У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0014-01-2021-000545-51
Судья Ханбекова Н.М. Дело № 33а-666/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск 1 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Пулькиной Н.А.,
судей Смирновой Ю.В., Лифановой З.А.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 20 октября 2021 года по делу № 2а-1-247/2021, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Николаевского района в интересах Романцевой М.А. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в части неопределения (выбора) способа управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ***
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области по не определению управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ***
Обязать администрацию муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области в течение 1 месяца с даты вступления решения суда в законную силу определить управляющую организацию для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: ***
Признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области по непринятию мер к устранению повреждений, выявленных при осмотре многоквартирного дома по адресу: ***
Обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области устранить повреждения: трещины в местах сопряжения отмосток с цоколем по всему периметру многоквартирного дома; трещины в местах сопряжения стеновых блоков цоколя дома, в верхнем правом углу кирпичной кладки фасада *** над входами в подъезды № № 1-3, а также в местах сопряжения балконных плит 1-ых этажей с фасадом с левой стороны в указанные подъезды; волосяные трещины в штукатурно-окрасочном слое стен тамбура в верхнем левом углу от выхода из подъездов № № 1-3.
В удовлетворении исковых требований прокурора Николаевского района в интересах Романцевой М.А. к ОГАУ «Корпорация развития строительства и инфраструктурных проектов Ульяновской области «Дом.73», ООО «Специализированный застройщик «СтройТехПартнер» отказать.
Взыскать с Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в пользу ООО «Научно-исследовательский центр судебной экспертизы» стоимость производства экспертизы в размере 30 870 рублей.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В., пояснения прокурора Данилова Е.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Николаевского района Ульяновской области в интересах Романцевой М.А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области, Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области, ОГАУ «Корпорация развития строительства и инфраструктурных проектов Ульяновской области «Дом.73», ООО «Специализированный застройщик «СтройТехПартнер» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности определить управляющую организацию для управления многоквартирным дом и устранить повреждения.
В обоснование иска указал, что в результате прокурорской проверки исполнения требований федерального законодательства при обеспечении жилищных прав детей-сирот в деятельности уполномоченных органов были выявлены нарушения, в целях устранения которых в адрес руководителей уполномоченных органов вносились представления, однако до настоящего времени действенных мер по их устранению не принято.
В рамках заключенных между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и ООО «СтройТехПартнер» государственных контрактов на территории МО «Николаевский район» Ульяновской области был возведен 60-квартирный дом для детей-сирот, расположенный по адресу: ***.
06.07.2020 администрацией МО «Николаевский район» выдано разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию.
16.07.2020 Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области приняты квартиры и общее имущество в многоквартирном жилом доме на основании соответствующих актов приема-передачи.
В соответствии с договорами найма жилых помещений для детей – сирот, заключенных ОГАУ «Корпорация развития строительства и инфраструктурных проектов Ульяновской области «Дом.73» с вышеуказанной категорией граждан, однокомнатные квартиры, находящиеся в собственности Ульяновской области, расположенные в многоквартирном доме, переданы вышеуказанным гражданам во владение и пользование.
Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области не были приняты меры по организации контроля за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений.
При осмотре многоквартирного дома, расположенного по адресу: *** обнаружены повреждения, возникшие в процессе эксплуатации и требующие проведения текущего ремонта.
До настоящего времени выявленные недостатки не устранены, договор управления данным домом с управляющей организацией не заключен, что противоречит требованиям жилищного законодательства.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное. Обращает внимание, что собственниками помещений в вышеназванном многоквартирном доме не выбран способ управления многоквартирным домом, в связи с чем, администрацией района в соответствии с действующим законодательством, был проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации, который был признан несостоявшимся. В настоящее время в Николаевском районе отсутствует управляющая организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, в связи с чем, администрация района лишена возможности назначить управляющую организацию по управлению многоквартирным домом и исполнить решение суда.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Николаевского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание кроме прокурора, другие лица, участвующие в деле, не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что между 27.12.2018 между Министерством промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области и ООО «СтройТехПартнер» были заключены государственные контракты № 345, 346 на участие в долевом строительстве многоквартирного дома в целях приобретения в государственную собственность Ульяновской области однокомнатных квартир, общей площадью не менее 33 кв.м каждая, для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в р.п. Николаевка муниципальном образовании «Николаевский район» Ульяновской области.
Объектом строительства является многоквартирный дом на земельном участке с кадастровым номером ***, с адресным ориентиром: Ульяновская область, Николаевский район, р.п.Николаевка, ул.Коммунальная, д.44 Г.
12.12.2018 администрацией муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области выдано ООО «СтройТехПартнер» разрешение на строительство вышеназванного многоквартирного дома.
06.07.2020 администрацией муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу***
16.07.2020 Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области и ООО «Специализированный застройщик «СтройТехПартнер» подписан акт приема-передачи квартир и общего имущества в многоквартирном жилом доме.
18.11.2020 между ОГАУ «Корпорация развития строительства и инфраструктурных проектов Ульяновской области «Дом.73» и Романцевой М.А. заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № 088, предметом которого являлась передача последней (Романцевой М.А.) во владение и пользование жилого помещения, состоящего из однокомнатной квартиры, общей площадью 33,7 кв.м, расположенной по адресу: *** для временного проживания в нем, с правом оформления постоянной регистрации по месту жительства.
В ходе прокурорской проверки, при осмотре дома были выявлены повреждения в виде трещин.
До настоящего времени управляющая компания не определена, открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок.
Удовлетворяя частично требования прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о бездействии Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области в части неопределения (выбора) способа управления многоквартирным домом и непринятию мер к устранению повреждений, выявленных при осмотре дома, возложении обязанности устранить повреждения, а также о бездействии администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области по не определению управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: *** в связи с чем возложил обязанность по определению управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции.
Частью 2
ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственников
помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов
управления многоквартирным домом:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном
доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья
либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским
кооперативом; управление управляющей
организацией.
Согласно положениям ч.4 ст.161
Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке,
установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по
отбору управляющей организации в случаях, указанных в ч.13
настоящей статьи и ч.5 ст.200
настоящего Кодекса, а также в случае, если в течение шести месяцев до дня
проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме
не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе
способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится
также в случае, если до окончания срока действия договора управления
многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не
выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа
управления этим домом не было реализовано.
В соответствии с п.17 ст.161
Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, в
отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран
способ управления таким домом в порядке, установленном настоящим Кодексом,
или выбранный способ управления не реализован, не определена управляющая
организация, в том числе по причине признания несостоявшимся открытого конкурса
по отбору управляющей организации, проводимого органом местного самоуправления
в соответствии с настоящим Кодексом,
осуществляется управляющей организацией, имеющей лицензию на осуществление
предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами,
определенной решением органа местного самоуправления в порядке и на условиях,
которые установлены Правительством Российской Федерации. Такая управляющая
организация осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом до
выбора собственниками помещений в многоквартирном доме способа управления
многоквартирным домом или до заключения договора управления многоквартирным
домом с управляющей организацией, определенной собственниками помещений в
многоквартирном доме или по результатам открытого конкурса, предусмотренного ч.4 настоящей
статьи, но не более одного года. Орган местного самоуправления в
течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об определении управляющей
организации, предусмотренного настоящей частью, письменно уведомляет всех
собственников помещений в многоквартирном доме о принятии указанного решения,
об условиях договора управления этим домом и об условиях прекращения договора
управления с данной управляющей организацией. Договор управления многоквартирным
домом между управляющей организацией и собственниками помещений в
многоквартирном доме считается заключенным со дня принятия органом местного
самоуправления решения об определении управляющей организации.
Правила
определения управляющей организации для управления многоквартирным домом, в
отношении которого собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран
способ управления таким домом или выбранный способ управления не реализован, не
определена управляющая организация, утверждены Постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.12.2018 №
1616.
Пунктом 5
Правил установлено, что в качестве управляющей организации решением об
определении управляющей организации может быть определена управляющая
организация, имеющая лицензию на осуществление предпринимательской деятельности
по управлению многоквартирными домами и включенная в перечень организаций для
управления многоквартирным домом, в отношении которого собственниками помещений
в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный
способ управления не реализован, не определена управляющая организация (далее -
перечень организаций).
Перечень организаций подлежит актуализации уполномоченным
органом не реже чем один раз в 5 лет, а также в срок, не превышающий 3 рабочих
дней со дня наступления следующих событий, в том числе: поступление заявления
управляющей организации об исключении ее из перечня организаций (подп. «д» п.7
Правил).
В перечень организаций включаются управляющие организации,
представившие в уполномоченный орган заявление о включении в перечень
организаций, и (или) управляющие организации, признанные участниками открытого
конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным
домом, расположенным на территории соответствующего муниципального образования,
в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору
управляющей организации для управления многоквартирным домом, предусмотренным
Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по
отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 №
75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по
отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», одним из
условий участия в котором является согласие управляющей организации на
включение в перечень организаций, представляемое в порядке, предусмотренном
указанными Правилами проведения органом местного самоуправления открытого
конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом
(п.5
Правил).
Согласно ч.1 ст.1
Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается
на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами
местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище,
его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения
жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из
отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, на необходимости
обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты,
обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В соответствии с п.3,
п.5 ст.2
Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы
местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для
осуществления гражданами права на жилище; обеспечивают защиту прав и законных
интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных
основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся
обслуживания жилищного фонда.
Пунктом 6
статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам
местного значения городского поселения относится осуществление полномочий
органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Принятие администрацией
муниципального образования предусмотренного ч.17 ст.161
Жилищного кодекса Российской Федерации решения обусловлено необходимостью
обеспечения защиты прав собственников помещений в многоквартирных домах,
создания благоприятных и безопасных условий для проживания граждан, обеспечения
надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, упорядочения
процедуры передачи многоквартирного дома в управление управляющей организации.
Из материалов дела следует, что предусмотренная ч.17 ст.161
Жилищного кодекса Российской Федерации, п.2
Правил обязанность по принятию административным ответчиком решения по выбору
управляющей организации для многоквартирного дома по адресу: Ульяновская
область, Николаевский район, р.п.
Николаевка, ул. Коммунальная, д. 44Г, до настоящего времени не исполнена.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие в перечне управляющих компаний
организаций, в отношении которых может быть принято данное решение, не
освобождает орган местного самоуправления от выполнения вышеуказанной
обязанности, в том числе путем создания условий (организационного, финансового,
налогового характера), направленных на стимулирование и повышение материальной
и иной заинтересованности у действующих управляющих компаний для их включения в
соответствующий перечень и привлечения их к участию в открытых конкурсах по
выбору управляющей организации.
Согласно разъяснениям Минстроя России, содержащихся в письме
от 24.04.2015 № 12258-АЧ/04, согласно которым в случае возникновения ситуации,
при которой возможно появление многоквартирных домов, в отношении которых
возникает риск «остаться без управления», возможен случай определения органом
местного самоуправления временной управляющей организации, который предлагается
рассматривать как муниципальную преференцию в соответствии с Федеральным законом
от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Данная
преференция может быть предоставлена в порядке, предусмотренном этим Законом
и при соблюдении установленных требований.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется.
Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 20 октября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области - без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 04.03.2022.