УИД 54RS0023-01-2023-000947-39
Дело № 2-731/2023
Поступило в суд 24.05.2023 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2023 года р.п. Коченево
Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующей судьи Мирончик Е.Ю.
при секретаре Нестеренко Н.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации Прокудского сельсовета Коченевского район Новосибирской области (заинтересованные лица: Территориальное управление Росимущества в Новосибирской области и Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области) о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь –газопровод высокого и низкого давления (№
установил:
администрация Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области обратилась в суд с вышепоименованными требованиями.
В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации Прокудского сельсовета Коченевского района Новосибирской области Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (Управление Росреестра по Новосибирской области) объект недвижимого имущества: наименование объекта: Газопровод высокого и низкого давления; кадастровый №; вид объекта: сооружение; назначение объекта: 7.7) Сооружения трубопроводного транспорта; Протяженность: 3651 м.; Адрес объекта: <адрес>, <адрес>, был принят на учет под номером № как бесхозяйный (ссылаясь на п.п 2.1 п.2 выписки из Единого государственного реестра недвижимости. Данный объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ №).
Указанный газопровод находится в границах муниципального образования Прокудский сельсовет <адрес>, используется для обеспечения населения газоснабжением.
В течение всего времени с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил - выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ Спор о праве отсутствует.
На основании п. 3 ст. 225 ГК РФ о признании права муниципальной собственности, в отношении линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Истец просит признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - Газопровод высокого и низкого давления; кадастровый №: вид объекта: сооружение; назначение объекта: 7.7) Сооружения трубопроводного транспорта; Протяженность: 3651 м.; Адрес объекта: <адрес>
Представитель заявителя – и.о. Глава администрации Прокудского сельсовета <адрес> ФИО, в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме, о чем суду предоставил заявление.
Представитель заинтересованного лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен надлежащим образом, о че6м в деле имеется подтверждение Почты России « вручение адресату».
Представитель заинтересованного лица Департамента имущества и земельных отношений <адрес> ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о дне и времени слушания дела извещена надлежащим образом, предоставила отзыв о нижеследующем.
В силу части 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Порядок признания права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь определен в части 3 статьи 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществлявшим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению opгана местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со и постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Таким образом, для удовлетворения требований заявителя необходима совокупность обязательных условий, перечисленных выше. В соответствии с Положением о департаменте, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п. департамент является областным исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным на управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности <адрес>. Сведения об объекте недвижимого имущества - сооружение, наименование, газопровод высокого и низкого давления, кадастровый №, протяженностью 3651 м. местоположение: Коченевский муниципальный район, сельское поселение Прокудский сельсовет, в Реестре государственной собственности <адрес> отсутствуют, и ранее в Реестре не числились. Учитывая изложенное, департамент не имеет правопритязаний на указанный объект недвижимого имущества и решение по данному делу не затронет прав и законных интересов департамента.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане (юридические лица) осуществляют принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению. В связи с этим указанные лица самостоятельно определяют способ защиты нарушенного права, определяют предмет и основания иска.
Согласно пункту 2 статьи 125, пункту 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права (права собственника) и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса РФ в случаях и в порядке, предусмотренных нормативными актами муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать органы местного самоуправления, а также юридические лица.
В силу пункта 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую, собственник отказался.
Согласно пункту 3 указанной статьи по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с действующим законодательством, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию нрава на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Между тем приобретение права муниципальной собственности по указанному основанию допускается лишь в отсутствии правопритязаний на бесхозный объект, о чем свидетельствует сложившаяся судебная практика (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1150/13 по делу N А76-24747/2011).
В силу положений, предусмотренных ст. 56, ч. 1 ст. 263, ч. 2 err. 291 ГПК РФ, по делам о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь заявитель обязан доказать факт отсутствия ее собственника, а также иные обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанные объекты недвижимости в реестре федерального имущества не числятся, к числу объектов, относящихся исключительно к федеральной собственности, не относятся.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Согласно п. 3 части 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.
Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного имущества, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 290 ГПК РФ право собственности на бесхозяйную недвижимую вещь может быть признано по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом.
Реализуя Конституционное право, администрация Прокудского сельсовета <адрес> обратилась в суд с вышепоименованными требованиями.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по заявлению администрации Прокудского сельсовета <адрес> Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Управление Росреестра по <адрес>) объект недвижимого имущества: наименование объекта: Газопровод высокого и низкого давления; кадастровый №; вид объекта: сооружение; назначение объекта: 7.7) Сооружения трубопроводного транспорта; Протяженность: 3651 м.; Адрес объекта: <адрес> был принят на учет под номером № как бесхозяйный (ссылаясь на п.п 2.1 п.2 выписки из Единого государственного реестра недвижимости. Данный объект принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ №).
Указанный газопровод находится в границах муниципального образования Прокудский сельсовет <адрес>, используется для обеспечения населения газоснабжением.
В течение всего времени с момента постановки объекта на учет как бесхозяйного никто своих прав на данный объект не заявил - выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно п.10.1 ст. 1 ГрК РФ, линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Таким образом, данный объект является линейным.
Спор о праве отсутствует, не заявлен в ходе рассмотрения дела по существу, с момента постановки на учет линейного объекта прошло более трех месяцев.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что спорный объект недвижимости признан бесхозяйным имуществом в установленном законом порядке.
Поскольку, заявитель не имеет возможности в ином порядке зарегистрировать право собственности, в целях устранения правовой неопределенности в отношении указанного объекта, суд считает возможным удовлетворить заявление администрации Прокудского сельсовета <адрес>, поскольку, иного способа осуществления правомочий у заявителя не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
требования администрации Прокудского сельсовета <адрес> удовлетворить.
Признать право муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества - Газопровод высокого и низкого давления; кадастровый №: вид объекта: сооружение; назначение объекта: 7.7) Сооружения трубопроводного транспорта; Протяженность: 3651 м.; Адрес объекта: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коченевский районный суд. В окончательной форме решение принято и изготовлено 03 июля 2023 года.
Судья: Е.Ю. Мирончик