№">ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья Рыбновского районного суда <адрес> ФИО4,
изучив материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1,
№ (2)">установил:
В Рыбновский районный суд <адрес> из ОМВД России по <адрес> поступили материалы дела об административном правонарушении с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1
В процессе подготовки к рассмотрению указанного дела об административном правонарушении, установлено, что поступившие материалы подлежат возвращению в порядке, предусмотренном п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, по следующим основаниям.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешается вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Суд, изучив поступившие материалы, полагает, что они подлежат возвращению должностному лицу органа, составившего административный протокол, в связи с допущенными нарушениями.
Согласно п. п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст.28.4, ч.ч.1, 3-4 ст.28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, образуют действия, выразившиеся в нанесении побоев или совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в ст. 115 Уголовного кодекса РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Как следует из диспозиции приведенной нормы, субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины, то есть, когда лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).
Однако, в нарушение указанных выше требований КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении в отношении ФИО1 не указано событие данного административного правонарушения, не приведены данные о наличии в деянии последнего признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.1.1 КоАП РФ, а именно, в чем выразилось противоправное деяние - в нанесении побоев, или совершении иных насильственных действий, причинивших физическую боль.
Кроме того, в протоколе указывается на причинение потерпевшей телесных повреждений, установленных заключением судебно-медицинской экспертизы.
Между тем, из материалов дела следует, что некоторые телесные повреждения потерпевшая причинила себе самостоятельно, однако оценка данным обстоятельствам не дана, в протоколе указаны все телесные повреждения и, установленные экспертным путем, не имеется разграничений какие телесные повреждения причинены лицом, привлекаемым к административной ответственности, а какие - нет.
Кроме того, усматривается нарушение процессуальных норм права, когда УУП ОМВД России по <адрес> ФИО3 запрашивает на потерпевшую медицинские документы в ГБУ РО «ФИО5 РБ» для назначения судебно-медицинской экспертизы, однако она не проводится, в материалы дела представлен акт судебно-медицинского исследования, составленного по заявлению потерпевшей. Который не отвечает требованиям допустимости, поскольку эксперт не был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение эксперта является одним из источников доказательств, которое должно быть получено в соответствии с требованиями ст.26.4 КоАП РФ. В нарушение данного положения суд не обладает всем объемом причиненных телесных повреждений для правильной квалификации противоправных действий.
Кроме того, в силу ч.4 ст.26.4 КоАП РФ до направления определения о назначении экспертизы для исполнения, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, обязан ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения об ознакомлении лица привлекаемого к административной ответственности с постановлением о назначении экспертизы и что ему были разъяснены соответствующие процессуальные права.
Суд, также, обращает внимание, что материалы, приложенные к протоколу должны содержать подлинные документы, тогда как к настоящему протоколу приложены ксерокопии отдельных документов.
Частями 5, 5.1 статьи 28.7 КоАП РФ установлено, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - на срок не более одного месяца.
Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения, которое подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.
Согласно поступившим в суд материалам, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в связи с выявленным фактом совершения административного правонарушения вынесено должностным лицом ОМВД России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
Протокол об административном правонарушении составлен ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного ч.5 ст.28.7 КоАП РФ месячного срока.
Определение о продлении срока проведения административного расследования, вынесено ДД.ММ.ГГГГ, при этом никаких процессуальных действий не совершено (объяснения отобраны ДД.ММ.ГГГГ, экспертиза не назначена).
Вышеуказанные недостатки протокола об административном правонарушении, а также неправильное оформление других материалов дела и неполнота представленных материалов являются существенными, не могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, и препятствует рассмотрению судом данного дела об административном правонарушении.
Помимо прочего, санкция статьи 6.1.1 КоАП РФ предусматривает административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток.
В силу ч.4 ст.29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Согласно ч.3 ст.25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за это правонарушение может быть назначено административное наказание в виде ареста.
Аналогичная правовая позиция изложена в п.23.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», согласно которому дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч.3 ст.25.1 КоАП РФ, должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.
При изложенных обстоятельствах на стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Исходя из того, что дело об административном правонарушении, за совершение которого санкцией ст. 6.1.1 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста, подлежит рассмотрению в день получения протокола об административном правонарушении и неявка привлекаемого к административной ответственности лица в судебное заседание влечет невозможность рассмотрения такого дела судьей.
Поскольку отсутствие данного лица в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, исключающим возможность рассмотрения дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении подлежит возвращению должностному лицу, которое составило протокол.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного Кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, поскольку устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
При таких обстоятельствах нахожу, что вышеуказанные недостатки протокола об административном правонарушении являются существенными, что свидетельствует о невозможности принятия дела к производству суда и рассмотрению административного материала по существу, и являются основаниями для его возвращения должностному лицу, осуществлявшему административное производство, в связи с допущенными нарушениями и неполнотой представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь п.п. 3 и 5 ст. 29.1, п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Возвратить протокол 62 22 № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ, и другие материалы дела в отношении ФИО1 в ОМВД России по <адрес> для устранения соответствующих недостатков.
Определение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Рыбновский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья ФИО6