Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1596/2023 ~ М-859/2023 от 28.03.2023

11RS0002-01-2023-001038-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воркута Республики Коми                             26 июня 2023 года

Воркутинский городской суд Республики Коми, в составе:

председательствующего судьи Кораблевой Е.Б.,

при секретаре судебного заседания Маликовой О.А.,

с участием помощника Воркутинского транспортного прокурора Коржанова О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1596/2023 по иску Воркутинского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Трансмет» о возложении обязанности провести инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ, поставить объект на государственный учет, оборудовать открытую площадку для накопления отходов,

УСТАНОВИЛ:

Воркутинский транспортный прокурор, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о возложении обязанности на общество с ограниченной ответственностью «Трансмет» (далее – ООО «Трансмет») в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу: провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на погрузочной площадке ООО «Трансмет», расположенной по адресу: <адрес>; обеспечить постановку объекта – погрузочной площадки ООО «Трансмет», расположенной по адресу: <адрес>, на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду; оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в ООО «Трансмет» отходов «Лом и отходы стальные несортированные» в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к вводным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, путем защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) и обустройства ливневой канализации.

В обоснование требований прокурором указано, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления установлено, что ООО «Трансмет» имеет лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, выданную министерством инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми № ... от <дата>. В нарушение требований законодательства ООО «Трансмет» при осуществлении хозяйственной деятельности на погрузочной площадке, расположенной по адресу: <адрес>, не обеспечило проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Также ответчиком в процессе приема и обработки металлолома на указанной погрузочной площадке, осуществляются такие виды обращения с отходами как обработка отходов IV – V класса опасности тем самым указанный объект согласно пп. 4 п. 3 Критериев соответствует критериям объектов НВОС, относящихся к III категории. В нарушение требований законодательства ООО «Трансмет» не обеспечило в течение 6 месяцев со дня начала эксплуатации объекта – погрузочная площадка, то есть с <дата>, подачу заявки в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Республике Коми и Ненецкому автономному округу о постановке указанного объекта на государственный учет как объекта оказывающего НОВС. Также в ходе проверки установлено, что при накоплении и хранении отходов «Лом и отходы стальные несортированные», на погрузочной площадке ООО «Трансмет», нарушаются требования предусмотренные п.п. 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3. В нарушение требований законодательства указанные отходы накапливаются в отсутствие защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), а также в месте накопления отходов нет ливневой канализации для предотвращения поступления загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброса в ближайшие водоемы без очистки. Указанные нарушения законодательства свидетельствуют о необеспечении наличия экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды, что создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью неопределенного круга лиц. Для устранения выявленных нарушений законодательства <дата> Воркутинской транспортной прокуратурой в адрес директора ООО «Трансмет» вынесено представление. Вместе с тем, до настоящего времени указанные нарушения законодательства не устранены.

В судебном заседании помощник прокурора Коржанов О.В. на удовлетворении иска настаивал, доводы искового заявления поддержал. Также сообщил, что ответчиком предприняты меры по устранению нарушений, но на сегодняшний день в полном объеме они не устранены.

Представитель ответчика ООО «Трансмет» генеральный директор Пахолков В.Ю. в судебном заседании исковые требования признал, заявление о признании иска приобщено к материалам дела. Сообщил, что исправлены нарушения в части постановки объекта на государственный учет, подтверждающие документы представлены в материалы дела, остальные нарушения постараются исправить в установленный судом срок.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» - охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность.

Из материалов дела следует, что ООО «Трансмет» имеет лицензию на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома черных металлов, выданную министерством инвестиций, промышленности и транспорта Республики Коми № ... от <дата>.

Указанную деятельность, на основании договора аренды от <дата> ..., заключенного с администрацией МО ГО «Воркута», ООО «Трансмет» осуществляет на земельном участке с кадастровым номером ..., общей площадью 8 565 кв.м., используемого для эксплуатации погрузочной площадки, расположенной по адресу: <адрес>.

Также на указанной площадке для осуществления деятельности по приемке, обработке металлолома и последующей погрузки, эксплуатируется железнодорожный путь необщего пользования на основании договора аренды от <дата> ...-ИП, заключенного с собственником пути ИП Марухно Р.В.

ООО «Трансмет» эксплуатирует объект инфраструктуры – железнодорожный путь необщего пользования, который согласно пп. 4 п.3 Критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 № 2398, относиться ко II категории.

Также в процессе приема, обработки металлолома на погрузочной площадке ООО «Трансмет» осуществляет такие виды обращения с отходами как обработка отходов IV – V класса опасности, таким образом, в соответствии с пп. 4 п.3 Критериев, указанный объект соответствует критериям объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к III категории.

Обработка металлолома осуществляется при помощи резаков инжекторных для ручной кислородной резки типа Р2А, Р3П и пресса гидравлического для пакетирования легковесных стальных отходов и лома, модели ..., зав. ... ....

Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты ОНВОС), обязаны проводить инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, а также документировать и хранить полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.

Инвентаризация выбросов проводится в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 19.11.2021 № 871.

В соответствии с п.1 указанного Порядка, инвентаризация стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее - инвентаризация выбросов) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - хозяйствующие субъекты), осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВ), с использованием стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (далее также - источники загрязнения атмосферного воздуха, ИЗАВ, выбросы, загрязняющие вещества, ЗВ).

В ходе прокурорской проверки установлено, что ООО «Трансмет» при осуществлении хозяйственной деятельности на погрузочной площадке, не обеспечило проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что является нарушением требований законодательства.

Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и урегулированы отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.

Статья 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, и при ее осуществлении проводятся мероприятия по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду.

Пунктом 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека (п.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (п.3 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В силу п.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходам.

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено понятие хранение отходов как складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п.1 ст.134 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-Ф «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Согласно п.1 ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с п. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 213-215 СанПиН 2.1.3684-21 обращение с каждым видом отходов производства осуществляется в зависимости от их происхождения, агрегатного состояния, физико-химических свойств субстрата, количественного соотношения компонентов и степени опасности для здоровья населения и среды обитания человека. Допускается накопление отходов производства, которые на современном уровне развития научно-технического прогресса не могут быть обезврежены, утилизированы на предприятиях, на которых такие отходы образованы.

Накопление промышленных отходов I класса опасности допускается исключительно в герметичных оборотных (сменных) емкостях (контейнеры, бочки, цистерны), II - в надежно закрытой таре (полиэтиленовых мешках, пластиковых пакетах), на поддонах; III - в бумажных мешках и ларях, хлопчатобумажных мешках, текстильных мешках, навалом; IV - навалом, насыпью, в виде гряд (п.218).

Накопление отходов I - II классов опасности должно осуществляться в закрытых складах раздельно (п.219).

При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) должны соблюдаться следующие условия: поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).(п.220 СанПиН 2.1.3684-21).

Согласно п. 221 СанПиН 2.1.3684-21 на территории предприятия в месте накопления отходов на открытых площадках должна быть ливневая канализация, за исключением накопления отходов в водонепроницаемой таре.

Из материалов дела следует, что Воркутинской транспортной прокуратурой при осуществлении проверки установлено, что при накоплении и хранении отходов «Лом и отходы стальные несортированные», на погрузочной площадке ООО «Трансмет», нарушаются требования предусмотренные п.п. 220, 221 СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3. В нарушение требований законодательства указанные отходы накапливаются в отсутствие защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом), а также в месте накопления отходов нет ливневой канализации для предотвращения поступления загрязненного ливнестока в общегородскую систему дождевой канализации или сброса в ближайшие водоемы без очистки.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении законодательства в области обеспечения экологической безопасности и сохранении окружающей среды.

Также в иске заявлено требование об обеспечении постановки объекта – погрузочной площадки ООО «Трансмет», расположенной по адресу: <адрес>, на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Данное требование было исполнено ответчиком до вынесения решения суда, о чем в материалы дела представлены подтверждающие документы.

Согласно выписке из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ..., объект – погрузочная площадка, расположенная по адресу: <адрес> включен в государственный реестр, категория негативного воздействия ..., III категория.

Данный факт также подтверждается заключением эксперта (специалиста) Воркутинского городского отдела по охране окружающей среды ... от <дата>, представленного Воркутинскому транспортному прокурору, из которого следует, что постановка на государственный учет объекта негативного воздействия на окружающую среду исполнена.

В нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено суду допустимых доказательств того, что требования вышеперечисленных нормативно-правовых актов им исполнены в полном объеме. Указанные нарушения законодательства создают угрозу окружающей среде, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

На основании вышеизложенного, суд принимает признание иска ответчиком и полагает необходимым исковые требования транспортного прокурора удовлетворить в части возложения на ООО «Трансмет» обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на погрузочной площадке ООО «Трансмет», расположенной по адресу: <адрес>; оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в ООО «Трансмет» отходов «Лом и отходы стальные несортированные» в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к вводным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, путем защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) и обустройства ливневой канализации.

Указанный прокурором срок, в течение которого ответчику надлежит исполнить возложенные на него обязанности, суд, применительно к положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, и, учитывая объем подлежащих устранению нарушений, полагает разумным и достаточным.

При удовлетворении заявленных требований с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета МО ГО «Воркута» в сумме 300 рублей (ст. 103 ГПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Воркутинского транспортного прокурора удовлетворить частично.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Трансмет» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу:

провести инвентаризацию источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, включая выбросы от стационарных и передвижных источников, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на погрузочной площадке ООО «Трансмет», расположенной по адресу: <адрес>;

оборудовать открытую площадку для накопления образующихся в ООО «Трансмет» отходов «Лом и отходы стальные несортированные» в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к вводным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3, путем защиты от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом) и обустройства ливневой канализации.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Трансмет» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городского округа «Воркута» в сумме 300 руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми.

Судья                                                 Е.Б. Кораблева

Мотивированное решение составлено 03 июля 2023 года.

2-1596/2023 ~ М-859/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Воркутинский транспортный прокурор
Ответчики
ООО "Трансмет"
Суд
Воркутинский городской суд Республики Коми
Судья
Кораблева Елена Борисовна
Дело на странице суда
vktsud--komi.sudrf.ru
28.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2023Передача материалов судье
04.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.04.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.05.2023Предварительное судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
26.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее