УИД 22RS0022-01-2023-000376-83 Дело № 2-313/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Зональное |
24 августа 2023 г. |
Зональный районный суд Алтайского края в составе судьи Зенченко В.Н.,
при секретаре Щегловой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Зонального района к Администрации Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края, Администрации Зонального района Алтайского края о возложении обязанности,
с участием помощника прокурора Зонального района Зеленина Е.Н., представителя Администрации Зонального района Алтайского края Горбатовой М.С.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Зонального района обратился в суд с иском, в обоснование которого указано, что Администрация Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края, осуществляя деятельность по эксплуатации котельной, расположенной в с.Луговское по адресу ул.Молодежная д.10а, для отопления объектов социальной инфраструктуры, оказывает негативное воздействие на атмосферный воздух, поскольку в результате сжигания угля образуются загрязняющие вещества, включенные в соответствующий перечень, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р (азота диоксид, оксид азота, зола твердого топлива, пыль каменного угля, углерода оксид). Согласно сведениям ЕГРН, здание котельной, расположенной по указанному адресу, является собственностью муниципального образования Зональный район Алтайского края. Данный объект недвижимого имущества 27.12.2006 передан в оперативное управление Администрации Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края. Таким образом, Администрация Зонального района Алтайского края реализует полномочия собственника данного объекта. При этом, ответчики не исполняют требования природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства: не разработан проект санитарно-защитной зоны котельной; не разработаны и не установлены предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух; объект негативного воздействия на окружающую среду не поставлен на государственный учет. Несоблюдение требований действующего законодательства нарушает права неопределенного круга граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие и благоприятную окружающую среду. 13.04.2023 прокурором внесено главе Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха при эксплуатации котельной. Однако согласно полученному на данное представление сообщению, нарушения законодательства не устранены в связи с отсутствием бюджетного финансирования.
В качестве правовых оснований своих требований прокурор ссылается на ст. 58 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 21 - 23, 34, 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст. 16, 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», ст.ст. 12, 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74.
На основании изложенного, прокурор, указывая на незаконность бездействия Администрации Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края, Администрации Зонального района Алтайского края, выраженного в несоблюдении требований законодательства в области окружающей среды при эксплуатации котельной, расположенной в с.Луговское Зонального района Алтайского края по адресу ул.Молодежная д.10а, просит обязать ответчиков разработать в отношении данной котельной проект зоны санитарной охраны, разработать предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, подать в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края заявку о постановке на государственный учет.
Также просит установить срок для добровольного исполнения требований прокурора - до 01.07.2024.
В судебном заседании помощник прокурора Зонального района Зеленин Е.Н. поддержал иск, уточнив требования, просил обязать ответчиков разработать в отношении указанной котельной проект санитарно-защитной зоны, разработать предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, подать в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края заявку о постановке на государственный учет; установить срок для добровольного исполнения требований прокурора - до 31.12.2024.
Представитель Администрации Зонального района Алтайского края Горбатова М.С., не оспаривая требования прокурора, просила установить срок для исполнения решения суда - до 31.12.2024, ссылаясь на отсутствие в бюджете необходимых средств.
Представитель Администрации Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края в судебное заседание не явился.
Представители Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю, участвующих в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, также не явились.
Из представленного Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края на иск письменного отзыва следует, что заявка о постановке на государственный учет указанной в исковом заявлении котельной, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, не поступала, то есть усматриваются нарушения требований законодательства, на которые указано прокурором.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" указано, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.21, п.1 ст.22 данного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются, в частности, нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов.
Нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.
В соответствии с п.1, п.2 ст.69, п.1, п.2, п.4 ст.69.2 указанного Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, включает в себя в том числе государственный учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, а также государственный учет в области обращения с отходами производства и потребления в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
На основании п.1 ст.16, п.1 ст.21, п.1 ст.22, п.1 ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, эксплуатации, сносе объектов капитального строительства должно обеспечиваться соблюдение гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха и нормативов качества окружающей среды для атмосферного воздуха.
Государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, видов и уровней физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, проводят инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (при их наличии), документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны, в частности: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов физического воздействия на атмосферный воздух; осуществлять учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный экологический контроль в области охраны атмосферного воздуха; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на атмосферный воздух.
В силу ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 введена в действие новая редакция санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
Согласно п.2.1 указанных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
Материалами дела, в том числе выпиской из ЕГРН, подтверждается, что Администрация Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края осуществляет деятельность по эксплуатации котельной, расположенной в с.Луговское по адресу ул.Молодежная д.10а.
Данная котельная, принадлежащая на праве собственности муниципальному образованию Зональный район Алтайского края, передана Администрацией Зонального района Алтайского края, осуществляющей полномочия собственника этого недвижимого имущества, в оперативное управление Администрации Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края.
Также подтверждаются доводы стороны истца о том, что при эксплуатации указанной котельной не соблюдаются требования законодательства в области охраны окружающей среды.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора законными и обоснованными, в связи с чем они подлежат удовлетворению.
На основании ст.206 ГПК РФ суд в соответствии с требованием прокурора устанавливает ответчикам срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - до 31.12.2024.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Зонального района удовлетворить.
Обязать Администрацию Луговского сельсовета Зонального района Алтайского края, Администрацию Зонального района Алтайского края разработать в отношении котельной, расположенной в с.Луговское Зонального района Алтайского края по адресу ул.Молодежная д.10а, проект санитарно-защитной зоны, предельно допустимые выбросы и предельно допустимые нормативы вредного физического воздействия на атмосферный воздух, подать в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края заявку о постановке на государственный учет.
Установить срок, в течение которого настоящее решение суда должно быть исполнено, - до 31.12.2024.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Зональный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2023 г.
Судья Зенченко В.Н.