Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-510/2021 ~ М-499/2021 от 17.08.2021

        Дело № 2-510-21

                          Р Е Ш Е Н И Е

          И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

                     с.Чикола                                 02.12.2021 г.

         Ирафский районный суд РСО-Алания в составе председательствующего судьи Темировой О.С., при секретаре судебного заседания Хамицаевой М.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марзоевой Валентины Борисовны к администрации Стур-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания о признании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости о координатах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10 970 кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, с.Стур-Дигора, местность «Мадзаска» реестровой ошибкой, исключении их из Единого государственного реестра недвижимости, признании сведений о местоположении границ населенного пункта <адрес> РСО-Алания, реестровый .1 и муниципального образования Стур-Дигорское сельское поселение <адрес> РСО-Алания, реестровый .105 реестровой ошибкой,

                       У С Т А Н О В И Л:

                     Марзоева В.Б. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.

         В судебное заседание Марзоева В.Б. и ее представитель Бурнацев М.С. не явились, просили рассмотреть гражданское дело в их отсутствие.

         Согласно исковому заявлению, ей на праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10 970 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, с. Стур-Дигора, местность «Мадзаска». В целях установления соответствия границ, существующих на местности и юридически закрепленных в ЕГРН границ, обратилась к кадастровому инженеру. После произведенных замеров, кадастровым инженером был сделан вывод о несоответствии фактических границ границам, закрепленным в ЕГРН, т.е. выявлена реестровая ошибка в сведениях о границах ее земельного участка. Замеры проводились с помощью высокоточного спутникового оборудования. Помимо реестровой ошибки в сведениях о ее земельном участке, ошибка выявлена в сведениях о границах населенного пункта <адрес> и границах Стур-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания. Данный вывод был сделан на основании следующего: границы земельного участка были поставлены на государственный кадастровый учет в 2006 году, т.е. до установления границ населенного пункта и границ муниципального образования картометрическим методом с помощью тахеометра и рулетки, с точностью меньше нормативной; при установлении границ населенного пункта и границ муниципального образования, т.к. ее земельный участок относился к землям населенных пунктов и является крайним земельным участком, то границы территориального деления провели по границе ее участка, т.е. имеется полное совпадение прохождения границ земельного участка с границами территориального деления. Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования или населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов понимается наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта. В целях приведения границ земельного участка в соответствие с их фактическим местоположением, кадастровым инженером подготовлен межевой план. Однако, Управлением Росреестра по РСО-Алания осуществление кадастрового учета изменений приостановлено в связи с тем, что при исправлении реестровой ошибки, земельный участок пересекает границу населенного пункта <адрес> и границы муниципального образования Стур-Дигорское сельское поселение. Граница населенного пункта <адрес> и граница Стур-Дигорского сельского поселения проходят по границе ее земельного участка, контур ее участка, согласно заключению кадастрового инженера, смещен к северу-востоку, в результате чего, часть участка находится в русле реки. При исправлении ее земельного участка путем смещения контура к юго-западу более чем на 10 см, будет происходить пересечение с границами населенного пункта <адрес> и Стур- Дигорского сельского поселения. Таким образом, если в сведениях относительно ее земельного участка содержится реестровая ошибка, то в сведениях о границах населенного пункта <адрес> и Стур-Дигорского сельского поселения также содержится реестровая ошибка. Относительно замечания государственного регистратора о том, что исправляемый участок существенно меняет конфигурацию, поясняет следующее. Государственный регистратор несет ответственность, установленную федеральным законом за необоснованное приостановление государственного кадастрового учета. Таким образом, предел правовой экспертизы регистратора ограничен основаниями, перечисленными в ст.27 (ч.1 ст.26) Закона о регистрации. При этом, ни в одном из этих пунктов не предусмотрена возможность отказа в государственном кадастровом учете на основании того, что кадастровым инженером нарушены нормы, связанные с установлением границ земельного участка. Кадастровый инженер является лицом наделенным специальным правом на проведение работ по определению местоположения границ земельного участка и вмешательство в его деятельность недопустимо. Таким образом, вопросы определения местоположения границ земельных участков, тем более, установление достаточных или недостаточных сведений (документов) для выполнения кадастровых работ являются исключительной компетенцией кадастрового инженера и не могут являться предметом оценки регистрирующего органа и тем более не являются основанием для отказа. Вместе с тем, в случаях нарушения кадастровым инженером порядка производства кадастровых работ, государственным регистратором может быть подана жалоба в саморегулируемую организацию, в которой состоит кадастровый инженер, которая, согласно п.2 ч.8 ст. 30 Закона о кадастровой деятельности, наделена соответствующими контрольными функциями. Реестровой ошибкой признается воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков. Исходя из комплексного анализа положений Закона о регистрации, кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ (внесение в ЕГРН уточненных сведений о местоположении границы земельного участка), в том числе внутренней границы земельного участка, запускается в следующих случаях: при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границы земельного участка; в случае если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном реестре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки); при исправлении ошибки в сведениях ЕГРН, в том числе реестровой ошибки, о местоположении границы земельного участка. Таким образом, внесение в ЕГРН уточненных сведений о местоположении границ земельных участков, смежных с земельным участком, в отношении которого в орган кадастрового учета представлено заявление об осуществлении кадастрового учета, возможно только при условии, что сведения ЕГРН о местоположении границ таких земельных участков соответствуют одному из вышеперечисленных требований. Согласно заключению кадастрового инженера, основанием проведения уточнения границ является реестровая ошибка, а также несоответствие точности значений координат поворотных точек границы земельного участка нормативным требованиям. Таким образом, имеется основание для внесения изменений в сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по двум основаниям, а следовательно, имеет место быть реестровая ошибка в сведениях о местоположении границ населенного пункта <адрес> и Стур-Дигорского сельского поселения <адрес>. Просит признать реестровой ошибкой сведения о координатах земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10970 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, с. Стур-Дигора, местность «Мадзаска», исключить сведения о координатах земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10970 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, с. Стур-Дигора, местность «Мадзаска» из Единого государственного реестра недвижимости, признать реестровой ошибкой сведения о местоположении границ населенного пункта <адрес> (реестровый .1), признать реестровой ошибкой сведения о местоположении границ Муниципальное образование Стур-Дигорское сельское поселение <адрес> (реестровый .105).

         В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истицы Марзоевой В.Б. Бурнацев М.С., действующий на основании доверенности № <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования поддержал в полном объеме и пояснил, что поддерживает доводы, изложенные в заявлении. Считает, что сведения о земельных участках и сведения о границах населенного пункта содержат реестровую ошибку, его установил кадастровый инженер, сведения о земельном участке, содержащиеся в ЕГРН не соответствуют фактическому местоположению земельного участка, имеется смещение. У земельного участка есть понятие определения точности координат, т.е. нормативная точность, а для земель населенного пункта она составляет 10 см. Так как границы населенного пункта и сельского поселения проходят по границе земельного участка истицы, соответственно, после любого смещения ее земельного участка от реки более 10 см. автоматически будет происходить пересечение с границами населенного пункта, в какой бы конфигурации земельный участок не находился. На этом основании делает вывод, что границы населенного пункта и границы муниципального образования устанавливались именно по границам земельного участка истицы, по другому сделать это было невозможно. Специалисты при выполнении генплана пользуются картами, кадастровый инженер, специалист не выезжает на местность. Как специалист в этой области, он может пояснить, что делается запрос сведений на кадастровые квартала всех земельных участков, соответственно, в каждом плане территорий содержатся координаты всех земельных участков, расположенных в границах того или иного кадастрового квартала. Эти все сведения вносятся, у кадастрового инженера при подготовке генплана есть вся картина, ему нет нужды выезжать на место. Причина реестровой ошибки - неправильное определение координат, земельный участок определялся в 2006 году, тогда не было кадастрового деления, как сейчас, когда есть публичная кадастровая карта, которая помогает, можно всегда посмотреть, где находится участок, в каких границах. В 2006 году была большая погрешность, в данном случае так и получилось. Специалисты работали вслепую, ставили на учет в пустое место. В горах рельеф неровный, не представляется возможным ровно все померить, в связи с этим, произошла реестровая ошибка. Если сведения о земельном участке Марзоевой В.Б. содержат реестровую ошибку, а границы сельского поселения, муниципального образования проведены по границам ее участка, соответственно, они тоже ошибочные.

         Представитель ответчика – глава администрации Стур-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания Хортиев С.Б., должным образом извещенный о дне и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.

         Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания Нигкоева М.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

         Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими полному удовлетворению по следующим основаниям.

         Согласно Выписке из Единого государственного реестра недвижимости, Марзоевой В.Б. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10970 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, с. Стур-Дигора, местность «Мадзаска», категория земель-земли населенных пунктов, вид разрешенного использования-для ведения личного подсобного хозяйства (регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ). План (чертеж) границ земельного участка с точными координатами его расположения, выписка содержит.

                     Согласно свидетельству о праве на наследство № <адрес>85 от ДД.ММ.ГГГГ, наследницей к имуществу Габеева Р.П., умершего ДД.ММ.ГГГГ, стала Марзоева В.Б., наследственное имущество состоит из земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10970 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, с. Стур-Дигора, местность «Мадзаска», объект принадлежал наследодателю на праве собственности, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ .

         Процедура оформления документации, осуществляемая при постановке земли на государственный кадастровый учет, до 2009 года называлась землеустроительным делом - предшественник межевого плана.

         Согласно ст.22 Федерального закона «О землеустройстве», землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Землеустроительное дело формируется и хранится в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

         Согласно Методическим рекомендациям по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных руководителем Федеральной службы земельного кадастра России ДД.ММ.ГГГГ, составление карты (плана) земельного участка включает в себя, в том числе подготовительные работы, которые включают сбор и (или) изучение документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии - правоустанавливающих документов).

         Марзоевой В.Б. представлено землеустроительное дело от ДД.ММ.ГГГГ с описанием земельного участка в кадастровом квартале <данные изъяты>, местоположение-<адрес>, с.Стур-Дигора, площадь участка–1,0970 га.

         После межевания земельного участка необходимо поставить его на государственный кадастровый учет, определив координаты границ своего земельного участка и согласовав их с правообладателями смежных участков.

         Процедура по определению границ земельного участка проведена в соответствии с Положением о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 514, согласно которому согласование землеустроительной документации с заинтересованными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления осуществляется ее разработчиком совместно с заказчиком в соответствии с договором о проведении землеустройства. Решение о согласовании или об отказе в согласовании землеустроительной документации принимается в течение 30 дней с даты представления всех необходимых материалов. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме (в случае отказа в согласовании - с указанием причин). Если уведомление не направлено в указанный срок, землеустроительная документация считается согласованной.

         Границы земельного участка, площадью 1,0970 га согласованы с правообладателями смежных участков.

         Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществлялась в соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости» путем обращения с заявлением в филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РСО-Алания.

         После постановки на государственный кадастровый учет в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о присвоении земельному участку кадастрового номера, своевременно составлен кадастровый паспорт, земельный участок сформирован, поставлен на кадастровый учет, определены характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

             Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающим ведение Единого государственного реестра недвижимости – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных законом сведений об объектах недвижимости.

         Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

         Согласно ст.22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1). В межевом плане указываются новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч.2). В случае, если в соответствии с федеральным законом местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч.3). Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч.8). При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (п.10).

         Марзоева В.Б. в целях установления соответствия границ, существующих на местности и юридически закрепленных в Едином государственном реестре недвижимости границ, обратилась к кадастровому инженеру, которым после произведенных замеров, выявлено несоответствие фактических границ границам, закрепленным в Едином государственном реестре недвижимости - реестровая ошибка.

         Согласно межевому плану, замеры проводились с помощью высокоточного спутникового оборудования, причиной возникновения реестровой ошибки является несоответствие точности значений координат поворотных точек границы земельного участка нормативным требованиям. При проведении кадастровых работ была выявлена реестровая ошибка в расположении границы населенного пункта и границы МО Стур-Дигорское сельское поселение. Ошибка заключается в том, при установлении границ населенного пункта и границ сельского поселения границы провели по границе уточняемого земельного участка без проведения геодезических измерений. Так как точность границы уточняемого земельного участка не соответствовала требованиям то и граница населенного пункта и граница сельского поселения установлены с точность ниже требуемой. В связи с этим, необходимо уточнить границы сельского поселения и границы населённого пункта по границе земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> для снятия пересечения, границы уточняемого участка были установлены по границе, существующей на местности более 15 лет. Картографический материал в масштабе 1:2000 - 1:5000 на район проведения кадастровых работ 15 летней давности отсутствует в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства по РСО-Алания. В качестве кадастровой основы была использована Единая электронная основа, предназначенная в качестве кадастровой основы ЕГРН в соответствии со ст. 6 ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Границы с землями АМС Стур-Дигорского сельского поселения по ребру 1-н1, н1-н2, н2-2, 2-н3, н3-н4, н4-н5, н5-3,3-4, 4-5, 5-нб, нб-б, 6-1 не согласовывались в соответствии со ст. 39 Федерального закона "О кадастровой деятельности" и Письмом Минэкономразвития № ОГ-<адрес> ОТ ДД.ММ.ГГГГ "Об отсутствии необходимости для проведения согласования местоположения части границы или характерной точки границы земельных участков в порядке, установленном Федеральным законом "О кадастровой деятельности", если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (в том числе с землями, государственная собственность на которые не разграничена), а также с земельными участками, сведения о границах которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Предельные Мах и Min размеры предоставления земельных участков установлены на основании Правил землепользования и застройки Стур-Дигорского сельского поселения, утвержденных Решением Собрания Представителей Стур-Дигорского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, опубликованных в сети интернет на сайте www.amsiraf.ru.

          Из этого следует, что реестровая ошибка выявлена в сведениях о земельном участке Марзоевой В.Б. и в сведениях о границах населенного пункта <адрес> и границах Стур-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания.

          Кадастровым инженером данный вывод был сделан на основании того, что границы земельного участка были поставлены на государственный кадастровый учет в 2006 году, т.е. до установления границ населенного пункта и границ муниципального образования картометрическим методом с помощью тахеометра и рулетки, с точностью меньше нормативной; при установлении границ населенного пункта и границ муниципального образования, т.к. мой земельный участок относился к землям населенных пунктов, и является крайним земельным участком, то границы территориального деления провели по границе моего участка, т.е. имеется полное совпадение прохождения границ земельного участка с границами территориального деления.

          Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируются Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

          В соответствии частью 11 статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования или населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов понимается наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта.

          В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», сведения в Единый государственный реестр недвижимости вносятся на основании документов, поступивших в орган регистрации права в установленном настоящим Законом порядке.

          Согласно ст.14 вышеуказанного Закона, государственный кадастровый учет носит заявительный характер и в силу ст.18 указанного Закона, постановка на кадастровый учет, снятие с кадастрового учета, изменения уникальных характеристик объекта недвижимости возможно на основании обращения заявителя в установленном законом порядке в органы кадастрового учета.    Марзоева В.Р. обратилась в Управление Росреестра по РСО-Алания с заявлением об осуществлении кадастрового учета изменений, однако, решением от ДД.ММ.ГГГГ № КУВД- 001/2021-18689796, осуществление кадастрового учета изменений приостановило, основание - при исправлении реестровой ошибки, земельный участок пересекает границу населенного пункта <адрес> и границы муниципального образования Стур-Дигорское сельское поселение <адрес> РСО-Алания.

         Согласно письму руководителя ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по РСО-Алания Хосонова Р.Т., по сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> граничит с одной стороны с землями муниципального образования (номер реестровой зоны-15:04-3.103), со всех других сторон - с землями общего пользования.

         Как следует из письма заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания Тубеева М.З., согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок (землепользование) категории земель особо охраняемых территорий и объектов с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 371000 000 кв.м (37,1 тыс. га), расположенный в горной части <адрес> предназначен для размещения Национального парка «Алания». Из общей площади землепользования Национального парка «Алания» на государственный кадастровый учет поставлен обособленный участок, площадью 123650394 кв. м (12,3 тыс. га). Остальные границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства. До внесения сведений о границах земельного участка Национального парка в ЕГРН, установить местоположение его границ не представляется возможным. Специалистами отдела государственного земельного надзора Управления в ходе выезда по месту расположения земельного участка категории земель населенных пунктов с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 10970 кв.м., расположенного в <адрес> в с. Стур-Дигора в местности «Мадзаска» были выполнены контрольные обмеры земельного участка по фактически занимаемым границам. Поворотные точки земельного участка в границах которого располагаются объекты капитального строительства на местности были указаны Марзоевой В.Б. Обмеры границ земельного участка проводились с помощью спутниковой геодезической аппаратуры Topkon Hiper SR. Согласно полученным данным, установлено несоответствие координат местоположения характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, сведения о которых содержится в ЕГРН фактическому местоположению земельного участка, принадлежащего на праве собственности Марзоевой В.Б. Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром ДД.ММ.ГГГГ, действовавшим к моменту изготовления материалов межевания определено, что средняя квадратическая погрешность определения местоположения характерных (поворотных) точек границ земельного участка в населенном пункте не должна превышать 0,2 метра. Вместе с этим по результатам недобросовестного исполнения кадастровым инженером своих обязанностей, ошибки многократно превышают допустимые. Из результатов сопоставления схем расположения земельных участков, составленных по координатам полученных по результатам контрольных обмеров и координатам, содержащимся в ЕРГН, следует их расхождение. Учитывая, что данные ошибки являются недопустимыми, подлежат исправлению. Сведения в Единый государственный реестр недвижимости вносятся на основании документов, поступивших в орган регистрации права в установленном настоящим Законом порядке. Изменения могут быть внесены в том случае, если после этого площадь земельного участка не будет отличаться от его площади, указанной в ЕГРН более чем на пять процентов. Согласно схеме, составленной по результатам контрольных замеров и сопоставления координатного описания границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, содержащихся в ЕГРН, свидетельствует о наличии в сведениях о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> реестровой ошибки. Площадь по результатам контрольных замеров составила 10973 кв.м., что в рамках погрешности допустимо. Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> со стороны горы Кубус граничит с землями, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с действующим законодательством. Земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> с юго-западной стороны имеет 4 общие точки с границами населенного пункта <адрес>. В соответствии с данными ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположен в границах населенного пункта <адрес> и относится к категории земель населенных пунктов. Согласно топографическим материалам аэрофотосъемки, выполненной ВИСХАГИ в 1985 году, земельный участок расположен в границах земель, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, и не входит в границы государственного лесного фонда. Согласно пункту 2 статьи 83 Земельного кодекса РФ, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий, следовательно, земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, не может находиться в границах иных категорий. Также исправление реестровой ошибки обусловлено тем, что согласно требованиям данной статьи, границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований, или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам. Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях», населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий, без изъятия у правообладателей расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. Создание Национального парка «Алания» в <адрес> предусмотрено на землях государственного лесного фонда и категории земель запаса, земельные участки других категорий, в том числе, населенных пунктов из хозяйственного оборота не выводятся.

         Согласно ст.61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрен порядок исправления реестровой ошибки, содержащейся в ЕГРН. Реестровой ошибкой признается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в органы регистрации права иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном Законом о регистрации недвижимости. Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащие необходимые для исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

          Как следует из п. п. 1,3 ст.39 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками, в том числе и на праве постоянного (бессрочного) пользования и аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

        Судом по делу была назначена судебная землеустроительная экспертиза.

            Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ, в результате проведенных измерений и камеральной обработки данных были получены следующие координаты характерных (поворотных) точек границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> (Таблица 4).

    <данные изъяты>
    №п/п     Обозначение характерных точек границ     Координаты
    X     Y
    1     н1     45583.28     252257.19
    2     н2     45581.99     252278.43
    3     нЗ     45585.71     252324.13
    4     н4     45595.38     252342.67
    5     н5     45576.69     252380.26
    6     нб     45558.29     252383.65
    7     н7     45522.29     252382.84
    8     н8     45514.87     252368.73
    9     н9     45472.35     252385.87
    10     н10     45457.62     252361.20
    11     н 11     45507.72     252289.88
    12     н12     45529.49     252279.58

                   Фактическое местоположение границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10970 кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, с.Стур-Дигора, местность «Мадзаска», не соответствует сведениям, содержащимся в ЕГРН, о местоположении границ данного земельного участка. Причинами данного несоответствия является неверное определение координат характерных точек данного земельного участка при первичном уточнении его границ, точность определения координат характерных точек границ земельного участка ниже требуемой. В наличии реестровая ошибка в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Графический материал с наглядным описанием данных расхождений включен в состав Приложений данной экспертизы. Координаты характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в фактическом пользовании указаны в таблицах 2 и 4. Границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в фактическом пользовании пересекают границы населенного пункта <адрес> РСО-Алания, реестровый .1 и муниципального образования Стур-Дигорское сельское поселение <адрес> РСО-Алания, реестровый .105. Причиной данного пересечения является то, что границы населенного пункта и муниципального образования были установлены по исходным ошибочным границам земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> без проведения точных геодезических измерений. Несоответствие сведений о земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, а также границах населенного пункта и муниципального образования, содержащихся в ЕГРН, с фактическим местоположением границ рассматриваемого земельного участка, является реестровой ошибкой. Для устранения данных ошибок предусматривается подготовка нового межевого плана по исправлению ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и установлением границы населенного пункта <адрес> РСО- Алания, реестровый .1 и границы муниципального образования Стур-Дигорское сельское поселение <адрес> РСО-Алания, реестровый .105, в соответствии с фактическим местоположением границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

         Из исследовательской части заключения эксперта от ДД.ММ.ГГГГ также следует, что согласно сведений, содержащихся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, расположен в границах населенного пункта <адрес> и относится к землям населенных пунктов. Согласно п. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ, границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Следовательно, земельный участок, относящийся к землям населенных пунктов, не может находиться в границах иных категорий. Согласно требованиям данной статьи, границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований, или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам. Исходя из землеустроительного дела от 2006 г., определение местоположения границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в 2006 году проводилось на основании топографических материалов аэрофотосъемки, выполненной ВИСХАГИ в 1985 году. Согласно данных планшетов, исходя из условных знаков, рассматриваемый земельный участок расположен в границах сельскохозяйственных угодий и не входит в границы государственных лесных угодий, по которым должны проходить границы населенного пункта <адрес> РСО-Алания и границы муниципального образования Стур-Дигорское сельское поселение <адрес> РСО-Алания, что подтверждается картографическими материалами правил землепользования и застройки Стур-Дигорского сельского поселения <адрес> РСО-Алания. Фрагмент карты градостроительного зонирования с указанием примерного местоположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> представлен на Рисунке 1. По данной карте также видно, что границы населенного пункта <адрес> РСО-Алания и границы муниципального образования Стур-Дигорское сельское поселение <адрес> РСО- Алания в месте расположения земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> проходят по одной и той же линии. Тогда как согласно сведениям ЕГРН, местоположение границ населенного пункта и границы муниципального образования не соответствуют друг другу. Разница в местоположении границ населенного пункта и муниципального образования с фактическим местоположением границ земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> объясняется тем, что границы населенного пункта и границ муниципального образования устанавливались по существующим (исходным) границам земельного участка без проведения геодезических измерений.

         Согласно ст.84 ГПК РФ, заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

         Заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ этим требованиям, по мнению суда, соответствует, необходимость в его разъяснении и дополнении, не возникла.

         У суда оснований не доверять заключению эксперта не имеется, поскольку оно является допустимым по делу доказательством, эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, заключение эксперта не содержит противоречий, экспертом учтены все обстоятельства, порядок проведения экспертизы не нарушен, выводы экспертизы иным собранным по делу доказательствам не противоречат.

         Имеющиеся в материалах дела фактические данные, позволили эксперту прийти к выводу о наличии реестровой ошибки и у суда нет оснований подвергать эти выводы сомнению.

         Пунктом 1 ст.3 ГПК РФ установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

         В соответствии со ст. ст. 1, 9 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты; граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе.

         В соответствии с п.1 ст.1 ГК РФ необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.

         Положениями статей 11, 12 ГК РФ определено, что в суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в ст. 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования Марзоевой В.Б. обоснованы и подлежат удовлетворению, так как имеются препятствия к реализации ее прав на земельный участок.

         Суд приходит к выводу о том, что имеется реестровая ошибка, воспроизведенная из результатов межевания земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> и реестровая ошибка о сведениях о местоположении границ населенного пункта <адрес> РСО-Алания, реестровый .1 и муниципального образования Стур-Дигорское сельское поселение <адрес> РСО-Алания, реестровый .105, реестровая ошибка допущена в результате проведения кадастровых работ.

         Доказательств обратного в судебное заседание не представлено. Таким образом, суд считает необходимым признать сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости о координатах земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью 10 970 кв.м., расположенного по адресу: РСО-Алания, <адрес>, с.Стур-Дигора, местность «Мадзаска» реестровой ошибкой, исключить их из Единого государственного реестра недвижимости, признать сведения о местоположении границ населенного пункта <адрес> РСО-Алания, реестровый .1 и муниципального образования Стур-Дигорское сельское поселение <адрес> РСО-Алания, реестровый .105 в части пересечения с земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты> с юго-западной стороны, реестровой ошибкой.

             Руководствуясь Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними», Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

        Р Е Ш И Л:

                     ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

         ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ 10 970 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░-░░░░░░, <░░░░░>, ░.░░░░-░░░░░░, ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.

         ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░-░░░░░░, ░░░░░░░░░░ .1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░-░░░░░░, ░░░░░░░░░░ .105 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

             ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░-░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

              ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                  ░░░░░░░░ ░.░.

2-510/2021 ~ М-499/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Марзоева Валентина Борисовна
Ответчики
АМС Стур Дигорского сельского поселения
Другие
Управление Росреестра по РСО-Алания
Судья
Темирова Оксана Станиславовна
Дело на сайте суда
irafsky--wlk.sudrf.ru
17.08.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.08.2021Передача материалов судье
23.08.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.09.2021Судебное заседание
23.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
13.10.2021Судебное заседание
25.11.2021Производство по делу возобновлено
02.12.2021Судебное заседание
06.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее