Дело 5-31/2024
УИД: 66MS0154-01-2024-001736-25
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
о передаче протокола об административном правонарушении
и других материалов на рассмотрение по подсудности
город Кушва 14 мая 2024 года
Судья Кушвинского городского суда Свердловской области Сединкин Ю.Г.,
рассмотрев в порядке подготовки материалы дела об административном правонарушении в отношении Христолюбова Дмитрия Павловича, привлекаемого за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
На основании определения мирового судьи судебного участка № 3 Кушвинского судебного района Свердловской области в Кушвинский городской суд Свердловской области поступило дело об административном правонарушении в отношении Христолюбова Дмитрия Павловича, привлекаемого за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству судьей было установлено следующее.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, к которому протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступил на рассмотрение.
При решении вопроса о подведомственности и подсудности судьям судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях необходимо исходить из положений, закрепленных в главе 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судьи районных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, указанных в частях 1 и 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том случае, когда по делу проводилось административное расследование (статья 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть рассмотрено судьей районного суда, если по нему производство осуществлялось в форме административного расследования, данное требование содержится в ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из разъяснения, указанного п. «а» п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», - административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных должностных лиц, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.
Установив, что административное расследование фактически не проводилось, судье районного суда при подготовке дела к рассмотрению следует решить вопрос о его передаче мировому судье на основании пункта 2 части 2 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ инспектором Госавтоинспекции МО МВД России «Кушвинский» ФИО3 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и проведении по нему административного расследования. В этот же день Христолюбов Д.П. был отстранен от управления транспортным средством, прошел процедуру освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, транспортное средство, на котором он передвигался, было задержано. ДД.ММ.ГГГГ с Христолюбова Д.П. отобраны объяснения и составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, из материалов дела судья не усматривает, какие именно мероприятия, направленные на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление, были проведены уполномоченным должностным лицом с момента возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования до даты составления протокола об административном правонарушении.
Других документов, свидетельствующих о проведении процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, в материалах дела нет.
Согласно ст. 47 Конституции Российской Федерации, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которого оно отнесено законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2007 № 623-О-П и от 15 января 2009 № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно, вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст. 56 Конституции Российской Федерации, принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
Разрешение дела с нарушением правил подсудности (подведомственности) не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и ч. 1 ст. 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица.
Учитывая изложенное, а также то, что вмененное Христолюбову Д.П. административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не относится к категориям дел, указанным в абз. 2, 3 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении должно было быть рассмотрено мировым судьей судебного участка № 3 Кушвинского судебного района Свердловской области по месту совершения вменяемого административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Дело об административном правонарушении в отношении Христолюбова Дмитрия Павловича, привлекаемого за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, со всеми материалами передать на рассмотрение по подсудности мировому судье судебного участка № 3 Кушвинского судебного района Свердловской области.
Судья Ю.Г.Сединкин