Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-1/2023 от 26.01.2023

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

УИД 43MS0031-01-2022-003429-68

22 марта 2023 года г. Нолинск Кировской области

Нолинский районный суд Кировской области

в составе председательствующего судьи Горбуновой С.В.,

при секретаре Цепелевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 11-1/2023

по апелляционной жалобе Чекалкиной Л.А. на решение мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского судебного района Кировской области Шуплецовой М.В. от 29.11.2022 по иску АО «Куприт» к ФИО2, Чекалкиной Л.А. о взыскании задолженности по оплате за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами,

У С Т А Н О В И Л:

АО «Куприт» обратилось в суд с иском к Лобанову Н.А. и Чекалкиной Л.А. о взыскании платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами ( далее – ТКО), указав, что ответчики являются долевыми собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, Лобанову Н.А. принадлежит 2/3 доли в праве собственности, Чекалкиной Л.А. - 1/3 доли в праве собственности. Истец является региональным оператором Кировской области по обращению с ТКО и осуществляет деятельность в соответствии с соглашением об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Кировской области от 24.04.2018, заключенным с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области по итогам конкурсного отбора. Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО размещено АО «Куприт» на своем официальном сайте в сети «Интернет» и опубликовано в газете «Кировская правда» 18.12.2018, таким образом, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным с ответчиками с 17.01.2019. Распоряжениями министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 20.06.2019 № 41 (до 01.07.2019 действовало распоряжение от 26.12.2018 № 67) утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области и установлен порядок осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по обращению с ТКО на срок до 31.12.2020, с 01.01.2021 действует распоряжение Министерства охраны окружающей среды Кировской области № 28 от 10.12.2020. В соответствии с нормативами накопления ТКО на территории Кировской области, норматив накопления ТКО для других муниципальных образований на 1 чел. – 1,45 куб.м. в год на период с 01.01.2019 по 31.12.2020, с 01.01.2021 – 1,4990 куб.м на 1 чел. Ответчики как собственники жилого помещения свою обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО не исполнили, задолженность за период с января 2019 г. по апрель 2021 г. составила 11312 руб. 21 коп. Ссылаясь на ст. 30,153-155 ЖК РФ, п. 1,8.4,8.17,8.18 Правил обращения с ТКО № 1156 от 12.11.2016 и п.148.1, 148.25, 148.30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, истец просил взыскать с ответчиков пропорционально принадлежащим им долям в праве собственности на жилое помещение задолженность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с января 2019 г. по апрель 2021 г. : с Лобанова Н.А. – 7541 руб. 47 коп. и судебные расходы по оплате госпошлины в размере 301 руб. 66 коп., с Чекалкиной Л.А.- 3770 руб. 74 коп. и судебные расходы по оплате госпошлины в размере 150 руб. 83 коп.

Решением мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского судебного района Кировской области от 29.11.2022 иск АО «Куприт» удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе Чекалкина Л.А. просит отменить решение мирового судьи от 29.11.2022 как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение. Указывает, что повестку на судебное заседание, в котором было рассмотрено дело, она получила после судебного заседания, т.е. она не была надлежащим образом извещена о времени месте рассмотрения дела, судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, не применен закон, подлежащий применению, кроме того, истцом нарушен срок исковой давности.

Определением Нолинского районного суда Кировской области от 15.02.2023 осуществлен переход к рассмотрению данного гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных гл. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку установлено нарушение норм процессуального права, выразившееся в ненадлежащем извещении о судебном заседании ответчика Чекалкиной Л.А.

В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

В силу ч. 5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

В суде апелляционной инстанции истцом АО «Куприт» исковые требования уточнены, истец просил суд взыскать с Лобанова Н.А. задолженность за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с октября 2019 по апрель 2021 года в размере 4825,71 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 266,67 руб., с Чекалкиной Л.А. взыскать задолженность за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с октября 2019 по апрель 2021 года в размере 2412,85 руб. и расходы по уплате государственной пошлины в размере 133,33 руб.

В судебное заседание представитель истца АО «Куприт» не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

В судебном заседании ответчик Лобанов Н.А. с исковыми требованиями АО «Куприт» не согласен, пояснил, что договор с АО «Куприт» им не заключался, коммунальной услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами он не пользуется, так как держит скот, кроме того, данная услуга истцом в полном объеме не оказывается, так как контейнер для сбора отходов на улице один и находится более чем в 1,5 км. от его дома. В доме зарегистрировано 4 человека – он с супругой и двое детей, однако истец должен начислять плату исходя из проживания трех человек, так как старший сын третий проживает в <адрес>, где зарегистрирован по месту пребывания, ранее учился в <адрес>, где также был зарегистрирован по месту пребывания. Он сам в навигационные периоды дома не живет. Он обращался к истцу с заявлением о перерасчете платы со справкой об учебе и регистрации сына в <адрес>, когда именно – не помнит, подтвердить документально не может, кроме того, справка в отношении сына направлялась истцу мировым судьей, однако перерасчет не произведен.

Ответчик Чекалкина Л.А. в судебном заседании возражает против иска АО «Куприт», поскольку в доме по адресу: <адрес> не проживает, потребителем коммунальных услуг по данному адресу не является, постоянно проживает и зарегистрирована по адресу: <адрес>, где ею производится оплата за коммунальную услугу по обращению с ТКО, работает в <адрес> в <данные изъяты>. Согласно её письменных возражений, полагает, ссылаясь на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 02.12.2022 № 52-П, собственник обязан оплачивать коммунальные услуги при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в жилом помещении лиц, однако в доме проживает семья Лобанова Н.А. и они как потребители коммунальной услуги должны её оплачивать. При взимании же платы с собственников она должна рассчитываться из их количества – 2, в таком случае АО «Куприт» должен пересчитать плату в связи её непроживанием в жилом помещении на основании п. 148(44) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Выслушав пояснения ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги и предоставления коммунальных услуг.

Жилищные права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Положениями ч.ч. 3, 4 ст. 154 и ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники жилых домов оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.

На основании ч.ч. 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

В случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ, а также уполномоченные Правительством РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

В силу пункта 8(4) раздела I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Из содержания п. 8(17) раздела I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами следует, что Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Частью 4 указанной статьи установлено, что статус регионального оператора присваивается юридическому лицу и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 24.7 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Частью 4 указанной статьи установлена обязанность собственников твердых коммунальных отходов заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Лобанов Н.А. с 10.05.2018 является собственником 2/3 доли, а Чекалкина Л.А с 02.04.2018 - собственником 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, что следует из выписки из ЕГРН от 01.11.2022 (л.д.26-28).

Как собственники жилого дома ответчики в силу ст. 30, 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации обязаны оплачивать коммунальную услугу за обращение с твердыми коммунальными отходами.

На основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Кировской области от 24.04.2018, заключенного Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области и АО «Куприт» со сроком действия 10 лет, истец является региональным оператором Кировской области по обращению с твердыми коммунальными отходами (л.д.8).

Предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО размещено АО «Куприт» на своем официальном сайте в сети «Интернет» и опубликовано в газете «Кировская правда» 18.12.2018 (л.д.9).

Таким образом, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным с потребителем коммунальной услуги по типовой форме.

Распоряжениями министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 26.12.2018 N 67 (действовавшим до 01.07.2019), от 20.06.2019 N 41 (действовавшим до 26.05.2020), а также распоряжениями министерства охраны окружающей среды Кировской области от 26.05.2020 N 12 (действовавшего до 01.01.2021), от 10.12.2020 N 28 утверждались нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Кировской области, которые для муниципальных образований, за исключением г. Кирова и г. Кирово-Чепецка, составляли с 01.01.2019 по 31.12.2020 - 1,45 кубических метра в год на 1 чел., с 01.01.2021 - 1,4990 кубических метра в год на 1 чел. (л.д. 11-16).

Также вышеназванными распоряжениями министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 26.12.2018 N 67, от 20.06.2019 N 41 предусматривалось, что в муниципальных образованиях Кировской области, за исключением г. Кирова и г. Кирово-Чепецка, для жилого фонда вне зависимости от степени благоустроенности оплата коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленной потребителю в жилом помещении, осуществляется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов с 1 человека.

Решениями правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 11.12.2018 N 44/78-тко-2019 с изменениями, внесенными решением Региональной службы по тарифам Кировской области от 27.08.2019 N 29/3-тко-2019, от 20.12.2019 N 46/3-тко-2020 в редакции от 29.09.2020, от 18.12.2020 N 41/1-тко-2021 в ред. от 20.10.2021 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для АО «Куприт» (за куб.метр): с 01.09.2019 по 31.12.2019 - 809,20 руб., с 01.01.2020 по 30.06.2020 -745,80 руб., с 01.07.2020 по 30.09.2020 - 775,46 руб., с 01.10.2020 по 31.12.2020 - 841,56 руб., с 01.01.2021 по 30.06.2021 - 779,40 руб., с 01.07.2021 по 31.12.2021 - 812,06 руб. (л.д. 17-19).

Ответчики, являясь собственниками жилого помещения, свою обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не исполнили, в результате чего за период с октября 2019 г. по апрель 2021 г. образовалась задолженность в сумме 7238,56 руб.

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (п. 148(34)).

На основании указанной нормы расчет задолженности произведен истцом исходя из количества проживающих в жилом доме лиц – 4 человек, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги от 28.11.2022, справкой администрации Медведского сельского поселения от 19.12.2022 (л.д.62-63,141), а также с учетом утвержденных нормативов накопления твердых коммунальных отходов и установленного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Представленный истцом расчет задолженности (с учетом уточнения исковых требований с применением срока исковой давности) суд находит обоснованным и арифметически верным:

с 01.10.2019 по 31.12.2019 - 391,11 руб. в месяц (4 чел. х 1,45/12 х 809,20 руб.), всего 1173,33 руб.,

с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 360,47 руб. в месяц (4 чел. х 1,45/12 х 745,80 руб.), всего 2162,82 руб.,

с 01.07.2020 по 30.09.2020 - 374,80 руб. в месяц (4 чел. х 1,45/ 12 х 775,46 руб.), всего 1124,4 руб.,

с 01.10.2020 по 31.12.2020 - 406,75 руб. в месяц (4 чел. х 1,45/ 12 х 841,56 руб.), всего 1220,25 руб.,     

с 01.01.2021 по 30.04.2021 - 389,44 руб. в месяц (4 чел. х 1,4990/ 12 х 779,40 руб.), всего 1557,76 руб., итого 7238,56 руб.

Доводы ответчика Лобанова Н.А. об отсутствии между сторонами договорных отношений, о том, что услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами он не пользуется, а также о ом, что поблизости с его домом мест накопления ТКО не имеется, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным в силу закона и в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами в отсутствие заявки потребителя после публичного размещения региональным оператором предложения о заключении договора считается заключенным на условиях типового договора, в связи с чем отсутствие письменного договора не свидетельствует о его незаключенности, при этом отсутствие заключенного между сторонами договора в письменной форме не исключает обязанность потребителя оплатить услугу, которой он пользуется.

Как следует из информации администрации Медведского сельского поселения от 25.11.2022, в районе <адрес> для ТБО имеются контейнеры. Вывоз мусора осуществляется автомашиной АО «Куприт», ближайшая контейнерная площадка от <адрес> находится по адресу: <адрес>, которая на время капитального ремонта водопровода была временно перенесена по адресу: <адрес>. Примерное расстояние от вышеуказанного дома <адрес> до ближайшей контейнерной площадки 200 метров (л.д.60).

Отсутствие ближайшей площадки сбора накопления ТКО по адресу: <адрес> не является основанием для признания незаконными действий истца по взысканию платы за обращение с ТКО, поскольку данная услуга фактически истцом на территории Медведского сельского поселения оказывается, а ответчик не лишен возможности воспользоваться другой площадкой сбора накопления ТКО.

Доказательств самостоятельного вывоза и утилизации бытовых отходов способами, не нарушающими санитарного законодательства, заключения соответствующих договоров с третьими лицами, а также невозможности неиспользования установленных контейнеров, ответчиками не представлено.

Также суд не принимает во внимание доводы ответчика Лобанова Н.А. о неверности расчета платы в связи с тем, что его старший сын в доме не проживает и имеет временную регистрацию по месту учебы в <адрес>, он, ответчик, часто отсутствует в навигационные периоды, поэтому при расчете начисления платы они учитываться не должны.

Согласно п.148 (44) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в порядке, предусмотренном разделом VIII настоящих Правил.

В соответствии с п.91 вышеуказанных Правил перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя.

Перечень документов, подтверждающих продолжительность периода временного отсутствия потребителя по месту постоянного жительства, которые прилагаются к заявлению о перерасчете, установлен пунктом 93 названных Правил.

Таким образом, положениями законодательства установлен заявительный характер для перерасчета размера платы за коммунальную услугу в связи с временным отсутствием потребителя.

В обоснование доводов ответчиком представлены справка МКОУООШ <адрес> от 16.11.2022 о том, что Лобанов А.Н. является учащимся 2 класса школы в 2022-2023 учебном году, справка <данные изъяты> от 09.11.2022 о том, что ФИО1 обучался в филиале техникума <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за время обучения был прописан и проживал в общежитии учебного заведения в <адрес>, копия свидетельства <№> о регистрации ФИО1 по месту пребывания по адресу: <адрес> 09.12.2020 по 30.06.2024, справка <данные изъяты> от 09.11.2022 о том, что Лобанов Н.А. работает в данной организации с 17.08.2015, с 10.06.2018 – командиром на ДТ-14, с 01.10.2020 – командиром-механиком на ДТ-14, с 10.10.2022 начальником ремонтно-механических мастерских, навигационные периоды в 2019 году – с 10.06 по 28.09., в 2020 году – с 12.07 по 30.09, в 2021 году – с 12.07 по 30.09, в 2022 году – с 07.04 по 07.10 (л.д.49-52).

Доказательств того, что Лобанов Н.А. либо второй собственник обращались в АО «Куприт» с заявлениями о перерасчете платы в связи с временным отсутствием потребителей, суду не представлено, его довод о том, что его заявление с подтверждающими временное отсутствие документы региональным оператором рассмотрено не было, в судебном заседании своего подтверждения не нашел, направление мировым судьей в АО «Куприт» в целях соблюдения права стороны на судебную защиту копий представленных ответчиком в качестве доказательств документов в ходе производства по делу не отменяет необходимости обращения ответчика как потребителя к региональному оператору с соответствующим заявлением для перерасчета платы в связи с временным отсутствием проживающих лиц.

При этом обязанность по предоставлению достоверных сведений о количестве проживающих в жилом помещении в адрес регионального оператора законодательством закреплена за собственником такого помещения согласно п. 148(25) Правил предоставления коммунальных услуг.

Вместе с тем, ответчик не лишен права обращения в АО «Куприт» с заявлением о перерасчете размера платы за коммунальную услугу при обращении с ТКО после окончания периода временного отсутствия лиц, с представлением необходимых документов и в сроки, предусмотренные Правилами предоставления коммунальных услуг.

Доводы ответчика Чекалкиной Л.А. о том, что она не является потребителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> не должна её оплачивать, поскольку по этому адресу не проживает, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, где и оплачивает данную услугу, а также работает в <адрес>, в обоснование которых представила копию постановления администрации Аркульского городского поселения от 3.01.2013 № 13, копию договора социального найма жилого помещения от 30.01.2013, квитанцию и чек об оплате, справки администрации Аркульского городского поселения Нолинского района от 29.11.2022, справку <данные изъяты> от 01.12.2022, судом приняты быть не могут.

В силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, потребитель - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

Таким образом, Чекалкина Л.А. является потребителем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: <адрес> как долевой собственник указанного жилого дома и несет обязанность по оплате данной услуги пропорционально своей доле в праве.

При этом, как предусмотрено ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Порядок перерасчета платы за услугу, которую потребитель обязан оплачивать как собственник помещения, в котором не проживает, ни Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрен.

В обоснование доводов о несогласии с иском ответчик Чекалкина Л.А. ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от 02.12.2022 N 52-П "По делу о проверке конституционности части 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 56(2) и 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданки Т.В. Фирсовой".

Согласно п. 6 указанного Постановления в силу пункта 56(2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Аналогичное положение, но применительно к коммунальной услуге по обращению с твердыми коммунальными отходами содержится и в пункте 148(36) данных Правил.

Тем самым содержание приведенных положений, рассматриваемое в нормативной связи с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, вполне определенно предполагает, что непроживание собственника жилого помещения в этом помещении (в том числе по причине регистрации и постоянного проживания в ином жилом помещении) - при отсутствии иных постоянно или временно проживающих в этом помещении граждан - не освобождает его, по общему правилу, от обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества собственников такого помещения.

Доводы ответчика Чекалкиной Л.А. основаны на неверном толковании правовых норм, поскольку расчет платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из количества собственников жилого помещения производится при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан, в данном случае судом установлено и подтверждается ответчиками, что в жилом доме проживают четверо человек, в связи с чем расчет платы за указанную услугу правомерно производится исходы из этого количества потребителей.

Неиспользование собственником жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов для проведения соответствующего перерасчета, и не является основанием для освобождения ответчика как собственника жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Фактическое проживание ответчика в <адрес> и внесение ею платы за данную услугу по месту регистрации по месту проживания, не освобождает её от выполнения обязанности собственника другого жилого помещения.

Также судом не могут приняты доводы ответчика Чекалкиной Л.А. о пропуске истцом срока исковой давности.

Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.

В силу ч. 2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Как установлено ст. 204 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности не течет со дня обращения в суд в установленном порядке за защитой нарушенного права на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита нарушенного права.

При оставлении судом иска без рассмотрения течение срока исковой давности, начавшееся до предъявления иска, продолжается в общем порядке, если иное не вытекает из оснований, по которым осуществление судебной защиты права прекращено.

Если после оставления иска без рассмотрения неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев, за исключением случаев, если основанием оставления иска без рассмотрения послужили действия (бездействие) истца.

    Как разъяснено в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» по смыслу статьи 204 ГК РФ начавшееся до предъявления иска течение срока исковой давности продолжается лишь в случаях оставления заявления без рассмотрения либо прекращения производства по делу по основаниям, предусмотренным абзацем вторым статьи 220 ГПК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, с момента вступления в силу соответствующего определения суда либо отмены судебного приказа.

В случае прекращения производства по делу по указанным выше основаниям, а также в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, она удлиняется до шести месяцев (пункт 1 статьи 6, пункт 3 статьи 204 ГК РФ).

Как следует из материалов дела, АО «Куприт» обратился с настоящим иском к мировому судье судебного участка № 28 Нолинского судебного района 28.10.2022, что подтверждается оттиском почтового штемпеля на конверте (л.д. 25).

Кроме того, ранее истец обращался с заявлениями о выдаче судебных приказов о взыскании с ответчиков задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебные приказы <№> и <№> от 02.07.2021 были отменены соответственно 08.07.2021 и 09.07.2021 (л.д.6,7)

Истец с настоящим иском обратился по истечении шести месяцев после отмены судебных приказов, в связи с чем к его требованиям применяется общий срок исковой давности, и учитывая, что в силу ч. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, срок исковой давности истцом пропущен в части взыскания задолженности за период с января по сентябрь 2019 года, по уточненным требованиям о взыскании задолженности за период с октября 2019 года по апрель 2021 года (плата за октябрь 2019 должна быть внесена до 10.11.2019) срок исковой давности истцом не пропущен.

Статьей 247 ГК РФ предусмотрено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно п.27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» сособственники жилого помещения в многоквартирном доме несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг соразмерно их доле в праве общей долевой собственности на жилое помещение (ст.249 ГК РФ).

Исходя из указанных правовых норм, учитывая, что Лобанову Н.А. принадлежит 2/3 доли, а Чекалкиной Л.А. – 1/3 доля в праве собственности на жилое помещение, с ответчиков пропорционально их доле в праве подлежит взысканию задолженность за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами: с Лобанова Н.А. - в размере 4825,71 руб. с Чекалкиной Л.А.- в размере 2412,85 руб.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

    Согласно разъяснениям в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» в случае изменения размера исковых требований после возбуждения производства по делу при пропорциональном распределении судебных издержек следует исходить из размера требований, поддерживаемых истцом на момент принятия решения по делу.

Истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 452,49 руб. (л.д. 21-23).

Учитывая уменьшение истцом размера исковых требований, размер государственной пошлины по которым составляет согласно абз. 1 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 400 руб., удовлетворение судом уточненного иска, в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины с Лобанова Н.А.- в размере 266,67 руб., с Чекалкиной Л.А. - в размере 133,33 руб.

Решение мирового судьи судебного участка № 28 Нолинского района от 29.11.2022 на основании п. 2 ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи рассмотрением дела в отсутствие ответчика, и не извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, подлежит отмене с принятием нового судебного решения.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, суд

О П Р Е Д Е Л И Л:

    

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 28 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-2752/2022 ░░ 29.11.2022 ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░2, ░░░ <№>, ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░» ░░░ 4346049110, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2019 ░░ ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4825,71 ░░░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 266,67 ░░░., ░░░░░ 5092,38 ░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░ <№>, ░ ░░░░░░ ░░ «░░░░░░» ░░░ 4346049110, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2019 ░░ ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 2412,85 ░░░. ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 133,33 ░░░., ░░░░░ 2546,18 ░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 28.03.2023.

░░░░░                                     ░.░. ░░░░░░░░░

11-1/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
АО "Куприт"
Ответчики
Чекалкина Людмила Александровна
Лобанов Николай Александрович
Другие
Полуэктов В. С.
Суд
Нолинский районный суд Кировской области
Судья
Горбунова С.В.
Дело на сайте суда
nolinsky--kir.sudrf.ru
26.01.2023Регистрация поступившей жалобы (представления)
26.01.2023Передача материалов дела судье
30.01.2023Вынесено определение о назначении судебного заседания
15.02.2023Судебное заседание
15.02.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
15.03.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
28.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2023Дело оформлено
05.04.2023Дело передано в экспедицию

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее