Дело №12-1-38/2023
РЕШЕНИЕ
19 декабря 2023 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Саратовская область
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе
председательствующего судьи Левошиной О.Н.,
при секретаре Гараниной О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Слюсарева Н.А. по жалобе на постановление инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД РФ «Базарно-Карабулакский» Саратовской области старшего лейтенанта полиции Умнова С.А. от 23 октября 2023 года,
установил:
постановлением инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД РФ «Базарно-Карабулакский» Саратовской области старшего лейтенанта полиции Умнова С.А. от 23 октября 2023 года Слюсарев Н.А. подвергнут административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Слюсарев Н.А. обратился с жалобой на указанное постановление, в которой просит постановление отменить, полагая его незаконным, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указывает, что при вынесении инспектором постановления были нарушены процессуальные требования, он был лишен права пользоваться юридической помощью защитника, знакомиться со всеми материалами дела.
В судебном заседании Слюсарев Н.А. доводы жалобы поддержал.
Инспектор ДПС ОГИБДД МО МВД РФ «Базарно-Карабулакский» Саратовской области старший лейтенант полиции Умнов Н.А. в судебном заседании пояснил, что водителю Слюсареву Н.А. разъясняли все права, в том числе пользоваться услугами защитника.
Изучив доводы жалобы, заслушав объяснения Слюсарева Н.А., инспектора полиции Умнова С.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Слюсарева Н.А. к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ послужил тот факт, что 23 октября 2023 года в 10 часов 20 минут на ул. Советская с. Тепловка Новобурасского района Саратовской области он управлял транспортным средством, в конструкцию которого внесены изменения без разрешения ГИБДД РФ, чем нарушил пункт 7.18 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения" Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090.
В оспариваемом постановлении от 23 октября 2023 года имеется запись, что Слюсарев Н.А. от подписи отказался.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении вынесено инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД РФ «Базарно-Карабулакский» Саратовской области старшим лейтенантом полиции Умновым С.А. на месте совершения правонарушения на основании части 1 статьи 28.6 КоАП РФ в соответствии с полномочиями, предоставленными этому должностному лицу положениями пункта 6 части 2 статьи 23.3 КоАП РФ.
Однако ввиду оспаривания Слюсаревым Н.А. события административного правонарушения сотрудник ГИБДД на основании части 2 статьи 28.6 КоАП РФ должен был составить протокол об административном правонарушении, что согласуется с требованиями статьи 28.3 КоАП РФ, что и было сделано должностным лицом.
В соответствии с частью 2 статьи 28.6 КоАП РФ в случае, если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется протокол об административном правонарушении, который приобщается к вынесенному в соответствии с частью 1 настоящей статьи постановлению.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом, без протокола дело не может быть рассмотрено и не может быть вынесено постановление по делу.
В протоколе от 23 октября 2023 года содержится запись, что Слюсарев Н.А. ходатайствует о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту своего жительства, имеется адрес места жительства и роспись.
Также в материалах дела содержится отдельное ходатайство Слюсарева Н.А. от 23 октября 2023 года о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту своего жительства.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдения установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности (ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ).В соответствии с ч. 1 ст. 29.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.
Согласно ст. 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело (часть 1 указанной статьи). Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (часть 2 данной статьи).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Вместе с тем, в нарушение приведенных норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сведений о рассмотрении должностным лицом, которым вынесено обжалуемое постановление, заявленного Слюсаревым Н.А. ходатайства в материалах дела не имеется, дело было рассмотрено 23 октября 2023 года.
Таким образом, судьей установлено о рассмотрении данного дела об административном правонарушении с нарушением требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из системного толкования указанных выше норм следует, что, разрешая ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, должностное лицо должно исходить из конкретных обстоятельств дела, имея в виду обеспечение баланса прав и обязанностей всех участников производства по делу об административном правонарушении.
Разрешая ходатайство лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту его жительства, необходимо иметь в виду, что КоАП РФ не обязывает данное лицо указывать причины, по которым оно просит об этом, и представлять доказательства, подтверждающие уважительность таких причин. Произвольный отказ в удовлетворении соответствующего ходатайства не допускается.
При этом в определении об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела об административном правонарушении по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в установленном КоАП РФ порядке заявленное Слюсаревым Н.А. ходатайство рассмотрено не было, направленная 31 октября 2023 года в адрес Слюсарева Н.А. после поступления 23 октября 2023 года его ходатайства о направлении дела по месту его жительства информация о рассмотрении жалобы на неправомерные действия сотрудника полиции, не свидетельствует о надлежащем рассмотрении его ходатайства, поскольку ходатайство подлежит рассмотрению в день его поступления, должностным лицом, в производстве которого находится данное дело, по результатам рассмотрения, если в удовлетворении ходатайства отказано, выносится мотивированное определение.
При рассмотрении жалобы установлено, что должностным лицом административного органа допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем обжалуемое постановление не может быть признано законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 4 частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ суд отменяет постановление и возвращает дело на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД РФ «Базарно-Карабулакский» Саратовской области старшего лейтенанта полиции Умнова Н.А. от 23 октября 2023 года, вынесенное в отношении Слюсарева Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ, подлежит отмене, а дело подлежит возвращению на новое рассмотрение должностному лицу.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 частью 1 статьи 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление инспектора ДПС ОГИБДД МО МВД РФ «Базарно-Карабулакский» Саратовской области старшего лейтенанта полиции Умнова С.А. от 23 октября 2023 года, вынесенное в отношении Слюсарева Н.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.5 КоАП РФ, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение должностному лицу.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.Н. Левошина