Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1353/2023 (2-6592/2022;) ~ М-4764/2022 от 01.12.2022

Дело № 2-1353/2023

УИД 18RS0003-01-2022-007247-58

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 марта 2023 года г. Ижевск

Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:

председательствующего судьи                                                      Салова А.А.,

при секретаре                                                                             Николаевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению КАЛ к ОСФР по Удмуртской Республике о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

КАЛ обратилась в суд с иском к ОСФР по Удмуртской Республике о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, мотивируя свои требования следующим.

Истец КАЛ, <дата> года рождения с <дата> является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Ее общий трудовой стаж, согласно записям трудовой книжки превышает 38 лет. Размер пенсии истца составляет 10 841,95 руб. Истец неоднократно обращалась к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, однако в его удовлетворении отказано. Размер пенсии истца подлежит перерасчету, поскольку при назначении пенсии ответчиком учтен не самый выгодный вариант назначения пенсии.

На основании изложенного истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии по старости с учетом всех периодов трудовой деятельности истца, периодов ухода за детьми и размера заработной платы по наиболее выгодному варианту расчета размера заработной платы за 60 месяцев подряд и выплатить пенсию с учётом произведенного перерасчета; взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 59 500 руб.

В судебное заседание истец, уведомленная надлежащим образом о времени и месте судебного заседания не явилась, в связи с чем дело в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель истца Чугина С.А. исковые требования поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика Снисар Е.В., действующая на основании доверенности, просила в иске отказать в полном объеме, полагая, что расчет пенсии произведён верно. Дополнительно суду пояснила, что при назначении пенсии ответчиком выбран наиболее выгодный для истца вариант назначения пенсии, в связи с выявлением ошибки при назначении пенсии истцу произведен перерасчет ее размера с даты назначения пенсии.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст.57 ГПК РФ обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах и лицах, участвующих в деле.

Суд в соответствии с принципами равноправия сторон, состязательности гражданского судопроизводства и диспозитивности не осуществляет сбор доказательств и по своей инициативе не истребует какие бы то ни было доказательства, за исключением доказательств при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.

В обязанности суда входит лишь определение предмета доказывания (совокупности юридических фактов, установление которых необходимо для разрешения дела по существу) и создание необходимых условий для сбора и истребования доказательств.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Законом СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии в настоящее время установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Частью 3 статьи 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что со дня вступления в силу данного федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным федеральным законом в части, не противоречащей данному федеральному закону.

Положения статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривают правовой механизм оценки приобретенных до 1 января 2002 г. пенсионных прав застрахованных лиц и регулируют порядок исчисления размера трудовых пенсий.

Из пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

При этом варианты определения расчетного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвертый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Таким образом, размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.

В силу пунктов 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. В названных пунктах приведены конкретные перечни трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, которые учитываются в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами, при этом перечни различаются между собой.

Так, пункт 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ не предусматривает учета в общий трудовой стаж периодов по уходу неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет.

При оценке пенсионных прав по пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ в общий трудовой стаж подлежат включению периоды по уходу неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет.

Возможности соединения формул для определения расчетного размера трудовой пенсии, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ действующее пенсионное законодательство не предусматривает.

Соответственно, при осуществлении оценки пенсионных прав лица в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ включение в общий трудовой стаж периодов, не перечисленных в данном пункте, невозможно и противоречит закону.

До 1 января 2016 года (дата вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий") законодательство о страховых (трудовых) пенсиях, по общему правилу, ограничений по выплате пенсий работающим пенсионерам не предусматривало.

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 ст. 5 настоящего Федерального закона с 1 февраля 2016 года не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления работы устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета по состоянию на последний день последнего отчетного периода, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами следующее.

<дата> истец КАЛ. <дата>, обратилась в ОПФР по Удмуртской Республике с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.

<дата> истцу исполнилось 55 лет.

Решением ответчика от <дата> <номер> истцу на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с <дата> года назначена страховая пенсия по старости, ее размер установлен в сумме 4 226,26 руб., установлена фиксированная выплата к страховой пенсии в размере 4 558,93 руб.

При назначении пенсии пенсионным органом учтены в страховой стаж истца и иную деятельность следующие периоды:

с <дата> по <дата> – учеба в <данные изъяты>;

с <дата> по <дата> – период ухода за ребёнком до достижения возраста 1,5 лет;

с <дата> по <дата> – работа;

с <дата> по <дата> – период ухода за ребёнком до достижения возраста 1,5 лет;

с <дата> по <дата> – работа;

с <дата> по <дата> – период ухода за ребёнком до достижения возраста 1,5 лет;

с <дата> по <дата> – работа.

<дата> КАЛ обратилась в ОПФР по Удмуртской Республике с заявлением, в котором, выражая несогласие с размером получаемой пенсии, просила предоставить ей информацию о расчете размера пенсии.

<дата> ОПФР по Удмуртской Республике вынесено решение об обнаружении ошибки, допущенной при назначении страховой пенсии по старости. Согласно данному решению при назначении пенсии ответчиком при назначении пенсии не выбран выгодный вариант пенсионного капитала, в связи с чем на основании п. 4 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устранена ошибка.

Письмом ответчика от <дата> <номер> истцу предоставлен подробный расчет размера пенсии, а также сообщено об устранении допущенной ошибки путем перерасчета размера пенсии с момента ее назначения с <дата> и о выплате истцу причитающихся сумм.

Из текста указанного письма следует, что ошибка выразилась в неприменении при расчётах районного коэффициента.

<дата> ОПФР по Удмуртской Республике вынесено решение <номер>, которым с <дата> установлен размер пенсии в сумме 5 257,35 руб. вместо прежнего – 4 226,26 руб., установлена фиксированная выплата к страховой пенсии в размере 4 558,93 руб.

Оценка пенсионных прав истца произведена на основании п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации.

Страховая пенсия по старости установлена истцу с учетом следующих показателей:

- стажевый коэффициент 0,55;

- коэффициент валоризации равен 19% (10% общее увеличение + 9% за 9 лет "советского" стажа до 1991);

- величина среднемесячного индексированного заработка за <дата> г.г. – 1 272,15 руб.;

- сумма страховых взносов с <дата> по <дата> – 280 627,96 руб., величина индивидуального пенсионного коэффициента за период с <дата> – 5,502;

Конвертация пенсионных прав произведена по пункту 4 статьи 30 Закона N 173-ФЗ по общему стажу, с учетом периодов ухода за детьми, исчисленных по нормам статьи 15 ФЗ № 400-ФЗ.

Расчетный размер пенсии – 754,35 руб. (1 272,75 руб. * 0,55 = 700,01, не может превышать 639,35; 639,35 + 115 (компенсационная выплата) = 754,35);

Расчетный пенсионный капитал на <дата>: 65 363,22 = 304,35 (754,35 - 450) *228;

Сумма валоризации: 69 730,47 = 367 002,48 *19%

Расчетный пенсионный капитал на <дата> (с учетом индексации):

717 360,91 = 367 002,48 руб. + 69 730,47 руб. + 280 627,96 руб.

Страховая часть пенсии на <дата>: 717 360,91 / 228 мес. = 3 146,32 руб.

Величина ИПК исходя из размера страховой части трудовой пенсии по состоянию на <дата>: 3 146,32 руб. / 64,10 (стоимость одного коэффициента) = 49,085

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за период ухода за ребенком составляет – 16,200 (складывается из величины ИПК за период ухода за ребенком <дата> г.р. – 2,7, величины ИПК за период ухода за вторым ребенком <дата> г.р. – 5,4, величины ИПК за период ухода за третьим ребенком <дата> г.р. – 8,1).

Сумма пенсионных коэффициентов согласно сведениям индивидуального лицевого счета за период после <дата> года – 5,502.

Итоговый индивидуальный пенсионный коэффициент составляет: 49,085+5,502+16,200 = 70,787

70,787*74,27 (стоимость пенсионного коэффициента на <дата>)= 5 257,35 - размер страховой пенсии.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости – 4 558,93 руб.

Таким образом, размер страховой пенсии по старости КАЛ по сведениям, имеющимся в распоряжении Пенсионного фонда РФ по состоянию на <дата>, составил 9816,28 руб. (4 558,93 + 5 257,35).

Согласно имеющимся сведениям, КАЛ по настоящее время работает.

С учетом изложенного, выплата страховой пенсии производится без учета индексации размера пенсии.

По состоянию на <дата> установленный размер пенсии ФИО5 составляет 10 841,95 руб., итоговый индивидуальный пенсионный коэффициент, в том числе с учетом увеличения за счет беззаявительных перерасчетов по страховым взносам составил 84,597.

Указанный расчет размера пенсии истца подробно изложен в письме ответчика от <дата>, он соответствует положениям Федерального закона № 400-ФЗ и Федерального закона № 173-ФЗ, значениям в представленных сторонами в судебное заседание документах, касающихся трудовой деятельности истца, продолжительности страхового стажа истца, периодам нахождения в отпуске по уходу за несовершеннолетними детьми и размеру выплачивавшейся истцу заработной платы.

Спора о включении/не включении ответчиком в страховой стаж отдельных периодов трудовой деятельности и иных периодов между сторонами не имеется, равно как и отсутствует спор о наличии/отсутствии у истца специального стажа.

Ошибка в расчете размера пенсии устранена ответчиком самостоятельно, недовыплаченная сумма пенсии перечислена истцу до подачи искового заявления.

Переоценка пенсионных прав истца на основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (то есть без учета периодов по уходу за детьми до достижения ими возраста 3-х лет), либо к расчет среднемесячного заработка за любые 60 месяцев работы подряд, приведут к уменьшению размера получаемой истцом пенсии.

Таким образом, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, представленные сторонами сведения о трудовой деятельности истца, а также расчет размера получаемой истцом пенсии, содержащийся в письме от <дата> <номер>, суд не находит законных оснований для изменения размера пенсии истца в сторону увеличения, в связи с чем исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.

Частью 1 статьи 98 ГПК РФ установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 этого же Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в приведенной статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Расходы на представителя в силу закона отнесены к судебным издержкам (статья 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Поскольку иск КАЛ оставлен без удовлетворения, заявление о взыскании судебных расходов также не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования КАЛ (СНИЛС <номер>) к ОСФР по Удмуртской Республике (ИНН 1833005196) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Решение изготовлено в окончательной форме 25 апреля 2023 года.

Судья А.А. Салов

2-1353/2023 (2-6592/2022;) ~ М-4764/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Корнилова Алевтина Леонидовна
Ответчики
ГУ - ОПФР по УР
Суд
Октябрьский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики
Судья
Салов Алексей Александрович
Дело на странице суда
oktyabrskiy--udm.sudrf.ru
01.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2022Передача материалов судье
05.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.02.2023Предварительное судебное заседание
28.03.2023Судебное заседание
25.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2023Дело оформлено
30.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее