ 245-2001».
На основании протокола проведения испытаний наружных пожарных лестниц от 17.10.2011г. конструкция лестницы и ограждения не огрунтованы, не окрашены по VII классу, что не соответствует ГОСТ 9.032, сварные швы ограждений лестничного марша не соответствуют ГОСТ-5264, ограждение лестницы и площадки, ступени лестницы не соответствуют СП1.13130.2009.
По результатам проведенной проверки прокуратурой района в адрес директора МОУ «Никольская ООШ» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны прав и свобод несовершеннолетних, требования, которого в части обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения не исполнены.
По состоянию на 28.06.2018г. меры по приведению наружной пожарной лестницы в соответствие с нормами пожарной безопасности учреждением не предприняты, периодические испытания не реже 1 раза в 5 лет не проведены.
Несоблюдение МОУ «Никольская ООШ» требований законодательства о пожарной безопасности не может обеспечить защиту жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних лиц, находящихся в данном здании, круг которых определить не представляется возможным.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона №124-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ч. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ч. 6 ст. 9.2 Закона №7-ФЗ).
Учредителем МОУ «Никольская ООШ» является Муниципальное образование -Рамешковский район» Тверской области в лице Рамешковского районного отдела образования администрации Рамешковского района (п. 1.3 Устава).
Пунктами 4.8.1, 4.8.2 Устава МОУ «Никольская ООШ» предусмотрено, что источниками финансового обеспечения учреждения являются: субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета МО «Рамешковский район» Тверской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с муниципальным заданием услуг (выполнением работ) и субсидии из бюджета МО «Рамешковский район» на иные цели.
Просит суд, с учетом уточнений, обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Никольская основная общеобразовательная школа» до 03.11.2018г. привести наружную пожарную лестницу в соответствие с требованиями «Лестницы пожарные наружные стационарные и ограждения крыш. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ 245-2001», ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные, основные типы, конструктивные элементы и размеры, «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы технические требования и обозначения; провести эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы; обязать Администрацию Рамешковского района, Рамешковский районный отдел образования в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к финансовому обеспечению МОУ «Никольская ООШ» для выполнения работ по приведению наружной пожарной лестнице в соответствие с требованиями норм пожарной безопасности, проведению эксплуатационного испытания наружной пожарной лестницы.
Прокурор в судебное заседание не явился, о дате рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика МОУ «Никольская НОШ» в судебное заседание не явился, о дате рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Рамешковского районного отдела образования в судебное заседание не явился, о дате рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика администрации Рамешковского района Тверской области в судебное заседание не явился, о дате рассмотрении дела извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица отдела надзорной деятельности по Бежецкому, Сонковскому, Лесному, Максатихинскому, Рамекшовскому районам ГУ МЧС России по Тверской области в судебное заседание не явился, о дате рассмотрении дела извещены надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 167 ГПК РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конвенции ООН о правах ребенка государства - участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу; которые необходимы для его благополучия и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находится под защитой государства.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона № 124-ФЗ к принципам государственной политики в интересах детей относится ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. К работам и услугам в области пожарной безопасности относится, в том числе испытание веществ, материалов, изделий, оборудования и конструкций на пожарную безопасность.
В соответствии со ст. 37 Закона №69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности.
На основании п. 24 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012г. №390, руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, их очистку от снега и наледи в зимнее время, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие.
На основании п. 1.2 Устава МОУ «Никольская ООШ» создает условия для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного общего образования всех ступеней (л.д. 8).
В ходе совместной проверки, проведенной прокуратурой района с дознавателем ОНД и ПР по Бежецкому, Сонковскому, Лесному, Максатихинскому, Рамешковскому районам Тверской области УНД и ПР ГУ МЧС России по Тверской области установлено, что наружная пожарная лестница из актового зала образовательного учреждения не соответствует требованиям «Лестницы пожарные наружные стационарные и ограждения крыш. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ 245-2001».
На основании протокола проведения испытаний наружных пожарных лестниц от 17.10.2011г. конструкция лестницы и ограждения не огрунтованы, не окрашены по VII классу, что не соответствует ГОСТ 9.032, сварные швы ограждений лестничного марша не соответствуют ГОСТ-5264, ограждение лестницы и площадки, ступени лестницы не соответствуют СП1.13130.2009 (л.д. 23)
По результатам проведенной проверки прокуратурой района в адрес директора МОУ «Никольская ООШ» внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны прав и свобод несовершеннолетних, требования, которого в части обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения не исполнены (л.д.24-28)
Согласно сообщению директора МОУ «Никольская ООШ» от 03.05.2018г. представление о нарушении законодательства в сфере охраны прав и свобод несовершеннолетних, требования, которого в части обеспечения пожарной безопасности образовательного учреждения не исполнены было рассмотрено 27.04.2018г. на внеочередном совещании при директоре (л.д. 29-31).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона №124-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (ч. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ч. 6 ст. 9.2 Закона №7-ФЗ).
Учредителем МОУ «Никольская ООШ» является Муниципальное образование - Рамешковский район» Тверской области в лице Рамешковского районного отдела образования администрации Рамешковского района (п. 1.3 Устава).
Пунктами 4.8.1, 4.8.2 Устава МОУ «Никольская ООШ» предусмотрено, что источниками финансового обеспечения учреждения являются: субсидии, предоставляемые учреждению из бюджета МО «Рамешковский район» Тверской области на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием учреждением в соответствии с муниципальным заданием услуг (выполнением работ) и субсидии из бюджета МО «Рамешковский район» на иные цели.
Судом установлено, что меры по приведению наружной пожарной лестницы в соответствие с нормами пожарной безопасности МОУ «Никольская ООШ» не предприняты, периодические испытания не реже 1 раза в 5 лет не проведены.
Несоблюдение МОУ «Никольская ООШ» требований законодательства о пожарной безопасности не может обеспечить защиту жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних лиц, находящихся в данном здании, круг которых определить не представляется возможным.
Учитывая, что обязанность по устранению указанных нарушений законодательства лежит на образовательном учреждении и органах местного самоуправления, суд считает необходимым обязать МОУ «Никольская основная общеобразовательная школа», Рамешковский районный отдел образования, администрацию Рамешковского района Тверской области устранить данные нарушения.
Таким образом исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Рамешковского района Тверской области в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Никольская основная общеобразовательная школа», Рамешковскому районному отделу образования, администрации Рамешковского района Тверской области о возложении обязанности привести наружную пожарную лестницу в соответствие с требованиями норм пожарной безопасности, провести эксплутационное испытание наружной пожарной лестницы, удовлетворить.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Никольская основная общеобразовательная школа» до 03 ноября 2018 года привести наружную пожарную лестницу в соответствие с требованиями «Лестницы пожарные наружные стационарные и ограждения крыш. Общие технические требования. Методы испытаний. НПБ 245-2001», ГОСТ 5264-80 Ручная дуговая сварка. Соединения сварные, основные типы, конструктивные элементы и размеры, «СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», ГОСТ 9.032-74 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия лакокрасочные. Группы технические требования и обозначения; провести эксплуатационное испытание наружной пожарной лестницы.
Обязать Администрацию Рамешковского района, Рамешковский районный отдел образования в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к финансовому обеспечению МОУ «Никольская основная общеобразовательная школа» для выполнения работ по приведению наружной пожарной лестнице в соответствие с требованиями норм пожарной безопасности, проведению эксплуатационного испытания наружной пожарной лестницы.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Рамешковский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Т.М. Волкова
Решение в законную силу не вступило.