Судья Фролова О.Ф. № 11-17/2022
№ 2-1444/2022
64MS0004-01-2022-001892-56
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2022 года г. Аткарск
Аткарский городской суд Саратовской области в составе
председательствующего Конева И.С.,
при секретаре судебного заседания Денисовой Т.С.,
с участием истца Щербакова ФИО12,
третьего лица Щербаковой ФИО27,
представителя ответчика Коршуновой ФИО13,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Щербакова ФИО9 к Саратовскому филиалу акционерного общества «Ситиматик» о признании незаконным начисления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по апелляционной жалобе Щербакова ФИО10 на решение мирового судьи судебного участка № 2 Аткарского района Саратовской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Аткарского района Саратовской области, от 24 июня 2022 года,
установил:
Щербаков ФИО14 обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением к Саратовскому филиалу акционерного общества «Ситиматик» (далее — Саратовский филиал АО «Ситиматик»), мотивируя тем, что проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, рядом с их домами должны быть установлены мусорные контейнеры, ближайшая к дому мусорная площадка была установлена на расстоянии более 100 метров. В связи с чем жильцы <адрес> обратились в Аткарскую межрайонную прокуратуру с обращением, после чего 22 сентября 2021 года рядом с его домом были установлены мусорные контейнеры. С учетом изложенного, полагает, что АО «Ситиматик» действует незаконно, просит освободить его от уплаты задолженности за вывоз ТБО в размере 4 224 рубля 87 копеек за период с апреля 2021 года по сентябрь 2021 года в связи с неоказанием коммунальной услуги.
Решением мирового судьи в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Щербаков ФИО15 просит решение мирового судьи отменить, удовлетворить заявленные им требования в полном объеме. В обоснование требований указывает, что им в качестве доказательств в суд были представлены результаты прокурорской проверки, письмо администрации г. Аткарска о дате установки контейнеров на их территории, коллективное письмо жителей, копии квитанций об оплате в МУП «Благоустройство» за вывоз ТКО. Полагает, что его доводы не были учтены при принятии решения. Обращает внимание на то, что ответчиком не было предоставлено доказательств оказания услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с нормами документами действующего законодательства. Указывает, что контейнерная площадка на территории, прилегающей к его дому, не была установлена, что, по мнению истца, противоречит закону. Из-за отсутствия контейнерной площадки вывоз твердых коммунальных отходов осуществлялся заявке МУП «Благоустройство». Также обращает внимание на то, что впервые квитанция с указанием задолженности на сумму 2 788 рублей от АО «Ситиматик» была направлена ему только в апреле 2021 года. Ссылаясь на положения Постановления правительства РФ от 27 февраля 2017 года № 232, полагает необходимым выполнить перерасчет задолженности. Утверждает, что услуга до сентября 2021 года из-за отсутствия контейнеров не оказывалась. Не соглашаясь с доводами ответчика и предоставленными им документами, указывает, что контейнеры были установлены в сентябре 2021 года, в связи с чем оплата за услугу по вывозу ТКО должна начисляться с указанной даты. Выражает несогласие с выводами мирового судьи относительно обязанности собственника утилизировать отходы должным образом вне зависимости от расположения контейнерных баков, поскольку полагает их противоречащими постановлению «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию территорий городских и сельских поселений».
В судебном заседании истец Щербаков ФИО16 доводы жалобы поддержал, просил апелляционную жалобу удовлетворить, решение мирового судьи – отменить, заявленные исковые требования удовлетворить.
В судебном заседании третье лицо Щербакова ФИО28 просила удовлетворить апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель ответчика АО «Ситиматик» Коршунова ФИО17 просила оставить решение мирового судьи без изменения, апелляционную жалобу истца Щербакова ФИО18 – без удовлетворения.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требований относительно предмета спора, АО «Ситиматик» и администрация Аткарского муниципального района Саратовской области о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представители в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали.
С учетом мнений участников судебного заседания, на основании ст. 167 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда первой инстанции согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Щербаков ФИО19 и Щербакова ФИО29 являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора на приватизацию жилого помещения от 07 декабря 1992 года (л.д. 55-56).
Истец Щербаков ФИО20 и третье лицо, не заявляющее самостоятельные требований относительно предмета спора, Щербакова ФИО30 зарегистрированы по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ, данный факт в судебном заседании стороной истца не оспаривался.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1); организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (пункт 2).
Из статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», следует, что оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (абзац двадцать шестой); региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абзац двадцать седьмой).
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1); накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2); содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 6).
Содержание и порядок заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области в сфере обращения с отходами и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются Законом Саратовской области от 2 августа 2017 года № 65-ЗСО «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области в сфере обращения с отходами и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также об условиях проведения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области».
Уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области в сфере обращения с отходами и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является Министерство природных ресурсов и экологии Саратовской области (пункт 12.3 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Саратовской области, утвержденного постановлением правительства Саратовской области от 8 октября 2013 года № 537-П).
Согласно статье 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1); организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (пункт 2).
Из статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (абзац двадцать шестой); региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами является оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора (абзац двадцать седьмой).
В соответствии со статьей 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (пункт 1); накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 2); содержание и порядок заключения соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, условия проведения торгов на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 6).
Содержание и порядок заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области в сфере обращения с отходами и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются Законом Саратовской области от 02 августа 2017 года № 65-ЗСО «О содержании и порядке заключения соглашения между уполномоченным органом исполнительной власти Саратовской области в сфере обращения с отходами и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также об условиях проведения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами торгов на осуществление сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области».
Согласно Уставу, АО «Ситиматик» (редакция № 7 от 2021 года) создано для осуществления, в том числе, деятельности по обработке и утилизации неопасных отходов, по сбору неопасных отходов, обработке, утилизации отходов.
АО «Ситиматик» имеет лицензию № 64-00126 от 10 июня 2016 года на осуществление деятельности по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1 - 4 класса опасности.
Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области и АО «Управление отходами» 20 июня 2018 года заключено соглашение № 2 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, по которому АО «Управление отходами» как региональный оператор, обязалось в соответствии с условиями соглашения обеспечить на территории Аткарского муниципального района Саратовской области сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
По условиям соглашения № 2 от 20 июня 2018 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 20.1), региональный оператор имеет право привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.
В соответствии с договором № 10612-21УО от 27 декабря 2021 года, заключенным региональным оператором АО «Ситиматик» и исполнителем - ООО «Эковывоз», исполнитель обязался своими силами оказывать услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в порядке и на условиях, определенных договором, на территории, описание границ которой определено в Приложении № 1 к договору, в соответствии с требованиями законодательства и территориальной схемой.
Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами относится к коммунальной услуге (абзац девятый пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354).
Согласно части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ), граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу части 2 статьи 153 ЖК РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора (пункт 1); нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования с момента заключения данного договора (пункт 1.1); арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды (пункт 2); нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора (пункт 3); члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом (пункт 4); собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 ЖК РФ (пункт 5); лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи (пункт 6); застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) в отношении помещений в данном доме, не переданных иным лицам по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию (пункт 7).
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных частью 2 статьи 157 ЖК РФ, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность) (часть 2 стати 157 ЖК РФ).
При этом частью 20 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 18 декабря 2020 года № 35/111 «Об установлении единого тарифа на услугу Регионального оператора Саратовской области филиала АО «Управление отходами» по обращению с твердыми коммунальными отходами по Зоне деятельности 1, установлен единый тариф, на период с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года – в размере 516 рублей 54 копейки за кубический метр, на период с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – в размере 361 рубль 23 копейки за кубический метр, на период 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года - в размере 482 рубля 94 копейки за кубический метр; на период с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года - в размере 482 рубля 94 копейки за кубический метр.
Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей ЖК РФ и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (часть 5 статьи 30 ЖК РФ).
Пунктом 1 статьи 420 ГК РФ предусмотрено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством (пункт 1 статьи 421 ГК РФ).
Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).
В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.) (пункт 1 статьи 426 ГК РФ).
Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (пункт 1 статьи 428 ГК РФ).
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (пункт 1 статьи 432 ГК РФ).
Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (пункт 1 статьи 432 ГК РФ).
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433 ГК РФ).
Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается офертой (публичная оферта) (пункт 2 статьи 437 ГК РФ).
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов (пункт 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
При этом по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В соответствии с пунктом 5 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156.
Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации (абзац первый пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156).
Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора (абзац второй пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156).
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (абзац третий пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156).
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» (абзац четвертый пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156).
До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156).
12 июля 2018 года в средствах массовой информации - в газете «Регион64» АО «Управление отходами» опубликовало официальное предложение о предоставлении с 01 августа 2018 года услуг (публичный договор, оферта) на сбор, вывоз твердых бытовых отходов для жителей Саратовской области.
К предложению представлен текст договора, который содержит обязанность регионального оператора принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора; объем твердых коммунальных отходов, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, и периодичность вывоза твердых коммунальных отходов, а также информация о размещении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и подъездных путей к ним (за исключением жилых домов) определены согласно приложению к договору.
Исходя из приведенных положений законодательства и фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что между региональным оператором - АО «Управление отходами» (после переименования - АО «Ситиматик»), а также потребителями - собственниками твердых коммунальных отходов, проживающими по адресу: <адрес>, заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при том, что сторона ответчика это обстоятельство не оспаривает.
Как следует из платежных документов, задолженность Щербакова ФИО21 в связи с невнесением платы в спорный период, составляет 4 224 рубля 87 копеек.
Согласно пункту 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами.
Из содержания пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Расположение контейнерных площадок на территории г. Аткарска определено постановлением администрации Аткарского муниципального района Саратовской области от 30 августа 2021 года № 6/7.
В реестре содержится информация о размещении в г. Аткарске Саратовской области 117 площадок для накопления твердых коммунальных отходов, в том числе по адресу: <адрес>, Сельхозтехника <адрес>, которая является ближайшей к дому истца.
С доводом истца, что контейнерная площадка на территории, прилегающей к его дому, не была установлена, согласиться нельзя.
В силу пункта 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 6 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из содержания пункта 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, следует, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Согласно пункту 10 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы) (подпункт «а»); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках (подпункт «б»); в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором (подпункт «в»).
Пунктом 8.2.5 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, предписано, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта; размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее двадцати метров, но не более ста метров.
Пунктом 2.2.3 Санитарных правил содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 5 августа 1988 года № 4690-88, предписано, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 метров, но не более 100 метров. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями. В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Вопреки мнению истца, до издания постановления администрации Аткарского муниципального района Саратовской области от 30 августа 2021 года № 6/7, на территории г. Аткарска Саратовской области имелись места для сбора и временного хранения твердых коммунальных отходов (контейнеры, контейнерные площадки). Это обстоятельство общеизвестно и, в силу части 1 статьи 61 ГПК РФ, не нуждается в доказывании.
Довод истца о том, что АО «Ситиматик» до сентября 2021 года не оказывало услуги по обращению с ТКО, безоснователен и опровергается представленными стороной ответчика выписками из маршрутного журнала ООО «Эковывоз», свидетельствующими о вывозе ТКО с территории Сельхозтехники г. Аткарска.
Региональный оператор - АО «Ситиматик» с привлечением оператора - ООО «Эковывоз» осуществлял вывоз твердых коммунальных отходов из мест, определенных органом местного самоуправления на территории города Аткарска, и не может нести ответственность за недостаток или отсутствие контейнерных площадок, а равно контейнеров в непосредственной близости от жилого дома истца Щербакова ФИО22, поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание площадок для накопления ТКО.
Несоблюдение предусмотренных нормативных расстояний между площадками для установки контейнеров и жилыми домами также не свидетельствует о том, что региональный оператор не оказывал услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест (площадок) накопления, расположенных на большем чем сто метров расстоянии от жилых домов, и не является основанием для изменения или отмены платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку сама по себе удаленность мест (контейнерных площадок) накопления отходов, учитывая общедоступность контейнеров для сбора отходов и обязанность собственников ТКО утилизировать отходы одним из предусмотренных нормативными правовыми актами способов, не лишала истца возможности получать услуги по обращению с ТКО и утилизировать мусор посредством бесконтейнерного сбора или путем его размещения на иных контейнерных площадках.
Доказательств, подтверждающих то, что Щербаковым ФИО23 был заключен договор на вывоз ТКО с иной, нежели АО «Ситиматик» организацией, и доказательств того, что истец Щербаков ФИО24 не пользовался услугами АО «Ситиматик» по вывозу твердых бытовых отходов в спорный период, стороной истца в дело не представлено.
Вопреки доводам жалобы, разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и обоснованно пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований. Оценка представленных сторонами доказательств осуществлена судом надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и результаты данной оценки приведены в решении.
Поскольку установленные ст. 330 ГПК РФ основания для отмены или изменения судебного решения отсутствуют, решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение мирового судьи судебного участка № 2 Аткарского района Саратовской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № 1 Аткарского района Саратовской области от 24 июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 сентября 2022 года.